Президентские выборы в Казахстане (приложение к речи в конгрессе США)
Конгрессмен США выражает озабоченность результатами недавних президентских выборов в Казахстане. Речь Кристофера Смита (Республиканская Партия, штат Нью-Джерси) в Палате Представителей конгресса США, включенная в протокол конгресса.

16 марта 1999 г.

Президентские выборы в Казахстане (приложение к речи в конгрессе США)

Кристофер Смит

Г-н спикер, сегодня я беру слово с тем, чтобы довести до сведения моих коллег свою озабоченность по поводу общих перспектив процесса демократизации в Казахстане, учитывая тревожную информацию о президентских выборах в этой стране в начале года. 10 января 1999 года, с опережением графика почти на два года, в Казахстане проводились президентские выборы. Пребывающий в должности президента Нурсултан Назарбаев выставил свою кандидатуру против трех претендентов на выборах, правильность которых впервые номинально оспаривается в этой стране. Согласно официальным результатам, Назарбаев сохранил свой пост, набрав 81,7% голосов. Лидер коммунистической партии Серокбольцин Абдилдин набрал 12%, Гани Касимов – 4.7%, а Энгельс Габбасов – 0,7%. Центральная избирательная комиссия сообщила, что в выборах участвовало 86% избирателей.

За этими фактами, - кстати, ни к одной из этих официально объявленных цифр нельзя относиться всерьез – совсем другая история. Победа Назарбаева не была неожиданной: выборы были тщательно организованы, и единственная реальная проблема заключалась в том, будет ли количество проголосовавших "за" типичным для постсоветских центральноазиатских диктаторских режимов 90-х годов или меньше, что сигналировало бы Западу и ОБСЕ о некоторых изменениях. Всякая неопределенность, связанная с выборами, исчезла, как только Верховный суд утвердил постановление нижестоящей инстанции, отстранившей кандидатуру единственно возможного соперника Назарбаева, бывшего премьер-министра Акежана Кажегельдина, на которого возлагали надежды многие деятели оппозиции. Формальная причина его недопущения была простой и симптоматичной: в октябре Кажегельдин выступил на собрании незарегистрированной организации, называвшейся "За свободные выборы". В Казахстане запрещено выступать перед незарегистрированной организацией, и президентский указ, вышедший в мае 1998 года, запрещает баллотироваться на пост президента лицам, совершившим какое-либо преступление или подвергнутым штрафу за административное правонарушение, в течение года.

Конечно, внеочередные выборы и президентский указ лишили любого реального или потенциального соперника возможности организовать кампанию. Более того, большинство наблюдателей видят в этом решении тревогу Назарбаева за ухудшение экономики Казахстана и его страхи перед выборами 2000-го года, когда положение, вероятно, станет намного хуже. Другая причина проведения выборов сейчас вызвана обеспокоенностью положением дел в России, когда к власти (в 2000 году) придет новый президент, с которым у Назарбаева нет установившихся отношений и который может занять по отношению к Казахстану более агрессивную политику, чем Борис Ельцин.

Отстранение претендентов наряду со внеочередным характером выборов, запугивание избирателей, продолжающаяся атака на независимые СМИ и ограничение свободы собраний побудили Отдел демократических институтов и человеческих прав (ОДИЧП) при ОБСЕ выступить за отсрочку выборов, поскольку не было создано условий для проведения свободных и честных выборов. В конце концов ОДИЧП отказался прислать полноправную делегацию наблюдателей, как это обычно происходит для осуществления контроля за выборами. Вместо нее ОДИЧП направил в Казахстан небольшую группу для информирования о ходе выборов. Группа пришла к выводу, что "избирательный процесс очень далек от соответствия тем стандартам, которым Казахстан обязался следовать, как участник ОБСЕ". Это непривычно сильное заявление ОДИЧП.

До середины 90-х годов, даже несмотря на то, что президент Назарбаев распустил два парламента, перекроил конституцию на свой лад и целеустремленно сосредоточил власть в одних руках, Казахстан все же производил впечатление относительно реформистской страны, в которой могли функционировать различные политические партии, а у СМИ были некоторые свободы. Кроме того, в сравнении с еще более авторитарными режимами Узбекистана и Туркменистана, войной и хаосом в Таджикистане, Казахстан явно выигрывал.

За последние годы, однако, характер назарбаевского режима стал более очевидным. За последние десять лет президент сконцентрировал всю власть в своих руках, подчинив себе все ветви и институты власти. Его решение остаться на посту президента на неограниченный срок, что можно было заметить по его действиям, проявилось во время избирательной кампании, когда он сказал собравшимся: "Я хочу быть вашим президентом всю оставшуюся жизнь". Не случайно в начале октября была сделана конституционная поправка, устранившая возрастное ограничение в 65 лет. Более того, начиная с 1996 года, власти Казахстана кооптировали, купили либо уничтожили любые независимые СМИ, восстановив в стране эффективную цензуру. Разгром политических партий и движений сопровождался атакой на СМИ, что сблизило общий уровень репрессий в Казахстане с Узбекистаном и серьезно подорвало репутацию Назарбаева.

Несмотря на значительные стратегические и экономические интересы США в Казахстане, особенно в том, что касается нефтепроводов, Государственный Департамент сделал ряд критических заявлений после объявления в октябре прошлого года досрочных выборов. 23 ноября вице-президент Гор фактически призвал Назарбаева предать гласности озабоченность США проведением выборов. На следующий день Верховный суд, который полностью контролируется Назарбаевым, окончательно исключил Кажегельдина из списка кандидатов. 12 января Гос. Департамент дал ту же, что и ОДИЧП, резкую оценку выборам, добавив, что они "отбросили тень на двусторонние отношения".

Что дальше? Вероятно, то же самое. Парламентские выборы ожидаются в конце 1999 года, хотя их могут провести досрочно или отложить на следующий год. Новая политическая партия была создана как орудие для президента Назарбаева по усилению контроля над законодательной властью. Удивительно, что министерство юстиции 1 марта зарегистрировало Республиканскую Народную партию, возглавляемую Аежаном Кажегельдиным, а также другую оппозиционную партию, - вероятно, в результате давления запада и, в особенности, Америки. Но даже если им позволят участвовать в выборах на равных правах, и они добьются какого-то представительства, парламент, несомненно, останется младшим партнером всемогущей исполнительной власти.

Г-н спикер, относительный либерализм Казахстана в начале 90-х годов дал повод центральноазиатским наблюдателям надеяться, что репрессии в духе Узбекистана и Туркменистана не будут неизбежными для всех стран этого региона. Увы, тенденции в Казахстане свидетельствуют об обратном: Нурсултан Назарбаев движется в направлении своих коллег-диктаторов из Ташкента и Ашхабада. Он однозначно решил быть пожизненным президентом, чтобы помешать любым организациям и частным лицам соперничать с ним в борьбе за власть и быть уверенным, что те атрибуты демократии, которые он разрешил, останутся без изменений. Хельсинская комиссия, которую я возглавляю, планирует провести слушания по ситуации в Казахстане и Центральной Азии, в ходе которых предполагается решить, что нужно предпринять США, чтобы выразить разочарование конгресса и воодушевить Казахстан и регион в целом на развитие в сторону подлинной демократии.

16 марта 1999 г.