О роли детородных способностей в большой политике
Кто дал право на грязные домыслы о личной жизни президента?

Регулярно просматриваю в Интернете информацию о Казахстане и считаю сайт Евразия одним из самых полезных, хотя многие материалы грешат односторонностью. Но сейчас хотел бы не хвалить, а высказать глубокую тревогу по поводу так называемого Дискуссионного клуба, открытого на этом сайте.

Поначалу идея клуба мне понравилась. Я даже несколько раз выступил под псевдонимом. Но вскоре убедился, что полная анонимность авторов реплик и невозможность узнать, откуда они передают свои сообщения, рождают безнаказанность и безответственность.

Дискуссия от действительно серьезных проблем (будущее Казахстана, политика и геополитика, демографическая обстановка, экология) перешла на перетряхивание грязного белья президента Назарбаева и членов его семьи. Я с уважением отношусь к Назарбаеву, хотя и не буду за него голосовать, так как принципиально не участвую ни в каких выборах.

Происходящее ныне в дискуссионном клубе (как и в некоторых других материалах сайта) напоминает электронное хулиганство, недалеко ушедшее от надписей в лифтах и на заборах. Какой-то Алтыке пишет о том, что Дарига Назарбаева давно не живет со своим мужем Рахатом Алиевым, а живет в интимном смысле с Имангали Тасмагамбетовым. И на этом основании делается глубокомысленный вывод: Дарига может развестись с Алиевым, чтобы выйти замуж за младший жуз в лице Тасмагамбетова. А Алиева в этом случае якобы ожидает полный крах и ужасное развенчание.

Не приходится даже спорить с такого рода амурно-адюльтерной политологией. Поскольку я не питаю каких-либо личных, интимных симпатий к сильным мира сего, будь даже они женского пола, мне безразлично, с кем спит Дарига Назарбаева, как и впрочем и другие большие и маленькие политики, находящиеся подле президента. Уверен только, что все они находятся в одной не слишком устойчивой лодке и слишком тесно повязаны, чтобы архаично обращать внимание на такие мелочи, как супружеская неверность. Потому что понимают: серьезные распри в их тесном семейном кругу угрожают всем в равной степени и только укрепляют соперников, а лишение власти грозит им в перспективе и лишением способности к каким-либо амурам (в фигуральном смысле).

Другой горе-политолог, назвавшийся Гани, философствует на тему политического наследника Назарбаева. Дескать, все ажурно у нашего президента, словно у сказочного короля, одна беда – не дал ему Аллах сына, а потому власть в 2030 году вроде бы остается без преемника, кому править вслед за Назарбаевым – непонятно, и эта неопределенность способна втянуть народ в пучину усобиц, смут и бедствий. А потому – красавицы, бьючифул кыз, ау!

Проблема, может, здесь и есть, но сам поворот темы – от семейной и, быть может, личной драмы президента к трагедии для всего государства – явно надуман и преувеличен. Как известно, в нынешней Конституции Казахстана ничего не сказано о династической, то есть наследной власти. Конечно, народ с удовольствием бы проголосовал за кандидатуру, которую одобряет сам президент (казахи лишены того потенциала раздора и противоречия, которым так полна Россия), но это может быть не обязательно сын. Это может быть зять, дочь, просто любимый ученик, верный питомец, помощник, тот же Тасмагамбетов, например – чем он плох и чем он хуже сына?

Есть и другие перспективные жигиты, которых заботливо, отечески взращивает глава государства – Каппаров, Абилов, Аблязов, Субханбердин. Они сказочно богаты, образованны, их имена и фирмы знает весь цивилизованный мир, они прославлены. Помните, как с Байконура стартовала ракета с надписью Бутя? Думаю, президент разрешил торговцу Абилову такую рекламу с дальним прицелом. А поставить коммерсанта Каппарова во главе крупнейшей нефтяной компании? Надо было иметь истинно государственную решимость и прозорливость, чтоб разглядеть в удачливом коробейнике, авторе известного сорта водки черты национальной нефтяной акулы.

Но словно не замечая этой еще зеленой, но резвой кадровой поросли, авторы досужих реплик строят предположения относительно детородных способностей президента (в них может усомниться разве что безумец), бросают тень на моложавую красавицу Сару и чуть ли не призывают новую токал в потайные сауны астанинского дворца. Стыдно и больно читать эти строки.

Более того, не зная уже, как еще уязвить уважаемого главу государства, кто-то из участников дискуссии (разумеется, прикрывшись чужим именем) заявил, будто знает о внебрачном сыне Назарбаева, родившемся от русской красавицы-матери, работавшей в Павлодарском обкоме партии на одной из технических должностей. Сам я не впервые слышу эту гнусную сплетню, хотя, если разобраться, не вижу в ней того ядовитого позора, который исподволь закладывают авторы подобных сообщений, пытаясь вызвать у читателей приступ пуританского гнева.

Успокойтесь, господа! Мы не в Америке и наши Кеннеты Старры беспощадно карают лишь за участие в несанкционированных собраниях. Даже если завтра выяснится, что у Назарбаева по всем (в том числе бесславно оптимизированным) областям Казахстана живут и здравствуют сотни внебрачных сыновей, в нашей республике, с нашими традициями, с нашим понимающим народом это будет не причиной позора, а предметом гордости и весомым свидетельством лучших мужских качеств того, кому всегда надлежит соответствовать своей высокой роли – хоть на поле политической брани, хоть на ложе любви в каком-нибудь роскошном и тихом охотничьем домике. Может быть, я выражась несколько высокопарно, но плодовитый во всех смыслах президент лучше того, который может трясти одними кулаками или занимается с красавицей чем-то оставляющим лишь позорные пятна на платье.

