Конституция: Пропасть между объявленными в Казахстане правами и их применением на практике
Анализ реализации на проблеме основных прав, декларируемых Конституцией Республики Казахстан, позволяет автору утверждать, что сегодняшний Казахстан представляет собой авторитарное государство с сомнительными перспективами на будущее благополучие его граждан, если теперешние тенденции не претерпят каких-либо изменений.

Для Стифтанг Казахстан 21. Джархандерт, Вашингтон, 8 февраля 1999

Конституция: Пропасть между объявленными в Казахстане правами и их применением на практике

Александра Джордж

Предисловие: 10 января 1999 года Президент Назарбаев заявляет о своем переизбрании на новый срок, набрав 80.4 процента голосов в "честных и справедливых" выборах, результаты которых Организация Безопасности и Сотрудничества в Европе не поддержала. В сегодняшнем Казахстане существует громадная разница между заявленными целями и их воплощением в жизнь, особенно когда дело касается прав простых людей на работу и образование, бесплатное медицинское обслуживание и свободы слова. В этом контексте, взяв в качестве примера основные права, гарантируемые Конституцией, и противопоставив их тому, как они применяются на практике, становится очевидным, что сегодняшний Казахстан представляет собой авторитарное государство с сомнительными перспективами на будущее благополучие его граждан, если теперешние тенденции не претерпят каких-либо изменений.

В Конституции говорится: "Республика Казахстан объявляет себя демократическим государством, в котором основными принципами являются человек-гражданин, его жизнь, права и свобода".

На самом деле каждый человек постоянно наталкивается на факты, которые приводят его к выводу, что в Казахстане отсутствует демократия, права и свобода. Можно привести множество примеров этому. Например, Петр Своик и Галина Абелсеитова были арестованы за публикацию в газете "Центр" статьи "Президент и парламент, очевидно хотели как лучше, а получилось хуже, чем всегда" (№ 38 от 16 октября 1998 г.). В других случаях, пресс-секретарь Кажегельдина Амиржан Кассанов был жестоко избит, так же как и менеджер Кажегельдина по связям с общественностью Елена Никитенко. Советник Кажегельдина Михаил Василенко был незаконно и без каких-либо оснований арестован на несколько дней. Депутат нынешней Верхней палаты второго созыва Владимир Чернышев был также дважды избит. Впоследствии он выступал с критикой Назарбаева в обращениях к парламенту.

Можно приводить много таких примеров, но главным является то, что никто не несет ответственности за такого рода нарушения конституции.

Статья 1: "Основными принципами Республики являются социальное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо народа…"

На практике социальное согласие и политическая стабильность обеспечены отсутствием корректной информации в газетах и на телевидении, а также массовым исходом русскоязычного населения из республики.

Статья 2, пункт 2: "… Государство гарантирует целостность территории и безопасность границ республики".

Непосредственным нарушением этой статьи явилась передача Китаю летом 1998 года около 500 кв. км земли в южном Казахстане на границе с Китаем. Этот прецедент никогда публично не обсуждался, равно как никакого референдума не было проведено. Фактически решение было принято секретно, и люди узнали об этом только после уже состоявшейся передачи из международной прессы.

Статья 3, пункт 1: "Народ является единственным источником государственной власти".

На самом деле народ ничего не решает. Неоднократно, по важнейшим для людей вопросам не проводилось никакого публичного обсуждения. Большинство людей не имеют ни малейшего представления о своих правах, а центральное правительство не предприняло никаких мер для обучения населения их основным правам поскольку гораздо легче управлять безграмотной нацией.

Правительство ведет себя как завоеватель, все указы, законы и постановления исходят "сверху" и требуют лишь беспрекословного исполнения и подчинения. Не существует никакого публичного обсуждения наиважнейших каждодневных вопросов, как по поводу выплаты зарплат и пенсий, экологии и национального развития. Людям не разрешается обсуждать политические вопросы, преследуется критика каких-либо ошибок или антинародных методов управления государством. Все независимые средства массовой информации были закрыты, и население лишилось трибуны для выражения своего недовольства сегодняшними условиями жизни и протеста против властей.

