День грядущий создается сегодня
"Время по Гринвичу" 30 марта 1999 года.
День грядущий создается сегодня
Обзор состояния валютного рынка Казахстана на тринадцатой неделе (22-28 марта)
О минувшем
Прошедшая неделя на валютном рынке страны оказалась как две капли воды похожей на предыдущую. Ни в действии курсообразующих факторов, ни в активности рынка, ни в тактике поведения участников не наметилось ничего нового. Поэтому целесообразно начать обзор с итоговой сводки агентства "ИРБИС", которая выходит каждую пятницу вечером.
В течение тринадцатой календарной недели 1999 года на AFINEX по доллару США было заключено 53 сделки на общую сумму $17 млн 860 тыс. при среднем объеме торговой сессии $4 млн 465 тыс. Скорость девальвации тенге, рассчитанная по средневзвешенному курсу, оценивается на неделе трендом в 15,27% годовых. На предыдущей неделе объем 62 сделок достиг $22,490 млн при среднем объеме сессии $4,498 млн, а уровень девальвации соответствовал 14,31% годовых. По марке ФРГ и ЕВРО сделок заключено не было по причине отсутствия спроса и предложения.
Не принимая во внимание общий недельный объем торгов, так как последний понедельник был выходным, следует обратить внимание на динамику среднего объема сессии: этот показатель практически не изменился.
Похожесть двух недель объясняется прежде всего тем, что основной параметр, оказывающий наибольшее влияние на поведение банков в секторе валютного обращения, остался неизменным. Это - количество доступных на рынке свободных средств.
По мнению автора, в условиях наивысшей долларизации активов банков и населения чуть ли не единственным источником свободных денег являются государственные ценные бумаги (ГЦБ). При больших объемах их погашения и нежелании эмитентов идти на повышение доходности ГЦБ валютный рынок оживает, а при скудном погашении оборот валюты падает. Бывают, правда, случаи, когда выгодные условия размещения новых порций внутреннего долга заставляют банки и их клиентов реинвестировать погашение в новые долговые обязательства. Но последние полмесяца ни Министерство финансов, ни Национальный банк не предложили каких-либо особенно вкусных условий участникам, даже принимая во внимание первый транш небезынтересных МЕИКАМ - государственных индексированных казначейских обязательств. Поэтому часть денег, поступивших по погашению ГЦБ, ушла из сектора внутреннего долга на валютный рынок, "подпитав" его оборот.
Объем погашения ГЦБ на двенадцатой неделе года составил 2 240,0 млн тенге. При этом на аукционах по размещению внутреннего долга его эмитентами было заимствовано лишь 2 093,1 млн. Следовательно, 146,9 млн, скорее всего, ушло из сферы обращения ГЦБ. Объем погашения на тринадцатой (анализируемой) неделе составил 2 937,5 млн тенге, а привлечено при размещении МЕККАМ, МЕИКАМ, НСО и нот около 2,1 млрд (точные данные по фактическому объему последней эмиссии нот отсутствуют, так как будут сообщены Национальным банком только в понедельник, и оценка выполнена по объявленному объему заимствования). Следовательно, около 800 млн тенге покинули первичный рынок долга.
И на рассматриваемой, и на предыдущей неделе рынок работал в условиях этакого легкого финансового голода, когда особенных затруднений с краткосрочной ликвидностью банки не испытывали, но в то же время развернуться было особо не на что. Разница между 147 и 800 млн, о которых шла речь в предыдущем абзаце, не столь велика, но заметна. Именно благодаря ей во второй половине описываемой недели свободных денег на рынке оказалось несколько больше, чем раньше, а давление тенге на AFINEX - выше. Не исключено, что именно по этой причине национальная валюта девальвировала чуть быстрее, чем на предыдущей семидневке.
