Открытое письмо

Президенту Республики Казахстан Н. Назарбаеву.

 

Ученому не быть льстецом покорным!

Уважаемый Нурсултан Абишевич!

К Вам обращается представитель медицинской науки и педагог высшей школы, доктор медицинских наук. Я прошла путь от студентки до заведующей кафедрой Медицинской академии г. Астаны. Свой профессиональный долг вижу в честном служении делу науки и образования. Теперешнее нелегкое состояние нашего общества обостряет чувство личной ответственности за порученное дело. Всю свою сознательную жизнь (около 20 лет научно-педагогической деятельности) я с полной самоотдачей выполняла свою любимую работу. По моим представлениям, преподаватель высшей школы, научный работник не имеет право выступать перед молодежью, если он сам не является примером честного, бескорыстного, принципиального служения долгу.

Будучи председателем Диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций Медицинской академии, я отклонила научную работу как не соответствовавшую профилю специальности совета. Мои претензии не распространялись на автора или другие личности. Они нормативно-обязательны во всех случаях. Но тут диссертация представлялась по рекомендации нынешнего ректора академии Р. К. Тулебаева. И требовалось закрыть глаза на существующие правила. Я не закрыла. За это была в одночасье смещена и с поста председателя совета, и с должности заведующей кафедрой патофизиологии. Сделано это было во время болезни, без предупреждения.

Мое личное письмо, написанное Вам с изложением ситуации, передали ректору академии, который огласил его на заседании Ученого совета выборочно, со своими комментариями. Я обжаловала эти незаконные действия должностного лица. Министерство культуры, образования и здравоохранения по факту незаконной передачи письма наложило дисциплинарные взыскания на целый ряд государственных служащих Комитета за нарушение порядка рассмотрения обращения граждан. Однако главному виновнику случившегося - ректору нашей академии - было объявлено лишь замечание, которое не научило его уважать законы и конституционные права человека. В должности заведующего кафедрой я была восстановлена судом, суд же вынес частное определение в адрес администрации и даже определил мне компенсацию за моральный ущерб в размере 4-х тысяч тенге.

Но моральный вред который был нанесен мне в процессе борьбы за справедливость, ничем не возмещен. Руководство академии, несмотря на частное определение суда, не принесло мне извинений. Более того, скрывая истину, оно продолжает формировать общественное мнение обо мне как о жалобщице, сутяге, возмутителе спокойствия в коллективе. Все действия администрации направлены на то, чтобы избавиться от неуступчивого, непокорного сотрудника.

На самом деле я вовсе не хотела бы заниматься борьбой. Я ученый, мне есть над чем работать во славу своего вуза и республики. Анализируя свои действия, я не могу найти ответы на вопросы - в чем я не права, в чем же заключается моя вина? Наша академия была до недавнего времени одной из лучших кузниц кадров не только в Республике Казахстан, но и за ее пределами. Останется ли она такой, если ныне заданный стиль руководства укрепится? Уже сегодня морально-психологический климат в академии нельзя считать здоровым. У людей, даже тех, кто понимает и морально поддерживает меня, состояние всеобщего страха быть уволенными и чувство безнадежности. В этих условиях проводится конкурс (3.02.99г.) на замещение вакантной должности заведующего кафедрой. Им в таких условиях должен стать только ставленник ректора.

Я была настроена уйти из академии и даже уехать из Казахстана. Работа для меня найдется. Я далеко не последний человек в медицинской науке. Об этом говорит и факт включения меня в состав Акмолинской делегации женщин, приглашенных к Вам в Президентский дворец на празднование Международного женского дня 8 Марта в прошлом году. Но, поразмыслив серьезно, намерения изменила. Если уеду я, как уехали многие умные и талантливые до нас; кто же станет помогать Вам, Нурсултан Абишевич, в реализации вашей политики? Кто поможет Вам сделать нашу страну образованной, процветающей, богатой? Я остаюсь ради того, чтобы помогать Вам. Поймите, речь сегодня не о должности, которой меня лишают теперь уже "формально правильным" способом. Речь о том, что работать теперь уже и рядовым профессором, как показывает ход событий, мне придется в условиях борьбы против научной беспринципности, волюнтаризма администрации вуза, явных элементов коррупции.

Уважаемый Нурсултан Абишевич! Ваш авторитет может и должен изменить пассивную позицию министерства в отношении существующего произвола со стороны руководителей вузов. Люди, которые готовы практически безвозмездно работать во славу вуза, во имя процветания науки и образования нашей страны, не должны подвергаться травле и преследованию. Они нуждаются в поддержке. В отдельном случае может оказаться достаточно Вашего личного укора чиновнику. А в целом, может быть, пора уже подумать о формах общественного контроля за деятельностью руководителей образования, например, в виде попечительских советов вузов.

Я очень надеюсь, что вы воспримете мое открытое письмо не как очередную жалобу, а как крик души патриота и Вашего соратника.

С уважением, доктор медицинских наук Нургуль ХАМЗИНА

 

“Отечество” 4 февраля 1999 года

TNSE