Даже один из наиболее активных членов правительства Президента Назарбаева, вице-премьер Галмаш Гурсумбаев, в своем интервью газете "Отечество" обратил внимание на отсутствие демократии сегодня в стране, сказав следующее: "… в политике существует чистая тенденция со стороны правительства ограничивать свободу слова, желание заставить замолчать оппозицию и независимую прессу". ("Отечество", № 1, 22 декабря 1998 г.).

Статья 3, пункт 2: "Люди осознают свою власть непосредственно через общенациональный референдум и свободные выборы".

С тех пор как Казахстан был объявлен независимым государством в 1991 году, был проведен только один референдум в 1995 году по вопросу о продлении пленарных полномочий Назарбаева до 2000 года. Однако, сегодня каждый знает, что этот референдум был проведен по инициативе "Народной ассамблеи Казахстана", которая в свою очередь была основана самим президентом Назарбаевым. Народная ассамблея в основном состоит из акимов, местных глав провинций, городов и районов, назначенных Президентом и полностью зависящих от него.

На последней сессии 21 января 1999 года, Назарбаев заявил, что ассамблея намеренно не созывалась перед выборами во избежании обвинений о её слишком политизированном настроении, - "заявление, которое показывает, что Президент Назарбаев только лишь "играет" в демократию".

Что касается свободных выборов, гарантированных Конституцией, они никогда не были свободными для народа Казахстана. В мае 1998 года, газета "Караван" опубликовала результаты социологического опроса населения, которые показали, что нынешнее правительство поддерживают лишь 2.6% населения, в то время как 97.4% были тем или иным недовольны. Это объясняет "результаты" выборов 10 января. Широко распространенные отчеты о фактах фальсификации результатов голосования Избирательной комиссией, предоставленные мне в Департаменте по правам человека в Караганде и представителями оппозиции в Алматы, только лишь подтверждают фиктивность результата выборов.

До тех пор пока не будет образовано законопослушное государство и положения Конституции будут соблюдаться, не может быть и речи о свободных и справедливых Президентских, парламентских или иных выборах.

Статья 4, пункт 2: "Конституция имеет наивысшую юридическую силу и непосредственное применение на всей территории государства".

На практике Конституция не имеет непосредственного применения, поскольку постоянно ссылается на другие акты и законы. Например, статья 9, пункт 2 гласит: "Законом устанавливается, что гражданин имеет право на бесплатное медицинское обслуживание в установленных размерах". Для того, чтобы это положение работало, нужно изучить все существующие законы о здравоохранении. Характерным примером может служить случай с пострадавшими от ядерных испытаний в Семипалатинске, которые несмотря на закон 1992 года о предоставлении им компенсации, тем не менее не получили ни гроша.

Статья 30, пункт 1: "Гражданам гарантируется бесплатное начальное образование". До сих пор, во многих сельских районах дети больше не посещают школу, так как у их родителей нет денег, чтобы кормить или одевать их. Даже в центре Алматы мы делали фильм о детях, которые живут в жутких домах, у них гниют зубы от недостатка витаминов: мне с трудом верится, что они получают бесплатное государственное образование. В любом случае их родители не могут позволить себе купить им учебники.

Статья 4, пункт 3: "Международные соглашения, ратифицированные республикой, имеют преимущество перед законами республики…"

Самым первым нарушителем этой статьи является само правительство, поскольку Казахстан не смог исполнить обязательств, принятых в рамках Организации Безопасности и Сотрудничества в Европе. Например, каждый гражданин был обязан иметь право зарегистрироваться для участия в выборах без ограничений, однако, Кажегельдину помешали это сделать по чисто административной формальности. О каком законном государстве, основанном на демократических принципах, мы можем говорить, если правительство нарушает международные соглашения, которые оно только что ратифицировало?

