Не кричите. Умирайте молча.
“В редкие часы затишья между политическими боями нынешней осени, а теперь уже и зимы в России, Европе и мире до Москвы доносятся отзвуки предвыборной канонады из Казахстана.” - Так начинается статья главного редактора “Независимой газеты” в “Независимой Газете” от 18.12.98, вышедшей как раз в середине агитационного периода во внеочередной избирательной кампании по выборам президента Республики Казахстан, назначенных на начало января наступившего года.
Отзвуки канонады, пробивающиеся к кремлевским стенам, запускают в Москве и в Казахстане фейерверки в честь предреченного победителя. В Казахстане все так прямо и говорят, что “состоятся выборы Президента Назарбаева”.
Эту версию единственного достойного, не имеющего альтернативы Президента для Казахстана и отстаивает уважаемый Виталий Тоевич Третьяков. Удивительно единодушие всех ветвей российской власти, включая и четвертую из них. Приступы глухоты и немоты за стенами Кремля, в белом доме Правительства, в сером доме Госдумы и во многих российских СМИ блокируют всякую информацию о неправовом назначении и антидемократическом ведении казахстанской избирательной кампании. Госдепартамент США в октябре выразил озабоченность тем, что решение казахстанского парламента о проведении досрочных выборов, на два года раньше, чем запланировано, не позволит провести избирательную кампанию в соответствии с демократическими принципами. Организация безопасности и сотрудничеству в Европе в декабре сделала заявление, что выборы в Казахстане противоречат принципам ОБСЕ. Озабоченность ОБСЕ вызывает отсутствие равного доступа к средствам массовой информации и запугивание избирателей с целью добиться их поддержки для действующего президента. А отказ в регистрации кандидатов под предлогом незначительных административных нарушений заставляет усомниться в возможности справедливых выборов вообще.
США и европейские государства волнует развитие демократии в далекой стране. А вот Россию, у которой Казахстан под боком, это не тревожит. Глохнут призывы к российским властям и СМИ от казахстанских русских, славянских и казачьих организаций объективно осветить ситуацию в Казахстане. Более того, в самый разгар агитационной работы Премьер-министр России совершает официальный визит в Астану. Подписываются несколько незначительных документов, но необходимая для казахстанского Президента демонстрация “тесного” сотрудничества с Россией - налицо. В программу предвыборной кампании легло и совещание глав российских приграничных областей в новой казахстанской столице. Российские губернаторы сработали также, как хорошо оплаченные артисты из ансамбля “На-на” или Киркоров, с размахом гастролирующие сейчас в Казахстане. В то же время из стен Государственной Думы так и не вышло Постановление с осуждением антидемократических методов предвыборной кампании, подготовленное С.Н.Бабуриным, поддержанное Комитетом по делам СНГ и связям с соотечественниками и Советом соотечественников при Государственной Думе.
Президент Казахстана, никогда не избирался на альтернативной основе. В 1990 году он получил президентский пост от Верховного Совета Казахской ССР, в 1991 году подтвердил свои полномочия на безальтернативных выборах. В 1995 году Президент продлил свои полномочия до конца 2000 года через референдум, который им же и был назначен (в тот период в Казахстане не существовало парламента). Осенью 1998 года с подачи Президента “воля народа” - решение референдума - в нарушение Конституции отменена и назначены досрочные выборы на 10 января 1999 года. Финал кампании очень удачно приурочен к длительным новогодним торжествам. Зная приверженность народа к праздничным состояниям, нетрудно предположить, что в самые ответственные завершающие дни перед выборами, да и в день выборов, для официальной пропаганды препятствий не будет.
Чтобы застраховаться от “неожиданностей”, предусмотрительно была подготовлена и законодательная база, позволяющая отсечь всякого неугодного претендента в кандидаты. И эта база сыграла свою роль в “отстреле” единственного серьезного и реального конкурента в борьбе за президентский пост - бывшего Премьер-министра Акежана Кажегельдина. За поддержку объединения “За честные выборы” в самом начале президентской гонки он был привлечен к административной ответственности, после чего на год лишен возможности баллотироваться. Если бы А.Кажегельдин не пришел на собрание активистов этого общественного движения, его поймали бы при переходе улицы на красный свет или еще на какой-нибудь мелкой провинности. Тяжесть проступка не имеет значения для казахстанской фемиды, отлучающей от права быть избранным.
