По ком звонит колокол?
Максим МИХАЙЛИЧЕНКО, Сакен АСКАРОВ
Птица-говорун отличается умом и сообразительностью.
Одним из самых сильных предвыборных обещаний Нурсултана Назарбаева, произнесенных им с трибуны парламента при обнародовании текста ежегодного Послания, как раз и было обещание предоставления больших свобод прессе. Слова президента прозвучали как колокольный звон, только трактованы они были по-разному. Для одних - как похоронный марш, для других - как набат, призывающий журналиста к перу, перо к бумаге, общество к очищению. Свобода прессы как раз и предполагает ответственность официальных лиц перед обществом, ибо в противном случае, если нет ответов на вопросы, то свобода прессы становится категорией абстрактной. Можно говорить все что хочешь, но никто на это не обратит внимания.
С прошлого года длится трагикомедия под названием "Расследование трудов Серика Буркитбаева на государственном поприще". С каждой новой публикацией журналистов "Каравана" и КТК обнаруживаются все новые и новые следы активной деятельности этого государственного мужа, которые, как считает ряд специалистов, ставят под сомнение собственно суверенитет и самостоятельность страны под названием Казахстан.
Даже в масштабе ценностей тоталитарной страны расследование зашло слишком далеко, чтобы оставаться незамеченным. Отсутствие адекватной реакции теперь уже даже не забавляет - становится просто страшно за будущее.Если нечто подобное происходит в цивилизованном обществе, подвергшийся публичной обструкции деятель либо пускает себе пулю в лоб, смыв позор кровью и оставив на совести преследователей слезы сирот, либо, подав в отставку, требует судебного разбирательства, чтобы смыть с себя обвинения, получить сатисфакцию и, ответив на все вопросы, заявить, что правда на его стороне.
Но ровным счетом ничего не происходит, если не считать попытку вице-премьера создать комиссию "по проверке сигналов о злоупотреблениях министра транспорта и коммуникаций Буркитбаева". В этой ситуации вице-премьер апеллирует к президенту страны, что довольно странно, так как есть глава правительства, который жив и собирается формировать новый Кабинет. Но премьер молчит, а герой расследования не торопится с опровержениями, хотя именно благодаря своему редкому красноречию, по свидетельству людей, знающих г-на Буркитбаева лично, ему всегда удавалось убедить окружающих в своей правоте. За ним даже закрепилось прозвище "птица-говорун" (которая, как известно, отличается умом и сообразительностью). Благодаря словесной эквилибристике он умело доказывал, что все беды от предшественника, и только он, Серик Минаварович, способен разрешить все проблемы, и вообще отчизне крупно повезло, что у нее такой любящий сын.
Старожилы от власти утверждают, что только он, нынешний (а возможно и будущий) министр связи способен потягаться в краснобайстве и умении в критический момент заговорить публику со своим наставником бывшим премьером Акежаном Кажегельдиным. Дальше аналогию проводить не рискнем - мы все помним,
куда завел нас велеречивый премьер... Всех людей, побывавших в роли прямого начальника г-на Буркитбаева, связывает общее заблуждение - они все полагали, что они управляют им, за разговорами не заметив, что очарованы умением красиво, складно и, самое главное, убедительно говорить. В результате оказывалось, что все наоборот, правда, прозрение всегда запаздывало и в роли жертвы выступали все более высокие инстанции. Сегодня над министром стоят всего два человека - президент и премьер, и неясно, кто из них больше очарован красноречивым героем наших расследований.Традиция не нести ответственности за принятые законы и проекты в нашей стране очень устойчива. Практика коллективной ответственности аппарата размывает персональную. Однако бывают все-таки дела, когда уже невозможно спрятаться за спины коллег. Благодаря амбициям г-на министра ему выпал такой шанс, который интересно проследить по аналогии. В рамках конверсии и проекта отказа Казахстана от ядерного оружия два человека получили по нескольку миллионов долларов в качестве гранта от правительства США, по программе сенаторов Нанна и Лугара. Один из них - г-н Школьник, доктор наук, ученый-физик, освоил с успехом эти деньги в закрытом городке Курчатов, на