Отдельная тема – имущество семьи президента и так называемое богатство Назарбаевых. Очевидно, многие участники дискуссии не могут избавиться от чисто совковской зависти к чужому успеху и процветанию. Склоняют на все лады собственность Назарбаева в Турции, его виллу во Франции, домик в США, какую-то мелкую недвижимость в Англии, банковские счета в Швейцарии, десяток компаний в оффшорных зонах. При этом никаких доказательств, никаких конкретных данных не приводят – ни документов, ни свидетельств очевидцев. Все ссылаются на зарубежные газеты, а в газетах чего только не пишут. Вон, пишут, что у бывшего президента Индонезии Сухарто капитал в сто миллиардов долларов, а где они, эти деньги, кто их видел? Или, например, писали про солнцевского авторитета Михася, сколько и чего он контролирует, а на поверку вышло: никакой он не преступник, а по швейцарским законам вполне правопослушный гражданин, хоть и на большом подозрении.

Правда, сам же Назарбаев дал повод для этой мелкой, позорящей политическую элиту республики возни вокруг “грязных казахских денег”: чтоб опорочить Кажегельдина, он поощрил расследование его бельгийской собственности и, кажется, на свою же беду выпустил тем самым джинна из бутылки. Нашли-то у бывшего премьера сущую мелочь, и десяти миллионов не стоит (в сравнении с тем же Лазаренко Кажегельдин – нищий), а шум подняли большой. Кажегельдин теперь обиделся и начал снимать фильм о Назарбаеве, решил в ответ показать, чем президент Казахстана владеет. Там, конечно, счет другой, так что одной серии, говорят, не хватит. Если этот опыт начнет кочевать по всему СНГ, “мыльные оперы” никто и смотреть не будет. А все потому, что народ у нас непросвещенный и настроен уравнительно. Каждый нищий пенсионер думает, что если он сорок лет на заводе отработал, значит он должен жить почти как президент. И если он живет плохо, то и президент должен жить так же и ходить в дырявых носках на светские приемы.

А когда люди видят, что их президент ухожен и ни в чем не нуждается, они начинают придумывать легенды о его богатстве. И если в других странах граждане гордятся богатством своего президента, потому что большое богатство говорит о его большом уме и способности рачительно вести хозяйство, то в нашей стране люди за богатство готовы самого уважаемого человека съесть вместе с его костюмом от Бриони и галстуком от Версачи. И побежать за каким-нибудь босым Абдильдиным только потому, что у него нет виллы за рубежом.

А того не понимают, что эта президентская вилла или этот швейцарский счет, с которого перед выборами можно выдать часть пенсий, так и останется в собственности казахстанцев, так как при стабильности власти от отца перейдет к дочери, от нее – к внукам, к правнукам, и по мере того, как будет разрастаться генеалогическое древо президента (да приумножит Аллах его детородные способности!), будет умножаться и слой богатых людей в Казахстане, и так постепенно, эволюционно в нашей республике сформируется настоящий средний класс, фундамент и основа любого гражданского общества.

Помню, как президент сказал депутатам Верховного Совета: первичные капиталы чистыми руками нигде не делались, достаточно посмотреть историю Англии или США. Всюду поначалу были пираты, разбойники, рабовладельцы, бутлегеры, владельцы притонов и прочие мафиози. Чем же мы хуже?

Почему же мы в СНГ сегодня подходим с максималистскими мерками к нашим президентам и хотим, чтобы отцы нации не имели ничего общего с крестными отцами? Этот максимализм, эти наивные упования на абстрактное добро чувствуются во многих репликах Дискуссионного клуба. Даже странно, что романтики и идеалисты в нем выступают под условными именами, воюют за светлые идеалы и при этом таятся, тогда как откровенный политический цинизм сегодня выступает без всякого стеснения и демонстрирует широкую физиономию на всех экранах и во всех газетах.

Уверен, что если бы участники дискуссии открыли свои имена, мы сильно удивились и, кто знает, может, полетела бы не одна голова на самом верху власти. Возможность доступа к Интернету имеет не так уж много людей, писать в сайт – еще меньше, а уж доступ к информации, которую здесь так бурно обсуждают, и вовсе ограниченный круг лиц. Подозреваю, что и в окружении президента есть люди, которым выгодно давать утечку информации и смущать народ.

Надеюсь на большую корректность и политическую культуру организаторов этого сайта, которые провозгласили отсутствие цензуры, но должны, по-граждански обязаны осуществлять свою роль “регулировщиков” на информационной трассе и выкидывать те сообщения, которые носят явно клеветнический или провокационный характер. Это касается прежде всего информации о личной жизни президента и членов его семьи, о их зарубежной собственности, о личных раздорах, интимных делах и прочем. Оставляю за собой право вмешиваться и по возможности защищать доброе имя и достоинство главы государства.

С уважением

Галым АБДРАХМАНОВ, кандидат наук.

Алматы.

06.01.99

TNVP