Сколько стоит лечение чиновников

Елена БРУСИЛОВСКАЯ

ОБ ЭТОМ скандале не написал разве что ленивый.

Итак, 10 января, когда вся страна дружными рядами потянулась к избирательным урнам, два друга - Оразали Ержанов и Асхат Даулбаев, морозным утром отправились на охоту.

"Ну и что с того? - скажет не посвященный в тонкости читатель. - Охота у нас пока еще не запрещена". Так-то оно так, но есть здесь один нюанс. Эти два друга были не рядовыми казахстанцами, а чиновниками высокого ранга:

Ержанов - вице-министр финансов, председатель Департамента по госимуществу и приватизации, Даулбаев - вице-министр юстиции.

"Ну и что? - опять может сказать неискушенный читатель. - Не они первые решили "оттянуться" на охоте, не они последние".

Так-то оно так, но вертолет, к несчастью, потерпел аварию, да такую, что оба друга в ней серьезно пострадали. К этим несчастьям добавилось еще и то, что об их злоключениях прознали газетчики. И понеслось...

"Панорама", № 2:

"10 января в районе Кургальджинского заповедника Акмолинской области потерпел аварию вертолет "МИ-2", принадлежащий ДОСААФ Астаны, с шестью пассажирами на борту.

...По неофициальным источникам "Панорамы", приблизительно в 11 часов утра вертолет, управляемый Сергеем Цыбиным, с 4 пассажирами вылетел с аэродрома Астаны в сторону Кургальджинского района. По дороге в поселке Нугман была сделана посадка - надо было произвести заправку и взять в качестве проводника местного егеря Андрея Егорова. После чего вертолет взял курс на заповедную территорию, где примерно в 14.30 произошла авария".

"Г-н Ержанов получил ожоги около 30 процентов кожи, г-н Даулбаев пострадал чуть меньше" - вторит "НП" (№ 2).

И вот здесь появляются на свет весьма пикантные подробности. То же "НП" пишет:

"Пострадавших перевезли в столицу, где тут же был немедленно заказан самолет-госпиталь из Израиля с двумя пилотами и тремя врачами. Сейчас вице-министр Ержанов находится на лечении за границей.

Специалисты оценивают вызов вышеупомянутой "скорой помощи" и курс лечения в сумму порядка полумиллиона долларов".

Но и это еще не все. В одном из следующих номеров (№ 5) газета сообщает: "...из резервного фонда правительства специальным распоряжением на лечение Оразалы Ержанова было выделено 40 тысяч долларов США. Таким образом родной Минфин постарался быстрее вернуть в строй своего руководителя".

А "Панорама" (№ 2), в свою очередь, добавляет: "...установлено, что разрешение на вылет воздушного транспорта ни "Казаэронавигация", ни Управление воздушным движением МО не давали".

Правда, вскоре в СМИ появилась уже цифра в 60 тысяч долларов. Словно оправдываясь перед разгневанным народом, парламентарии потребовали объяснений у правительства.

Объясняться с журналистами на состоявшейся в Астане пресс-конференции пришлось министру финансов Оразу Джандосову, который попытался "успокоить" общественность, сообщив, что г-н Ержанов обязался вернуть все до цента.

Мы далеки от того, чтобы смеяться над чужой бедой, но недоумение эти и им подобные факты вызывают, и не только у нас - почему в нашей стране столь трогательную заботу о здоровье проявляют только в отношении высокопоставленных лиц?

Кто подписал распоряжение об этом долларовом дожде из резервного фонда правительства? Почему, когда у нас разбегаются от безысходности целые поселки, им из того же фонда не выделяется ни тиына?! Кстати, в Израиле день лечения в самой средней клинике стоит от 1000 до 1500 долларов. Надеемся, что честь Казахстана не замарана и г-н Ержанов лечится не в захудалой больничке.

Говорят, эти расходы оплатили сами родственники пострадавшего. Вероятно, долго пришлось копить, учитывая средний оклад замминистра - 500 долларов. (Правда, есть информация, что заработная плата руководителей Минфина не так давно была повышена, и небольшой ее никак не назовешь.)

Может, поэтому наши чиновники так не любят заполнять декларации о доходах?

Вопросов - больше, чем ответов. Например, для чего нужен вояж за тридевять земель, когда с ожогами 30 процентов кожи наши медики справляются не хуже израильских?

Впрочем, скандал, кажется, получил свое развитие. Из источников, близких к президенту, стало известно, что г-н Назарбаев был крайне удивлен, узнав, чем занимаются чиновники в день выборов. Президент сам хоть и редко охотится, но знает: не вышел до рассвета - покупай трофеи на базаре. От кого же требовать гражданских инициатив, как не от своей команды?

Как будут охотники доказывать, что еще затемно они отдали свои голоса, надеемся сообщить отдельно.

А тем временем: "...рядом с Атырау потерпел аварию вертолет, на борту которого находился г-н Абдыкаримов, председатель Государственной комиссии по коррупции. Он тоже охотился" ("НП" № 2).

Но и это еще не конец. Вы будете смеяться, дорогие наши читатели, но после первого в этом году заседания Государственной комиссии по борьбе с коррупцией, которое состоялось 17 февраля в Астане, тот же самый Оралбай Абдыкаримов сообщил журналистам о возможном рассмотрении инцидента с падением вертолета недалеко от Кургальджинского заповедника. Правда, когда оба вице-министра поправят свое здоровье.

"Аргументы и факты" февраль 1999 года

TNSE