Тактика поведения валютных трейдеров также не изменилась. Если построить график динамики внебиржевого оборота межбанковского валютного рынка, то он будет иметь традиционный для текущего года пилообразный характер, при котором дневные объемы покупки-продажи доллара в последние полмесяца колеблются в интервале 14-25 млн. Биржевой оборот также похож на пилу, но "пила" эта накладывается на внебиржевую в противофазе: когда на AFINEX максимум, вне биржи - минимум. Это означает, что биржа работает почти как магазин, в который дилеры ходят для того, чтобы приобрести доллар. Выполнив это, они ищут на внебиржевом рынке (в силу целого ряда объективных и субъективных причин он более широк и разнообразен), интересные варианты и продают доллар там, получая прибыль на ценовой разнице. Так как денежная база и масса приблизительно постоянны, спустя день-два дилеры вновь вынуждены идти в "магазин" за новой порцией валюты. Объем этих порций слагается из суммы продажи доллара на AFINEX банками второго уровня (приблизительно одна четверть) и объема валютных интервенций Национального банка - плода рыночного регулирования курса тенге. В последнее время объем интервенций невелик, если сравнивать его с декабрьским или январским: банки и рады бы скупить больше, вовлекая все большие суммы доллара в спекулятивный оборот, да денег нет - денежная база сжата.
И о грядущем
Выше были показаны цифры и объяснено в общих чертах, как это все работало и что на это все влияло. Лично для меня - ничего интересного и совсем ничего нового. Но, как написал неисправимый романтик, геолог и писатель Олег Куваев в одном из основных своих произведений: "День сегодняшний есть продолжение дня вчерашнего, и грядущий день создается сегодня". Это к тому, что сегодня весьма подходящий момент вновь поговорить о ближайшем будущем, ибо оно может оказаться небезынтересным.
Выше упоминалось, что объем погашения ГЦБ существенно влияет на оборот валютного рынка и на степень давления тенге в сфере валютного обращения, то есть на спрос. Грядущая неделя - не лучшее время для тенге в этом аспекте. Суммарный объем погашения государственных ценных бумаг составит на ней 9725,0 млн тенге - как минимум в три раза выше рядового. Пока не совсем понятно, как Министерство финансов и Национальный банк планируют нейтрализовать эту огромную массу денег (около 10% денежной базы в стране), так как Минфин собирается привлечь на двух аукционах лишь 900 млн, а Национальный банк, по-видимому, запланирует не более 600. Скорее всего, около 7 миллиардов из этой суммы принадлежит Государственному накопительному пенсионному фонду (де-факто, самому Национальному банку) и, следовательно, прямой опасности для валютного рынка не представляют. Тем более, что погашение состоится в четверг и пятницу, то есть может сказаться в основном через неделю.
Но есть другой фактор, негативное влияние которого на стабильность нашей валюты переоценить трудно. И фактор этот будет заявлять о себе все отчетливее по мере приближения лета.
Как известно, скорость девальвации рубля в России на прошедшей неделе увеличилась в три раза. Попросту говоря, рубль резко упал. До этого скорость его девальвации лежала у отметки 100% годовых, то есть опережала скорость девальвации тенге в 5 раз. На нашем валютном рынке это не могло сказаться в течение прошедшей недели в силу его инерции, а также в силу ограниченности объемов, в пределах которых наши банки работают по валюте с российскими. Но рассмотрим детальнее.
Результаты анализа недавних событий (да и не только их) показывают, что наиболее опасен для тенге спрос на наличный доллар со стороны так называемого населения. Удовлетворяя именно этот спрос банки второго уровня, стремящиеся реализовать спекулятивный потенциал данного сектора ранка, приступают к массированной скупке безналичного доллара на бирже. Чтобы удержать скорость обесценивания тенге в намеченных рамках, Национальный банк вынужден удовлетворять этот спрос, продавая доллары из валютного резерва страны. Но откуда может взяться высокий спрос на "нал", и что такое "так называемое население"?
Согласно официальной статистике, для реализации на внутреннем рынке в 1998 году на территорию Казахстана было ввезено в чистом выражении 2998,4 млн долларов США, а в одном только декабре - 422,6 млн. При 15-миллионном населении, включая детишек, бабушек и дедушек. И при условии, что очень многие люди не получают заработной платы уже по полгода и более. Неплохо, правда? По мнению автора, спрос со стороны так называемого населения - это спрос в основном импортеров, причем, контрабандных и организованных. Наиболее выгодный импорт сегодня - дешевые и ставшие недавно контрабандными продукты питания из России. Они реализуются населению, вырученные тенге конвертируются в наличные доллары, а последние не менее контрабандным путем вывозятся из страны для закупки тех же продуктов (суммы этого вывоза не могут попасть в статистику Национального банка). Цепочка замыкается.