После удаления с поля главного соперника ныне действующий Президент остался “Зевсом на Олимпе”. Но нельзя согласиться с господином Третьяковым, что победитель был известен еще до начала схватки. Варианты были возможны. Команда Президента Назарбаева предусматривала сценарии серьезной борьбы. Были подготовлены кандидаты в президенты специально для “растаскивания” голосов сторонников оппозиции. Но решили не рисковать. Опыта-то альтернативных выборов нет. Как бы чего не вышло!
Под тотальный контроль поставлена работа всех общественных объединений. Специальным распоряжением по МВД инспекторам этого ведомства вменено в обязанность присутствовать на всех собраниях законно действующих организаций “в целях обеспечения общественного порядка и безопасности”. Оппозиционеров “глушат” в судах исками за их публикации в прессе, избивают с целью запугивания и преследуют через налоговые службы. Избирательные комиссии сформированы из членов одного коллектива: председатель - руководитель, члены комиссии - его подчиненные по службе. Так что осечки не случится. Результаты голосования будут обеспечены не бюллетенями, а протоколами избирательных комиссий.
Тише... Тише...Не кричите. Не мешайте нам. Не отнимайте у нас время. Умирайте молча и как можно быстрей. Когда долго болеет человек, это всегда обременяет. Рождается легкое чувство раздражения вначале, которое затем переходит в хладнокровное равнодушие к стенаниям больного. Замечено, что в больницах к долго умирающим людям все реже подходит обслуживающий персонал. Так и система казахской государственности по отношению к населению республики. В нищету и беспросветность погружаются и безработные русские в городах, и казахи в пустеющих аулах. На русских, немцев, белорусов дополнительным грузом ложится психологическое давление, обусловленное строительством национального государства, которое уже перерастает из этнического в клановое. Государственная машина сделала свое дело: из результатов социологических опросов видно, что каждый третий казах считает благом выезд из республики людей других национальностей. Поток миграции из Казахстана не прекращается. В 1998 году он вновь усилился после небольшого спада в 1996 -1997 годах.
Русские сейчас учитываются в политическом раскладе только по одной причине: среди избирателей они составляют пока большинство. Именно поэтому столь важна демонстрация лояльной позиции России к Назарбаеву. Именно поэтому избирательная кампания ведется в большей мере в Москве, чем в Астане, и во многом - российскими артистами, политиками, журналистами.
Публикации о том, что дела в Казахстане идут хорошо, как нигде в странах СНГ, с началом нынешней президентской избирательной кампании заполнили газеты российских столиц с удивительным напором и однообразием. Доходит до прямых текстуальных совпадений, как, например, в статьях у разных авторов в разных газетах, вышедших в один день, 13 ноября с.г. в Москве (“Российская газета”) и Санкт-Петербурге (“Санкт-Петербургские ведомости”).
Господин Третьяков убежден, что Назарбаев - это единственный человек, который нужен как Президент не только Казахстану, но и России. Хотя Виталий Третьяков и обижается на Константина Затулина, который заподозрил его “в обольщении личностью Назарбаева”, но чем еще объяснить, что главный редактор “Независимой газеты” запамятовал массу фактов из казахстанской жизни антирусского и антироссийского звучания, которые сама же “Независимая газета” публиковала. Это системное стирание с карты республики исконно русских названий городов и сел, основанных 300-400 лет назад русскими. Это перевод делопроизводства в учреждениях республики на казахский язык, несмотря на то, что по Конституции “в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык”, - тем самым русскоязычным специалистам показывают на дверь. Это, наконец, более 1.5 миллионов казахстанцев, вынужденных переселенцев, перебравшихся в Россию. А 90% оставшихся русских, если бы имели возможность - уехали бы. Как показывают социологические опросы эмигрантские настроения среди русских - это не ностальгия “варягов”. Русские студенты не видят своего будущего в Казахстане и связывают это с национальной политикой.
