Мангышлакский энергокомбинат:
Хроника пикирующего атомного объекта

Декабрь 1994 года.
Мировые информационные агентства передают сообщение о пожаре на реакторе в Актау. Главный инженер энергокомбината Петр Лазаренко уточняет, что на самом деле пожара не было: в теплоизоляцию главного циркулярного насоса вылилось около 20 литров машинного масла, после чего пожарная часть “предупредила возможное возгорание”.

Январь 1997 года.
Кабинет Министров РК принял постановление “Вопросы социально-экономического развития Мангистауской области”, в котором предусмотрен ряд мер для финансового оздоровления комбината.

Февраль-март 1997 года.
Рабочие МАЭК пикетируют администрацию комбината с требованием погасить долги по зарплате за 10 месяцев.

Апрель 1997 года.
Правительство РК приняло решение о приватизации МАЭК. Начинается акционирование комбината. Финансовый аудит свидетельствует о том, что предприятие находится на грани банкротства. Рабочие протестуют против продажи комбината “за спиной коллектива”.

Август 1997 года.
Ядерный реактор остановлен на “планово-предупредительный ремонт”, который вынужденно длился четыре месяца. Причина – отсутствие необходимых запасных частей и химических реагентов от поставщиков России, с которыми комбинат не смог расплатиться за предыдущие поставки.

Ноябрь 1997 года.
Министр науки РК Владимир Школьник заявил, что “персонал неработающего реактора является источником технологических нарушений, аварийных ситуаций, снижения дисциплины”.

Ноябрь 1997 года.
В ходе официального визита президента Назарбаева в США американская сторона выразила обеспокоенность ситуацией на атомном реакторе в Актау и предложила техническое и финансовое содействие.

Ноябрь 1997 года.
Ситуацию на комбинате рассматривает специальная правительственная комиссия. В качестве одной из мер для выхода из финансового кризиса обсуждается вариант повышения тарифов на воду и электроэнергию в 2-4 раза.

Декабрь 1997 года.
Массовое нарушение пропускного режима на проходной комбината – толпа рабочих, спешащих после окончания смены к автобусам, нарушая режим, прошла через проходную, причинив легкие телесные повреждения сотруднику охраны, вооруженному автоматом Калашникова.

Февраль 1998 года.
Правительство РК приняло постановление “О первоочередных мерах по реструктуризации промышленности Мангистауской области”. На заседании правительства констатировано, что прежнее постановление не выполнено. Однако для выполнения нового по-прежнему нет денег.

Февраль 1998 года.
Рабочие МАЭК провели митинг и организовали пикетирование администрации с требованием привлечь к уголовной ответственности руководителей комбината за многомесячную невыплату зарплаты и развал производства.

Февраль 1998 года.
Правительство РК принимает решение о подготовке комбината к передаче во внешнее управление. “Разгребание финансовых завалов” поручено специалистам “Казкоммерцбанка”.

Февраль-март 1998 года.
В Актау прибыла специальная комиссия по внешнему управлению МАЭК. Пытаясь “выбить” долги комбинату, руководство комиссии решается на чрезвычайные меры: в Актау начинаются массовые отключения электроэнергии с 10 до 18 часов. Это вызвало возмущение местных жителей.

Март 1998 года.
Депутаты Актауского городского маслихата приняли обращение к парламенту и правительству РК. “Непродуманные действия госкомиссии на комбинате вызвали резкое ухудшение социально-политической ситуации в Актау”, - говорится в нем.

Март 1998 года.
Независимый профсоюз МАЭК направил обращение руководству Казахстана. В этом обращение ситуация на комбинате оценивается как “полный развал”. Авторы подчеркивают, что оборудование на атомном объекте практически не ремонтируется, его износ составляет 72 процента.

Апрель 1998 года.
Массовые отключения электроэнергии в Актау прекращены по предписанию областного прокурора.

Февраль 1999 года.
Около тысячи сотрудников МАЭК провели митинг, протестуя против задержки зарплаты и предстоящих сокращений. Рабочие грозят организовать пикеты кабинетов и квартир руководителей комбината и областной администрации.

Февраль 1999 года.
Коллегия Мангистауского областного суда приняла решение о замораживании всех долгов комбината и освобождении предприятия от налогов на 24 месяца.

“Центральноазиатский бюллетень”, 18 февраля 1999 года, №7.