Власть и народ: принцип заграждения
Владимир МАРКОВ, инженер-физик
Тоталитарная традиция живуча по сей день
Как явление современной истории заградительные отряды возникли в молодом советском государстве. О них уже в начале гражданской войны, а было это в 1918 году, говорил Лев Троцкий. Эти отряды действовали во время Великой Отечественной. И поэтому о них более-менее известно. К сожалению, очень часто принцип заградительных отрядов применяется против людей... в совершенно мирное время.
Антидемпинг против ... народа
Часто приходится слышать, что в зарубежных странах дотируются производства и поэтому импортируемые товары дешевле отечественных, что нужно защитить внутреннего производителя. И совершенно нет речи о том, что в сущности означает импорт дешевых продуктов питания в страну, где не обеспечивается прожиточный минимум.
Недавно прошел VII Форум предпринимателей Казахстана. О чем говорилось там первым должностным лицом государства? О демпинге. И относилось это к дешевым продуктам питания, поступающим из-за границы. Демпинг — это вывоз товаров из страны за границу по ценам, значительно более низким, чем цены внутри этой страны или на мировом рынке. О высоких внутренних ценах на бензин речи не шло. А это представляет интерес как показатель. Директор Республиканского агентства по бизнесу Б.Имашев предложил запретить ввоз аналогичных импортных товаров, производимых в Казахстане, в целях защиты отечественных производителей.
Довольно далеко в оценке ситуации столкновения дорогих и более дешеых товаров зашел министр энергетики, индустрии и торговли М.Аблязов. Он назвал ее недобросовестной. Значит, следуя его логике, если у человека, живущего за чертой выживания, отобрать возможность дешевой покупки съестного, то это — проявить совесть? Очевидно, что для человека, который живет ниже уровня прожиточного минимума, это изъятие иностранной помощи непосильно, он не сможет купить дешевый и качественный товар, сделать свое бытие сносным. Наиболее зримое представление о доброте и совестливости здесь дает следующее пояснение. Если на продукты питания повысить цены на 10 процентов, то это повышение приведет к тому, что человек каждый месяц будет иметь три дня без пищи к
остальным полуголодным дням или ежедневно иметь еще более нетерпимое существование.А что мы имеем сейчас в результате экономической политики государства и его отношения к международным нормам? Это можно видеть на конкретном примере. Стоимость сахара в магазинах Алматы более чем в два раза превышает его цену на мировом рынке. Из-за чего повышается цена на сахар, куда уходит повышение магазинной цены над мировой?
Послушаем предпринимателей. Они говорят, что почти весь доход забирает государство. Этому соответствуют слова директора Департамента по бизнесу аппарата акима бывшей столицы С.Туржанова: если предприниматель сегодня будет платить все налоги, то он разорится. А государственное повышение цен на продукты питания в два раза означает, что, покупая их по существующей цене, одна половина населения может бесплатно обеспечивать ими другую.
Может возникнуть вопрос: а где взять столько валюты, чтобы покупать дешевые продукты питания у иностранцев? Да не в валюте здесь дело. Мировая цена определяет экономически оправданные затраты. Если деньги из производства и потребления продуктов питания в отдельной стране будут выводиться в другие сферы, а границы будут перекрыты, заграждены, барьерно и полностью, то цены на удовлетворение насущных потребностей будут выше мировых и иметь возрастание сезонное, спекулятивное и другие. Что очень важно, рост будет не в том соотношении, которое прямо определяется долей выводимых денег, а в существенно более высокой пропорции.
Механизм здесь предельно прост. Капитал перетекает туда, где он возрастает быстрее. Эти сферы высокого возрастания определяются скоростями оборотов, разницами между себестоимостями и ценами реализации, государственными льготами, отдельными поблажками, теневыми путями и другими факторами. Но рыночные механизмы устанавливают баланс. Они и обеспечивают равные или сопоставимые нормы прибыли. В сфере продуктов питания это достигается через сильное возрастание цен.
Такие перетекания денег, определяемые государственным устройством, не абстрактны для людей, так как сильно влияют на уровень цен. Более того, для части населения они жизненно важны. Возникающая проблема наиболее актуальна и существенна для многих пенсионеров по возрасту, которые не могут иметь дополнительные заработки. Так как величина в три тысячи тенге не обеспечивает в Алматы для отдельного человека минимальных норм в питании и жилье.
