Бюджетный иллюзион от власти
Николай Дудкин
В Казахстане разгорается нешуточный бюджетный скандал. Главный финансовый документ страны, приятный в декабре прошлого года под "честные и справедливые" перевыборы Президента Нурсултана Назарбаева после 10 января устарел и стал никчемным. Правительство нефтяника Нурлана Балгимбаева теперь обречено " подставляться" под парламент с новым бюджетом.
Как ни покажется парадоксальным, но в год желтого кота и кролика суверенный Казахстан вступил без… бюджета. Т.е. де-юре этот главный финансовый документ вроде бы существует: он был утвержден парламентом 14 декабря минувшего года и вскоре подписан Президентом. Более того, доходные и расходные части бюджета доведены до министерств и ведомств всех регионов, как руководство к действию. Но после января вдруг выяснилось, что действовать по этому бюджету никак не можно, поскольку он ирреален. Значит, де-факто бюджет стал бессмысленным.
Вот и "футы-нуты, лапти гнуты". Ведь до перевыборов Президента самые высокопоставленные лица в стране ничтоже сумняшися твердили: в Казахстане принят хотя и жесткий, но реалистичный бюджет -99. При этом заявлялось: в его принятии мы опередили Россию, где бюджет превратился в "поле битвы политических амбиций". При этом добавлялось: хотя бюджет у нас небогатый, зато социально ориентированный. Тогдашний министр финансов Сауат Мынбаев, ставший ответработником в администрации Президента, даже позволил себе уменьшить жесткость главного финансового документа, сказав, что по предложениям депутатов расходная часть его увеличена на 113 млрд тенге. А в пропрезидентских СМИ в те дни тогда с пропагандистской шумихой преподносилось
то, что " едва ли ни половина всех бюджетных расходов (148,2 млрд тенге), приходится на функциональную группу "Социальная помощь и социальное обеспечение". Так, расходы на образование увеличиваются на 22,5 проц. в сравнении с 1998 годом. Ну разве могли при таком ожидаемом облагодетельствовании учителя, студенты, их родители и близкие не проголосовать за того, кого и выбрали!? Видимо, также клюнули на финансовые посулы медицинские работники, коммунальщики, военные, даже пенсионеры.Но теперь ни для кого не секрет, что продвинутый тогда через парламент бюджет был явно политизирован. А эпитеты "жесткий, но реалистичный" использовались лишь в качестве лапши на уши.
Мощная пропагандистская машина правящего режима тогда напрочь заглушала голоса тех, кто пытался развенчать бюджетный иллюзион, сказать правду. И все же здравые мнения пробивались. Аналитики и представители от оппозиции заявляли, что реальные прогнозы и реальное социально-экономическое положение в стране искажается на разных уровнях власти. Что показатели и доходов и расходов в бюджете явно завышены. На самом деле казна пуста, тают золотовалютные резервы, значительные суммы уходят в теневую экономику от приватизации наживаются лишь те, кто ею занимается.
К сожалению, разумным мнениям и предложениям власти не вняли, но добились главного - опять остались рулевыми страны. Только вот куда рулить-то теперь?
В стране усугубляются кризисные явления и нет финансово-экономических ориентиров. Теперь даже ново-старый премьер-министр Нурлан Балгимбаев вынужден признать: "Ухудшение ситуации сделало бюджет фактически нереальным". Однако это слишком запоздалое признание. Г-н Балгимбаев еще в ноябре прошлого года не мог не видеть ирреальность сформированного бюджета, в котором не учитывались ухудшающаяся конъюнктура мировых рынков, падение цен на нефть и металлы.
Враз "состарившийся" фарс-бюджет оказался настолько нежизнеспособным, что его даже не может спасти пресловутое секвестирование. Правительство вынуждено сформировать новый вариант главной финансовой книги, который будет внесен на рассмотрение парламента в начале февраля. А 3 февраля сам премьер-министр намеревается отстаивать новый бюджет на заседании высшего законодательного органа.
Между прочим, парламент тоже оказывается в двусмысленном положении. Ему придется самого себя высечь, уподобясь унтер-офицерской вдове. Пойдут ли на это депутаты и сенаторы? Если пойдут, то многие из них рискуют потерять лицо перед предстоящими парламентскими выборами. А на это им, полагаем, далеко не наплевать. Тем более, что в связи со
скандалом вокруг бюджета стремится нажить политический капиталец оппозиция, которая не дремлет и намеревается осенью "взять" парламент, а там, глядишь, и кресла повыше.Как предрекают аналитики, парламентариям не удастся " и рыбку съесть, и ноги не замочить", то бишь свою репутацию в случае принятия нового варианта бюджета. И в то же время нельзя оставлять страну, общество без сколько-нибудь реалистичного главного финансового документа.
Вот какой прецедент создался в Казахстане после президентских перевыборов и утверждения ново-старого правительства. И он может оказаться не последним.
А что же Президент? По мнению аналитиков, он свысока будет наблюдать за скандалом вокруг бюджета и потом "жесткой рукой" прекратит его.
А кто окажется крайним? Как всегда, проиграют простые смертные. Уже высказываются мнения, что новый бюджет будет жесточайшим по отношению к ним: в нем намечается значительно урезать расходы по той же функциональной группе " Социальная помощь и социальное обеспечение". В общей сложности статьи расходов , видимо, будут сокращены на 30 млрд тенге, если не более. Уже предупреждены медицинские учреждения, что объем гарантированных бесплатных услуг больным следует уменьшить до 30 проц. Ожидается дальнейшее упорядочение (считай, сокращение) льгот различным категориям граждан, в том числе военным. Словом, обнищавшему подавляющему большинству казахстанцев придется еще потуже затянуть пояса. Как тут ни скажешь: за что боролись, на то и напоролись.
28 января 1999 года
TNSE