Королевство кривых зеркал
Ер КУШ
Взгляд из зрительской ложи на спектакле "Свободные выборы "
Кто-то из великих сказал: "Вся жизнь - театр, а люди в нем - актеры!" Наблюдая в последнее время, как разворачивается спектакль под названием "Свободные выборы в Казахстане", все больше убеждаюсь в справедливости этой мысли. Здесь все как в настоящем театре: свой режиссер-постановщик, он же главное действующее лицо, он же главный автор и продюсер спектакля - "всенародно избранный", а сейчас и кандидат в "пожизненные". Ассистенты режиссера - предвыборный штаб, во главе с "бывшим" премьером Терещенко и "временно неработающей" доктором Даригой Назарбаевой. Сценаристы - московские имиджмейкеры. Актеры - парламент во главе со спикером, двое кандидатов в президенты - Габбасов и Касымов, суд и правоохранительные органы, Центризбирком, а также СМИ в лице "Хабара", "Каравана" и КТК, они же осветители и рабочие сцены. Есть продюсеры и спонсоры спектакля - так называемые "новые казахи", бывшие бизнесмены, а сейчас главная чиновничья рать и банкиры. Простой народ, называемый сейчас модным словом "электорат", пока в зрительном зале.
Первое действие спектакля разворачивается в парламенте. Не пересказывая действие, отметим игру актеров. Неплохо сыграл спикер, нельзя без умиления смотреть на игру группы "самых честных и правдивых депутатов" - героев данного действия. Недаром в конце эпизода главный герой воскликнул: "Я вас не забуду!"
Второе действие разворачивается в Центральной избирательной комиссии, а также в районном и Верховном суде. Краткое содержание действия: выдвижение в кандидаты и их регистрация. Зрители не видят действия, но догадываются, что происходит, из авторского текста, озвучиваемого приятным баритоном Рериха, а также отдельных выкриков скрытых за сценой актеров. Отчетливо слышатся только некоторые фразы: "Он правонарушитель...", "Немножко Дима Якубович...". "Где Полтарабатько? Где Полтарабатько?" - это из монолога Чацкого "А судьи кто?" и так далее.
Третье действие идет по Чехову. Помните фразу: "Если на сцене висит ружье, в конце оно должно выстрелить"? Действие разворачивается в студии КТК. Крупным планом - ваза, цветы. Двое разговаривают между собой. Один в камуфляже, усатый, нервный. Второй лысый, спокойный, ехидный. Первый вскакивает, кидает вазу, цветы, слышатся аплодисменты - занавес закрывается. Четвертое действие разворачивается на улицах города, в студиях КТК, "Хабара" и на газетных полосах СМИ, заметно усердие "Каравана". Действующие лица все те же, причем усатый все время меняет актерское
платье, импровизирует, иногда выходя за рамки сценария, при этом упорно отказывается говорить по-казахски. Народ постепенно из зрителей переходит в действующие лица. Театр тоже видоизменяется, постепенно превращаясь в кукольный. Помните, как в песне А. Макаревича "Кукол дергают за нитки..."? Антракт, продолжение следует.Нам предстоит еще посмотреть много действий спектакля, который я хотел бы охарактеризовать как трагикомедию. Но конец его, как обычно в театрах, в 20.30, или полдевятого вечера.
И в конце, почему такой заголовок. Помните старую сказку, по которой был снят отличный фильм, в котором Анидаг играла жена великого Вертинского? Там показали королевство, в котором зеркала, отражая, искажали действительность с точностью до наоборот. Толстый становился худым, старый - молодым, злой - добрым, некрасивый -красивым и так далее. Мне кажется, что наша страна чем-то смахивает на это королевство или, по крайней мере, ее хотят такой сделать. Боюсь, как бы персонажи нашей "сказки" не перешли в другую сказку, например под названием "Голый король". Поживем - увидим.
“Ярмарка” 7 января 1999 года
TNVP