"Топор" Минюста рубит, от демократизации щепки летят

Николай ДУДКИН

Как ни покажется парадоксальным, но древо демократизации в Казахстане под корень рубят те, кто по долгу службы обязан его взращивать, получая немалые деньги от налогоплательщиков. Прежде всего, "топор " заносит Министерство юстиции, возглавляемое Бауржаном Мухамеджановым. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем послании к народу о политическом положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики (от 30 сентября 1998 года) дал установку этому министерству: "упростить порядок регистрации и надзора за деятельностью казахстанских и зарубежных неправительственных организаций, желающих действовать на территории Казахстана, и поощрять формирование и активную деятельность таких организаций". Хотя это выглядело, скорее всего, широким жестом Назарбаева, сделанным с целью своих "честных и справедливых" перевыборов на новый срок, но кое-кто поверил в это, как в надежду в последней инстанции. В принципе все и должно бы делаться так, как продекларировал президент, однако... "Органы юстиции РК открыто игнорируют важную политическую установку главы государства", - это уже цитата из заявления члена президиума общественного объединения " Правовое развитие Казахстана" Виталия Воронова, которое он сделал на пресс-конференции в Алматы 8 февраля. Г-н Воронов, известный как адвокат экс-премьера Акежана Кажегельдина и как президент Алматинской юридической корпорации, предоставил отечественным и зарубежным журналистам документы, свидетельствующие о невыполнении органами юстиции возложенных на них законом обязанностей по регистрации юридических лиц (нарушение сроков, необоснованные отказы, перерыв в сроках); об ущемлении прав и законных интересов юридических и физических лиц; о противоправной "передаче" своих полномочий органам Комитета национальной безопасности.

Теперь - факты. В октябре минувшего года ответственным секретарем республиканского общественного движения "За честные выборы" Д. Кушимом были сданы в Агентство по регистрации недвижимости и юридических лиц Минюста документы этого движения. Согласно законодательству регистрацию нужно было произвести не позднее 15 дней со дня подачи заявления. Однако до настоящего времени это не сделано.

- Я посетил агентство, - рассказывает г-н Воронов, - встретился с главным специалистом г-жой Каспаковой, у которой находились на изучении документы движения "За честные выборы". Мне сразу же было заявлено о том, что они имеют ряд серьезных недостатков и предложили забрать документы на доработку. Попытка выяснить существо недостатков убедила меня в искусственности претензий и в том, что они основаны не на законе. Однако никакие возражения с моей стороны не принимались, аргументы не выслушивались. Г-жа Каспакова безапелляционно заявила, что издан приказ об отказе в регистрации, движение потеряет уплаченный регистрационный сбор, а если подаст жалобу в Верховный суд, то все равно проиграет судебный процесс. На это мною было сказано, что агентством безосновательно пропущен срок для издания приказа об отказе в регистрации. Но главный специалист вдруг сообщила: срок регистрации прерывался. На вопрос, почему заявителю не было сообщено об этом, Каспакова не нашла ничего другого как ответить: "Это является внутренним делом агентства".

3 февраля я позвонил из Алматы Каспаковой и попросил сообщить о мерах, принятых со стороны агентства по результатам нашего с ней разговора и выслать, если таковой имеется приказ об отказе в государственной регистрации. В ответ услышал: документы движения "За честные выборы" переданы вышедшей из отпуска Л.Аносовой, которой, естественно, в данный момент в агентстве нет.

В связи с такой ситуацией Воронов направил письмо г-ну Мухамеджанову, в котором подчеркивает: " Я не могу назвать подобное отношение к исполнению должностных обязанностей со стороны работников агентства иначе, как откровенным издевательством над гражданами и явным игнорированием требований закона. По моему мнению, это является несовместимым со статусом сотрудника органов юстиции."

19 января с.г., по сообщению Воронова им были сданы в упомянутое агентство документы на регистрацию общественного объединения "Республиканская народная партия Казахстана" (РНПК), которые также "попали" на изучение к Каспаковой. По истечении 15-дневного срока в том же телефонном разговоре (3 февраля) он поинтересовался результатами рассмотрения документов.

-Г-жа Каспакова, - сказал Воронов, - сообщила, что 1 февраля агентством издан приказ о прерывании срока регистрации " в связи с проверкой подлинности списка членов партии". На вопрос о том, чем же занималось агентство в течение 15-ти отпущенных законом на проверку документов дней вразумительного ответа я не получил. Копию приказа о перерыве регистрации главный специалист выслать в Алматы отказалась, "порекомендовав", прибыть за ним в Астану.

Комментируя этот факт, Воронов подчеркнул, что он также является наглядной иллюстрацией необъективного отношения сотрудников агентства к регистрации движения РНПК.

В августе прошлого года объединение "Правовое развитие Казахстана" инициировало процесс создания местных неправительственных организаций "Выборы -2000", основными уставными задачами которых являются содействие реализации конституционных прав граждан избирать и быть избранными, участвовать в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей. Проекты учредительных документов названных общественных объединений, по сообщению Воронова были разработаны президиумом ОПОК и негосударственным учреждением "Алматинское юридическая корпорация" в точном соответствии с Конституцией и действующим законодательством РК. Однако многие территориальные органы юстиции стали препятствовать регистрации этих организаций, затягивая ее сроки, либо отказывая по надуманным основаниям.

-Особую тревогу вызывает то обстоятельство, - говорит Воронов, - что регистрирующие органы, которым ( и только которым!) предоставлено право проверки соответствия учредительных документов и процедуры создания НПО действующему законодательству, в ряде областей вдруг стали перекладывать эту функцию на органы Комитета национальной безопасности. Так, в Алматинской, Южно-Казахстанской, Жамбылской, Атырауской, Мангистауской областях инициаторы создания НПО были сразу же обвинены сотрудниками КНБ в антипрезидентской деятельности. В результате этих обвинений и оказанного на инициаторов давления часть из них вынуждена была отказаться от учредительства в НПО.

-Сам факт наличия отмеченных отказов по надуманным причинам, - подчеркивает Воронов, - да еще с привлечением работников КНБ, ставит в двусмысленное положение руководство Минюста и Комитета Национальной безопасности, более того - самого главу нашего государства. Это особенно нетерпимо на фоне публичного одобрения мировым сообществом предложенных нашим президентом мер по демократизации общества, по развитию НПО, по справедливой и честной организации избирательного процесса в Казахстане.

Тут, как говорится, не убавить не прибавить. Но возникает вопрос: сколько же еще будет (по своей инициативе или по заказу) Минюст ударять топором по древу демократии? Оно ведь итак еле держится и на щепки исходит. А самое грустное - демократия в республике продолжает подменяться иммитацией демократизации, партия власти подавляет тех, кто не с ней, ущемляются права и жизненные интересы людей, которым не хватает свежего воздуха свободы.

9 февраля 1999 года

TNSE