В.Третьяков оправдывает Н.Назарбаева тем, что мол нет другого выхода, кроме как “создавать сильное собственное государство, включая, естественно, и новый управляющий класс в нем и опираясь в первую очередь на титульную нацию и ее язык”. Так ведь в этом-то все и дело! Все остальное: рост бытового национализма, вытеснение русских из всех сфер политической и экономической жизни - только следствие генеральной установки на строительство национального казахского государства в условиях практически бикомпонентного казахско-русского общества, несмотря на отсутствие демографических, исторических, экономических оснований. Курс на создание казахского государства был взят Н.Назарбаевым еще в 1989 году, когда он занял пост Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана. С его подачи в сентябре 1989 года был разработан и принят Закон о языке, который определил единственным государственным языком - казахский, вопреки решению в феврале того же года пленума ЦК КПК о необходимости двух государственных языков в Казахстане. Под руководством Н.Назарбаева Казахстан встал на путь лингвистической революции, которым уже шли другие союзные республики, разваливая СССР.
Удивительно, что столь логичный, проницательный человек, как В.Третьяков пытается убедить, что “именно с назарбаевским Казахстаном у нас есть реальные перспективы на создание прочного, прочнейшего, по сути безграничного союза”. Все межгосударственные российско-казахстанские документы самым тщательным образом отстаивают и защищают суверенность, отдельность Казахстана от России. Пророссийская риторика оживает только тогда, когда есть нужда в голосах русских избирателей.
Натянутость аргументов о пророссийской позиции Н.Назарбаева видна из простого сравнения его деклараций с действиями другого суверенного Президента - А.Лукашенко. И тот и другой борются с оппозицией. Но если в Казахстане в суде штрафуют участников митинга, призывающих к реальному союзу с Россией, как покушающихся на основы государственного строя, то в Белоруссии - разгоняют пикеты “западников”, тех кто выступает против Союза Белоруссии и России. Если Лукашенко ездит по России и устанавливает контакты между белорусскими и российскими заводами, то администрация Назарбаева привела к тому, что доля России в товарообороте снизилась за последние полтора года с 49 до 20 процентов.
Трудно чем-нибудь, кроме дружеского расположения объяснить реплику В.Третьякова, что хоть Назарбаев и умеет получить от Москвы то, что часто не получают другие, но зато он и взамен дает немало, чего другие не дают (из контекста следует, что Россия получает какие-то особые выгоды).
Что правда, то правда. Получить от Москвы Нурсултан Абишевич умеет практически все. Вплоть до высшего российского Ордена Андрея Первозванного. В этом жесте полуобморочного российского Президента отразилась трагическая судьба данной награды. В свое время при учреждении Петром Первым Ордена как высшей награды России его вторым кавалером был Мазепа, в 1998 в “новой жизни”, после восстановления, третьим кавалером Ордена стал Н.Назарбаев.
Но что же особенное взамен за награды получает от Казахстана Россия? Россия, действительно, имеет самый большой поток миграции из Казахстана. Бегут русские в несладкую российскую действительность от беспросветности и бесперспективности казахстанской жизни. Бегут казахи, не обольщаясь обещаниями счастья в 2030 году. Сейчас в Омской области, например, проживает больше казахов, чем в казахстанской Петропавловской.
За Назарбаевым тянется шлейф “главного интегратора на постсоветском пространстве” за его инициативу о Евразийском Союзе. Нурсултан Абишевич соблазнил российскую интеллигенцию напоминанием о Евразийстве, идее, искавшей в 20-30 годы на растерзанной революцией российской почве оснований для единства народов, населяющих Российскую Империю. Предлагаемый Назарбаевым Евразийский Союз - это договор суверенных президентов, поделивших советское пространство, о том, как затвердить и укрепить разделившие народы государственные границы и царствовать в своих вотчинах без взаимных претензий друг к другу. Две большие разницы !
Близятся предрешенные выборы в Казахстане. С “восточной прямолинейностью” главный редактор “Независимой газеты” призывает русских стать опорой Назарбаеву, чтобы “не превратиться в национальное меньшинство”.
А по сути в этой статье, высокопрофессиональной предвыборной агитке, русских-казахстанцев призывают: “Не кричите. Умирайте молча.”
Александра Докучаева,
бывший депутат Верховного Совета Казахской ССР, заместитель председателя Общественного движения “Переселенцы из Казахстана в России”.