Какова альтернатива прожиточному минимуму в государственном обустройстве экономики? Она состоит в соблюдении простых подходов. Все, что получает государство по цепочке продуктов питания, должно всецело идти на обеспечение прожиточного минимума по ним. Все, что имеет по цепочке жилищных благ, должно поступать на то же обеспечение через пособия и компенсации. И так по всем частям прожиточного минимума. При этом не надо забывать, что есть еще земля, нефть, газ, полезные ископаемые, другие достояния или экономические ценности и, конечно, дорогие “излишества” или удовольствия: алкоголь, табак.
В изложенном подходе реализуется непосредственная ориентация на человека и его потребности. Сущность этой совокупности мер заключается не в том, чтобы пренебречь потребностями сверхминимальными, а в том, чтобы за их удовлетворение не платили те, кому недостает средств на жилье и питание.
Заградительные отряды из запасников
Принцип заграждения, когда в угоду политико-экономическим целям верхов часть населения умерщвляется, — не изобретение существующих властей. Не стоит сваливать авторство на теперешних руководителей. Надо знать свою историю и прежде всего советский период. Раньше заградительные отряды обеспечивали смерть одних и выживание других. Сейчас же заграждения действуют на сокращение жизни одних и обогащение других. Если обижаться, то следует это делать на разницу. И иметь в виду, что раньше действие было более количественно изничтожающим
и индивидуально жестоким, особенно по отношению к тем, для которых по возрасту жизнь виделась еще предстоящей.И, во-вторых, в имеющейся ситуации, как и в целом, выход находится в гласности, демократии, рыночных гражданских отношениях, правовом государстве
.Но, пожалуй, нет, с подачи идеологов прошлого, более оплеванных понятий, чем гласность и демократия. Гласность отождествляется с очернительством. На демократизацию вешаются все негативные явления наших дней.
Между тем, гласность по отношению к государству заключается в том, что каждый гражданин должен исчерпывающе знать: первое, сколько платится чиновникам за исполнение или неисполнение ими своих обязанностей, за ту организацию жизни, которая присутствует, и второе, куда идут собираемые деньги, кому и как даются льготы?
Демократия прежде всего состоит в том, чтобы — первое: большая часть денег проходила через карман отдельного человека, хотя бы половина, и второе: от общества зависело расходование денег из государственного кармана, казны. В США в валовом внутреннем продукте 60 процентов идет на выплату заработной платы. То есть с единицы продукции такая часть платится человеку за его работу.
В Казахстане эта часть заведомо не превышает 30 процентов, а по некоторым оценкам, она лежит между 15 и 20 процентами. Недополученные деньги идут на разворовывание. Воровство • же далеко не исчерпывается уголовно-наказуемыми деяниями, оно заключается и в скрытном от отдельного человека расходовании средств, которое при достаточной гласности не было бы одобрено и общественно поддержано. В связи с вопросом о демократии полезно задуматься над словами, недавно сказанными в связи с выборами президента: демократия не может быть безбрежной.
Что это значит? Без сомнения, переход к рынку с его следствиями — самая болезненная реальность для большей части населения. Но и здесь надо разобраться: рыночные отношения еще далеки от того, чтобы быть определяющими в Казахстане.
Да, для простого населения введен рынок, но рынок, искаженно уродливый. А те, кто теневым образом приближен к власти и кормушкам, живут при неокоммунизме. Цены на продукты питания взвинчены. В России более высокое натуральное наполнение минимальных выплат и средней заработной платы. Граница для пособий по жилью в Казахстане — 30 процентов от дохода, у северного соседа — 12,5. Исходя из этого, следуя логике, что рынок это — плохо, Казахстан должен быть рыночным. Мировое сообщество считает более рыночной Российскую Федерацию. И тяжесть для населения у нас не от рынка, а от суверенных принципов. А что касается трудностей
в России, то они во многом определяются огромными военно-промышленным комплексом и армией, сохранением космических программ и реформированием вооруженных сил. Особые трудности с рынком в Казахстане определяются тем, что государство объективно движется в обратную сторону.В нынешнем государственном устройстве принцип заграждения действует не только в изначальном смысле, но и в сферах гласности, демократизации, рыночных и гражданских отношений.
"XXI век" 6 января 1999 года
TNNP
TNSE