Быть ли балу Балгимбаева
Бигельды ГАБДУЛЛИН
Выборная вакханалия завершилась! Как и положено, воцарили нового старого президента. Главное, что я вынес из этой нелицеприятной истории: основные препятствия на пути народа к нормальной жизни - он сам. А не какие-то политики и чиновники. В казахстанском обществе можно выделить массу неоспоримых добротных качеств, но
при этом мы обнаружим и полное гражданское безразличие, и абсолютную политическую незрелость. Люди готовы проголосовать за любого человека и не способны отвечать за свой выбор. Поэтому мы имеем ту Власть, которая потом имеет нас.Беда наша - в саморазвращении общества. Подавляющее большинство не верит в то, что ОНО выбирало президента, не верит, что ОНО тоже отвечает за страну, в которой живет. Оно не способно сочувствовать какой бы то ни было власти, чувствовать вместе с ней ответственность за настоящее и
будущее государства. А раз так, то и Власти в какой-то мере наплевать на народ.Шумно и весело завершилась инаугурация президента, теперь наступила пора подумать о Правительстве. Каким оно будет, кто его возглавит?
Мне представляется, что президент в очередной раз покажет свою знаменитую непредсказуемость, и это несмотря на то, что он сразу же после объявления предварительных итогов выборов успел заявить: Балгимбаев сформирует новое Правительство.
Известно, что президент еще осенью прошлого года, как минимум, четверым чиновникам пообещал пост премьера. И сегодня каждый из них ждет взлета своей карьеры. А что касается Н. Балгимбаева, то, на мой взгляд, шансов остаться на своем посту у него практически нет. И вот почему.
Его кабинет не только не сплотил вокруг себя "партию власти", но с каждым днем вызывал явное раздражение все большей части видных представителей этой партии, не смог добиться компромисса в работе с оспановским Мажилисом, настроив против себя большинство депутатов. Плюс ко всему, Балгимбаев за
время своего премьерства так и не удосужился выдать президенту хоть какую-нибудь свежую идею по оживлению экономики: напротив, превратил Правительство в придаток горстки приближенных к президенту людей, которые, расталкивая локтями других, осуществляют выгодные для себя сделки.Результатом стало разрушение системы выработки, принятия и реализации политических решений, госмеханизм перестал нормально функционировать. Стоит ли после этого говорить о невыплате пенсий, зарплаты, стипендий, увеличении числа безработных и других социальных негативах, имеющих место в стране?
Теперь перед президентом Назарбаевым стоит жесткая альтернатива: либо он возьмется за подъем эффективности работы Правительства, предоставив ему большую свободу в сфере исполнения решений, и тогда обязательно проявится профессионализм в деятельности, как отдельных министров, так и Кабмина в целом. Либо президент непременно захочет сформировать неполитическое Правительство, дабы не "испортить" себе выборы в местные органы и Парламент.
От исхода такой альтернативы, конечно же, будет зависеть как состав нового Правительства, так и персона самого премьера.
Если политическая жизнь страны разовьется по первому сценарию, то выиграет не только народ, но и Парламент. Только полностью отдав Правительству исполнительно-профессиональные функции, президент сможет стать реальным центром политической власти. Безусловно, тогда рельефно проявится потенциальная ключевая роль и будущего нового Парламента.
При таком стечении обстоятельств, вероятно, придется всем забыть всяческие обиды и инициировать идею заключения Пакта о согласии.
В этом документе, наверное, должны быть прописаны основы дальнейшего экономического и политического развития Казахстана - демократия и рыночная экономика. Для участия в обсуждении и согласовании этого важного документа должны быть приглашены все: от Кажегельдина до Елеусизова и академика Аимбетова.
Хорошо бы, если идея Пакта была выдвинута самим Н. Назарбаевым. Такой шаг со стороны президента существенно поднял бы его репутацию перед Западом после не совсем легитимных выборов. Ведь там не любят даже намеков на нечистоплотность игры. Избравшись нецивилизованным путем, можно легко получить клеймо отверженного, и тогда закроются двери Мирового президентского Клуба.
Сама идея Пакта хороша еще и тем, что его подписание обрекает поставивших под ним подписи быть вместе, работать ради народа и собрать силы для формирования цельного, профессионального истеблишмента. Честно говоря, мы ведь живем не в России, где на место премьера или министра можно отыскать целую дюжину достойных кандидатов.
Договорятся политики насчет Пакта о согласии - тогда можно подождать и с расформированием кабинета Балгимбаева. А после подписания документа сама собой возникнет фигура сильного и знающего премьера. Кто им будет, не мне судить. Возможно, это - и А. Кажегельдин, и М. Оспанов, и Т. Мансуров, и В. Храпунов, и Н. Искалиев. То есть реальная жизнь и политика предложат реальных лидеров, главное - не чураться их, как черт ладана.
И тогда создастся нормальная экономическая команда не на коалиционной основе (о коалиционном Правительстве нам еще рано говорить - Б.Г.), а из людей, способных принимать решения в критической ситуации. Профессиональные шаги этой команды позволят остановить падение тенге, стабилизировать работу промышленных объектов, увеличить приток инвестиций.
Что же касается персоналий министров, то надо оглядеться. В Казахстане достаточно людей, прекрасно чувствующих новые экономические реальности и готовых предложить нетривиальные ходы.
При любом раскладе сил, я уверен, что свое кресло должен освободить засидевшийся министр "цензуры" Алтынбек Сарсенбаев (оценка Г. Касымова - "Панорама", № 2, 15.01.99 г.), оставшийся практически без СМИ, значит, в нем нет особой надобности.
Судя по мнению некоторых сухопутных генералов и офицеров, в армии снизился авторитет министра обороны М. Алтынбаева. В нем они видят больше летчика, чем главу военного ведомства. Кто знает, возможно, и он не попадет в состав нового Правительства.
Видимо, так же распрощаются со своими должностями такие министры, как С. Буркитбаев, Н. Коржова, Б. Таджияков, С. Кулагин, Н. Радостовец, С. Мынбаев, в адрес которых день ото дня слышатся различные нарекания.
Любая власть опирается на ресурсы. Сегодня в Казахстане нет иных ресурсов, кроме человеческих, интеллектуальных. Поэтому, чтобы выйти из образовавшегося кризиса, надо просто объединиться. Быть проще, скромнее, честнее и решительнее. Так выбиралась Америка из Великой депрессии. Без фашизма, без упования на чью-то помощь. Самостоятельно, с верой в себя.
.....Сегодня ночью, скорее, президент не спал. Он мечтал и добился Праздника - инаугурации. Интересно, о чем он думал? Наверное, о том, что победителей не судят, как хороши зимние деньки в горах Швейцарии, где хотя бы недельку можно отдохнуть от выборной свистопляски.
Не расслабляйтесь, господин президент. Вас ждут большие дела!
“XXI век” 21 января 1999 года
TNSE