Далее. Чем быстрее падает рубль, тем дешевле в долларовом выражении становится российский импорт и тем больше прибыль от его реализации здесь. Чем больше контрабанды, тем выше спрос на AFINEX и тем больше долларов из резерва страны уходит "на сторону". А чем теплее, тем больше "лазеек" для крупного автотранспорта образуется на границе с Россией. Выводы напрашиваются сами собой.
После введения налога на покупку наличного доллара можно наивно ожидать, что эта схема будет хотя бы приносить регулярный налоговый доход казне. Но это действительно наивно, так как господа, занимающиеся описанным выше бизнесом, покупают доллары не в окошках обменных пунктов и налогов не платят.
Я хочу повториться, что действие приведенного выше фактора лишь начнет ощущаться весной и постепенно будет расти. А из этого следует, что его влияние неспособно оказать мгновенное и разрушительное действие на казахстанский рынок. Хотя бы по той причине, что о существовании описанной схемы прекрасно (и гораздо в большей степени, чем автор) осведомлены компетентные и уполномоченные органы, которыми должны предприниматься соответствующие меры. Речь идет о потенциальных инвестиционных рисках и о цене, которую придется заплатить стране для их преодоления, а не об обвале тенге.
По мнению автора, тяжелый весенний период без сомнения "идется" с текущей скоростью девальвации, принимая во внимание даже чистый (а не валовой) золотовалютный резерв Национального банка, возможность получения стабилизационных кредитов от МВФ и запас административных мер. Что будет дальше - загадывать пока не будем. Это - уже стратегия, а стратегия формируется правительством.
Правительство же на прошедшей неделе по-прежнему хранило молчание относительно планируемого темпа девальвации тенге в текущем году. Жаль. Но чиновников можно понять, так как вопрос этот непростой и крайне ответственный. И решение его зависит от многих причин, в том числе - и от результатов обсуждения бюджета в парламенте. Но нам повезло. Как везет фотографу, погружающему экспонированный лист фотобумаги в проявитель и наблюдающему, как постепенно возникает изображение. Лично мне этот процесс всегда доставлял радость. Изображение грядущего валютного рынка Казахстана все отчетливее начинает проступать на фотобумаге сознания профессиональных участников рынка. Потому что, строго говоря, правительство не молчит.
Мажилис парламента 19 марта рассмотрел представленные правительством изменения в бюджет. Выступая перед депутатами, министр финансов Ураз Джандосов наряду с прочими интересными цифрами назвал очень важное в контексте настоящей статьи значение - прогнозируемый уровень инфляции в 1999 году планируется на уровне 8,7% вместо ранее планируемого 8,3%. Так как в этом же выступлении сказано, что по основным параметрам падение ВВП в реальном выражении прогнозируется на уровне 1,5%, заявленное фактически означает, что никакой эмиссии тенге не планируется, а денежную массу до конца года никто особенно увеличивать не собирается. Но и сжиматься, как в прошлом году, она тоже, скорее всего, не будет. В этих условиях девальвация тенге более 30% за год просто невозможна - никакого обвала национальной валюты не планируется.
Результаты проведенного REUTERS 26 марта опроса профессиональных участников рынка показывают (автор полностью присоединяется к мнению участников), что наиболее ожидаемый уровень девальвации тенге в 1999 году - 16-20%. То есть то, что мы наблюдаем сейчас. Демонстрируя редкое единство взглядов, трейдеры, дилеры, брокеры и аналитики сходятся во мнении, что 10% уже нереально, и в ближайшее время Нацбанк просто "отдекларирует тенденцию по факту". По мнению автора, в опросе наиболее удачной фразой, которой можно было бы охарактеризовать мнение большинства, является: "Если это будет просто корректировка политики того, что уже идет по факту, если они подтвердят это - ничего страшного нет". А "по факту" сегодня - это с начала года (долгосрочная тенденция) 19,6% годовых, в течение последнего месяца (среднесрочная тенденция) - 20,3% годовых, за неделю (краткосрочная тенденция) - 15,3% годовых. И смотрится прогноз такого поведения денежных властей вполне реально. А как поведут себя доллар и тенге в жизни - покажет время
Андрей Цалюк Информационное агентство финансовых рынков "ИРБИС"
"Время по Гринвичу" 30 марта 1999 года
TNSE