Семипалатинском полигоне, создав новые рабочие места и прекрасное современное производство. А второй грант достался г-ну Буркитбаеву, тоже, кстати, доктору наук, для реконструкции полигона Сары-Шаган, расположенного в Прибалхашье. На этом полигоне находилось самое современное спутниковое оружие Советского Союза. Ни одна страна мира не имела такого оборудования и таких специалистов. В рамках конверсии предполагалось перестроить полигон в крупнейший спутниковый телепорт и обеспечить спутниковой связью весь регион Средней Азии. Мы не знаем, куда ушли деньги, полученные доктором Буркитбаевым, - во всяком случае на полигоне Сары-Шаган следов этих денег нет. Самый лучший спутниковый телепорт в мире бездействует и разрушается, а связью, в том числе и правительственной, занимаются частные компании, связанные с самым сладкоголосым министром нашего правительства - "Нурсат" "Кателко". Обычно щепетильные в отношении денег американцы решительно ничего не поимели против разбазаривания средств своих налогоплательщиков, так как несколько миллионов долларов - невысокая плата за возможный доступ к государственным секретам нескольких стран, связанных единой телекоммуникационной сетью. Обычный шпионаж потребовал бы гораздо больших временных и материальных затрат. Если это так, то для них г-н Буркитбаев - просто находка и подарок судьбы в одном лице, чего, увы, не скажешь о Казахстане, имеющем такого администратора.
Однако вернемся к рутинным делам текущего момента. Г-н Балгимбаев получил карт-бланш на формирование нового правительства. Пo имеющимся сведениям, Серик Буркитбаев имеет шанс получить портфель в новом составе. Таков удел любого правительства, что оно никогда не бывает слишком хорошим. Правительство Балгимбаева, увы, не исключение из этого правила жизни. У "Каравана" и КТК накопилось немало вопросов к прежнему правительству и его премьеру. Например, чрезвычайно интересно, как собирается правительство избежать дефолта, если стратегические объекты, каковыми являются связь и телекоммуникации, усилиями бывшего шефа "Казахтелекома" отданы в частные руки, причем руки импортные. (Кстати
сказать, заграничное словечко "дефолт" московским журналистом Андреем Карауловым было удачно, хотя довольно мягко, переведено как "конец". В народном варианте перевод звучит довольно жестко, но более точно отражает ситуацию.) Стоит отметить, что "Казахтелеком" в лучшие годы приносил казне огромные средства, сопоставимые со значимой долей от доходной части бюджета, - это многие миллионы долларов.Словом, вопросов теперь к г-ну Балгимбаеву будет еще больше, причем новые вопросы будут граничить с недоумением по поводу того, как можно упорно не замечать очевидные вещи. Если г-н Буркитбаев сохраняет за собой свой статус, получив портфель из рук премьер-министра, мы оставляем за собой право требовать ответа уже от главы правительства, ибо, оказав доверие скомпрометированному чиновнику, премьер тем самым продемонстрирует свое желание разделить ответственность вместе с ним. Нас это очень даже устраивает. Премьеру остается только заявить открыто о том, что, предлагая кандидатуру г-на Буркитбаева на утверждение в качестве министра и члена правительства, он готов ответить на все вопросы, которые прежде адресовались члену его команды и связаны с положением дел в связи и государственной безопасностью. Так сложилось, что в нашей стране каждый чиновник старается спрятаться за широкую спину президента, видя в нем главного арбитра и защитника и оправдывая свои действия неукоснительным исполнением президентской воли. Но почему-то внешне ретиво-послушные администраторы не торопятся исполнять президентскую волю, старательно игнорируя обвинения в свой адрес и создавая информационный вакуум вокруг насущных проблем.
Конфликт сегодня ставит весьма серьезную проблему. Теперь уже совсем неясно, кому же было адресовано Послание за подписью президента страны, если его не исполняют люди, обязанные делать это по долгу службы. В сущности идиома "правовое государством расшифровывается как право простых людей если не влиять на политику страны, то по крайней мере знать, ради чего эта политика осуществляется. Однако звон колокола, как известно, в
вакууме не распространяется..."Караван" 15 января 1999 года
TNSE