Статья 5, пункт 1: "В республике Казахстан объявлен идеологический и политический плюрализм."

Если это так на самом деле, почему многочисленные не про-Назарбавские партии и движения не могут официально быть зарегистрированы. Такие партии и движения как, например:

Статья 6, пункт 1: "В республике Казахстан как государственная, так и частная собственность имеет одинаковую протекцию."

Если начать приводить примеры проданных за последние несколько лет фабрик или промышленных предприятий по программе приватизации, тех которые раньше были в государственной собственности, можно легко сделать вывод, что эта собственности никаким образом не была защищена.

Статья 6, пункт 2: "Собственность - это ответственность, ее использование должно одновременно служить благосостоянию общества…"

О том, что хорошего сделали промышленные предприятия, приватизированные и проданные иностранным компаниям, обычному человеку, отлично свидетельствует дело Карметкомбината в Караганде (см. отчет об Испат Кармет и угольных шахтах). Только иностранные компании (или несуществующие оффшорные предприятия, представляющие президентское окружение) и высшие эшелоны власти, обогащаются за счет продажи государственных фабрик за гроши.

Статья 14, № 2: "Никто не в вправе дискриминировать личность по признаку социального или профессионального происхождения, либо по признаку пола, расы, национального языка, религии, места жительства и прочего."

Неисполнение этой статьи демонстрируется в статье 41, пункт 2, где говорится, что: "Только гражданин республики может быть избран Президентом… который свободно владеет государственным языком (казахским) и живет в Казахстане не менее 15 лет". Это явный пример дискриминации по признаку языка и места жительства.

Фактически, только в двух случаях, русскому человеку удалось стать министром: заместитель премьер-министра А. Павлов и министр по трудовым и социальным отношениям А. Коржова. Этот пример ясно показывает дискриминацию по национальному признаку. Сегодня все высокие должностные посты в правительстве заняты казахами, в то время как по последним статистическим данным на 1 января 1999 года, казахи составляют менее половины населения страны.

Статья 20, пункт 1: "Гарантируется свобода слова и творчества, запрещается цензура."

На практике существует обратное. В настоящее время практически все независимые газеты были закрыты, те которые осмелились критиковать на своих страницах существующее правительство, включая Назарбаева. К ним относятся газета "Центр" в Астане, "Сорока" в Караганде, "Дат" в Алматы, "Регион-Юг" в Таразе и "Проспект" в Павлодаре.

Если тщательно изучить Конституцию, можно заметить, что все статьи имеют чисто декларативный характер. В соответствии с Конституцией, гражданин имеет право на работу, жизнь и жилье, зарплату, пенсию, бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное начальное образование, участие в политической жизни и прочее. Но ирония заложена в самом факте того, что каждый человек имеет на все это право, но никто не обязан эти права предоставлять. Кроме того, что является более важным, никто не несет ответственности, начиная от самого Президента и далее, в случае нарушения прав человека.

В соответствии со статьей 40, пункт 22: "Президент Республики является символом и гарантом национального единства и государственной власти, конституционной стабильности, прав и свобод каждого гражданина."

Однако, Президент несет ответственность за действия совершенные во время исполнения его обязанностей только в отношении государственного предательства. Если он совершит какое-либо другое уголовное преступление, даже убийство, по Конституции он не будет нести никакой ответственности. (Статья 47, пункт 2).

В этом случае статья 14, пункту 1, в которой говорится, что "Все мы равны перед законом и судом" противоречит статье 47, пункту 2, поскольку она ставит Президента вне и выше закона.

Тем самым, можно сделать вывод, что эта Конституция является неполной, содержит много противоречащих статей и не может быть названа Основным Законом государства.

Для Стифтанг Казахстан 21. Джархандерт, Вашингтон, 8 февраля 1999

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. КАЗАХСТАН