Неоконченная монетарная "пьеса"
(Продолжение. Начало в № 19, 1998 г.)

"Деловая неделя" 5 марта 1999 года.

 

Неоконченная монетарная "пьеса"

Эрик ЖУНУСОВ, Берик КЕНЕСОВ

Мавр может уйти

(Продолжение. Начало в № 19, 1998 г.)

РУТИННЫЙ процесс корректировки бюджета на текущий год неожиданно для всех превратился в острый конфликт между парламентом и правительством. Последнее в результате может исчезнуть с политической арены нашей страны навсегда как государственный институт.

"Наезд" на правительство начался 22 февраля со встречи главы государства с председателями палат парламента г-ми Байгелди и Оспановым. Судя по всему, позиция руководителей палат парламента на встрече заключалась в том, что отступать депутатам дальше некуда - они оказались в своеобразной конституционной ловушке. Если бы депутаты приняли поправки к бюджету, попирающие основные права граждан, закрепленные Конституцией, то у главы государства и у избирателей появились бы все основания высказать недоверие обеим ветвям власти -законодательной и исполнительной. В этом случае в стране возникла бы ситуация, нежелательная в первую очередь для главы государства - по сути, это означало бы переход в лучшем случае к временной власти одного человека. Напомним, что в 1995 году, когда был распущен парламент, положение было несколько лучше - страной правили президент и правительство, и даже функционировал Конституционный суд.

Вняв голосу руководителей парламента, президент страны заслушал также отчет председателя счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета г-на Утебаева. Из отчета выяснилось, что утвержденный законом республиканский бюджет в 1998 году по большинству показателей не был исполнен. Как известно, неисполнение закона уже есть преступление, и посему не приходится удивляться разгулу преступности в стране - ведь рыба и в самом деле гниет с головы. Итогом финансовой деятельности правительства Нурлана Балгимбаева в прошлом году стал рост кредиторской задолженности учреждений, финансируемых из республиканского бюджета с Т8970 млн до Т12747,5 млн, по заработной плате с Т572,3 млн до Т1631 млн. Правительство не только оказалось в определенной степени этаким коллективным преступником и банкротом, оно еще и не справилось с одной из своих основных функций - фискальных.

Недоимка по налогам и другим платежам в бюджет за прошлый год увеличилась на 40% до Т113304,1 млн -это семь (!) годовых оборонных бюджетов страны. Кстати, наибольшая сумма недоимки приходится на Павлодарскую, Костанайскую и Мангистаускую области.

Из отчета счетного комитета выяснилось, что не выполнены и конкретные задания президента, например, по освоению кредитов на развитие малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств и создание рабочих мест (освоено пока 39% из широко пропагандируемых $100 млн). Обнаружены серьезные недостатки в использовании займа Азиатского банка развития, выделенного для улучшения системы образования, неудовлетворительно оценена и работа правительства по удешевлению кредитов крестьянским и фермерским хозяйствам.

Через пару дней правительство попало под огонь критики мажилисменов на пленарном заседании этой палаты. Дело дошло до того, что вице-премьер, министр финансов Ураз Джандосов прямо на заседании мажилиса поручил министру юстиции г-ну Мухамеджанову рассмотреть возможность возбуждения судебного дела против одного из депутатов, обвинившего г-на Джандосова в непрофессионализме и ребячестве. Масла в огонь подлили попытки правительства внести на рассмотрение мажилисменов поправки в те законопроекты, которые еще не приняты и обсуждаются в комитетах мажилиса. Депутаты обвинили исполнительную власть и в нарушении регламента, поскольку изменения были предложены буквально перед началом заседания.

Г-ну Джандосову "сотоварищи" припомнили все грехи: нарушение регламента, конституционных норм рассмотрения проектов законов, историю с принятием предыдущего варианта бюджета и многое другое. Явно звучали намеки о полной недееспособности правительства в бюджетной сфере и, казалось бы, должен был прозвучать призыв к отставке правительства или хотя бы отдельных его членов - министра финансов, например, как это было в прошлом году с Сауатом Мынбаевым. Однако на этот раз депутаты предложили более эффектный ход. Движение "За Казахстан-2030" обратилось к главе государства с просьбой взять на себя "всю полноту главы исполнительной власти". Нет, речь не шла о том, чтобы совместить должность президента и премьера в одном лице. На сей раз депутаты предложили Нурсултану Назарбаеву превратить его аппарат в некое подобие администрации вашингтонского Белого дома и перейти к прямому президентскому правлению в стране. Правительство как отдельная бюрократическая структура из этой схемы, как известно, выпадает вместе с премьер-министром и его замами, но министры в ней существуют, взаимодействуя с президентом напрямую.

Впрочем, это политика, а что касается бюджета, то создалось впечатлeние, что депутаты ждут от правительства лишь одного - отзыва внесенных законопроектов и дополнительных денег на социальные нужды, которые, как неосторожно дал понять г-н Джандосов, у правительства есть Если оно поддастся нажиму депутатов, то дефицит бюджета заметно увеличится, что автоматически повлечет за собой дальнейшее снижение международного рейтинга Казахстана. Последние решения агентства Fitch IBCA по снижению рейтинга нашей страны, как ни странно, почт совпали по времени с обострением противостояния между правительством и парламентом по вопросу о корректировке бюджета.

Продолжение следует

"Деловая неделя" 5 марта 1999 года

TNSE