США о перспективах демократии в Казахстане
Марта Брилл Oлкomm - старший член-корреспондент фонда Карнеги поддержания международного мира и автор "Казахстан: малодушная демократия"
На самом ли деле правительство США проявляет заинтересованность в поддержке демократии во всем мире? Если взглянуть на прошедшие в воскресенье выборы в Казахстане, ответ может быть отрицательный.
Никто не сомневался в том, кто станет победителем. Вновь избранный президент Нурсултан Назарбаев находит организацию предвыборной кампании легче, чем проведение политической реформы. Лидеры США готовы отпустить его с порицанием. В администрации Клинтона говорят, что американское влияние в Казахстане ограничено, а интересы в Центральной Азии являются долгосрочными. Каспийским энергетическим ресурсам предстоит удовлетворять потребности XXI века, остается лишь надеяться, что к тому времени, когда здесь хлынут нефтяные потоки - лет через 10-15 - будущее поколение сумеет создать более демократическую среду.
Такая идея является опасно ошибочной. Заявление об ограниченном влиянии - лишь ухищрение. Казахстанские потребности в прямых зарубежных инвестициях заставляют страну просить совета и помощи у США. Программа по проведению экономической реформы в стране уже почти
в чистом виде отражает преференции Штатов, а российский кризис только укрепит их потенциальную роль.На самом деле, ведущее руководство не верит в сущность политической реформы в Казахстане. Для него строительство демократии является менее важным, чем сохранение краткосрочной стабильности. Возможно, за семь лет очередного правления Назарбаева этого можно достичь.
Администрация принимает официальную линию казахстанского правительства, которую Западу не следовало бы ожидать так скоро и в таком масштабе. Нам следовало бы возлагать больше надежд на Казахстан, если мы хотим, чтобы государство выжило и процветало. Взгляните на запись. Президент Назарбаев устранил из бюллетеня всех серьезных оппонентов, исключив лучшие возможности мирной передачи власти в стране. Казахстанцы заплатят за это определенную цену, а позже и администрации США, возможно, придется также столкнуться с неприятным выбором.
Пока же горячие казахстанские сторонники заплатили за рекламную контратаку в главных американских газетах. Такая реклама укрывает правду: сегодня, когда право на свободу собраний и объединений ограничено, казахстанская пресса менее свободна, нежели семь лет назад. Приватизация закончена, но передача государственной собственности в частное владение создала растущую пропасть между беднотой и группкой привилегированных представителей.
Социальные нужды населения перекладываются с плеч государственного на плечи частного сектора, доходит до того, что лечебные учреждения закрываются, несмотря на близкую к эпидемии ситуацию туберкулеза и других инфекционных заболеваний. Коррумпированные слои изолируют управляющие власти от тех, кем они управляют.
Неудивительно, что президент Назарбаев исключил из игры лишь своих реальных противников. Теперь у него ecть время закрепить контроль при помощи нынешней правящей элиты. А Назарбаев кажется фигурой скорее имперской, нежели президентской. У него уже имеется два президентских дворца и два уединенных местечка для отпуска, в то время как более 90 процентов населения живет на доход менее $100 в месяц. Казахстанский лидер имеет предпосылки оказывать влияние даже в соседнем Кыргызстане, как показала женитьба его дочери и сына президента Кыргызстана, имевшая место прошлым летом. Для центрально-азиатского общества подобный брак имеет выраженный династический подтекст, что привело к волне слухов о том, что президент Назарбаев скоро объявит себя монархом или, по меньшей мере, будет оставаться у руля до конца дней своих.
В то время, как недовольство населения неуклонно растет, сделать что-то по этому поводу оно может мало. Многие из тех, кто сумел, выехали из страны, в том числе более миллиона русских. Затяжной экономический кризис и ухудшающаяся система образования означают, что большинство молодых казахстанцев, проживающих в сельской местности, поймут, что раструбы преимуществ такого режима независимости - не более чем пустые слова. По крайней мере, в последующие несколько лет глобальный финансовый кризис и снижение цен на нефть будут ясно означать для казахстанского населения новые трудности.
Хотя американские политики и выдвигают оптимистические предположения о том, что следующее поколение лидеров будет более демократичным, нежели те, кому они придут на смену. Как же следующие выборы могут быть в чем-то лучше, если свободный и справедливый процесс приведет к голосованию без уверенности в том, что оно повлечет смену текущего режима. В ближайшее время казахстанская правящая элита не будет просить США преподать ей урок гражданственности. Но однажды она, возможно, попросит помощи в форме военного вмешательства для поддержания контроля - и стабильности.
"Время по Гринвичу" 19 января 1999 года
TNVP