Неоконченная монетарная "пьеса"
(Продолжение.)

"Деловая неделя" 12 марта 1999 года.

 

Неоконченная монетарная "пьеса"

Эрик ЖУНУСОВ, Берик КЕНЕСОВ

Знакомым путем

(Продолжение.)

Мало у кого возникают сомнения в том, что правительство совместно с парламентом в последнее время активно способствуют развитию в Казахстане прошлогоднего российского сценария финансового кризиса.

Напомним, что в канун Международного женского дня девальвация тенге происходила столь усиленными темпами, что самые пессимистические прогнозы обесценения национальной валюты на текущий год стали казаться оптимистичными. Обвинения в адрес руководства Нацбанка в связи с отсутствием каких-либо активных мер с его стороны выглядели несколько запоздалыми и даже неуместными - влиять сегодня на валютный рынок после активных интервенций в дни президентской избирательной кампании главному банку страны очень непросто.

Ускоренная девальвация тенге против доллара означала и определенный рост панических настроений среди населения. Этому способствовал целый ряд факторов.

Во-первых, действия правительства Казахстана стали не только непредсказуемыми, но и попросту явно конфискационными по отношению к средствам населения. Запрет на импорт дешевых и качественных российских товаров вполне ясно дал понять населению, что правительство Нурлана Балгимбаева готово на самые жесткие меры в целях защиты корпоративных интересов отдельных членов правительства, пришедших на госслужбу из бизнеса. Учитывая, что некоторые из "младотюрков" имеют тесные связи и с коммерческими банками страны, давно готовое к финансовому обвалу население вправе было предположить, что правительство будет защищать не только интересы крупнейших торгово-закупочных компаний страны (таковыми являются холдинги, принадлежащие "младотюркам"), но и всячески помогать связанным с ними банкам. Прессинг правительства оставил населению только один выбор - выводить средства с потребительского рынка и конвертировать их в доллары. Кстати, такое поведение потребителей имело и положительный эффект - цены на товары в пред- и праздничные дни особенно не менялись.

Во-вторых, свою роль сыграла и очередная избирательная кампания, намеченная на этот год в Казахстане, - на этот раз парламентская. С точки зрения самой обычной житейской логики, парламентские выборы стоило бы перенести, поскольку ситуация в стране и вокруг нее явно не способствует нормальному проведению выборов. Однако сделать этого нельзя, ибо руководство страны и так сыто по горло нелицеприятными откликами на внеочередные президентские выборы, а отказ от проведения выборов в парламент будет расценен оппозицией и международными организациями как еще одно отклонение от демократических норм и проявление явной слабости правящего в стране режима. По этой причине выборы неизбежны, как и расходы на них. Видимо, вновь не обойтись без приглашения звезд эстрады из ближнего и дальнего зарубежья, заказов на биллборды, видеоклипы, организации агитпоездов и прочих атрибутов казахстанского избирательного процесса, с которыми мы смогли воочию ознакомиться этой зимой. Все это требует средств, и в основном в форме пресловутого "кэша", ибо все участники избирательной кампании не хотят иметь дело с налоговыми органами - это относится не только к физическим лицам, но и к юридическим, в роли которых выступают предвыборные штабы, PR-компании и даже целые партии и движения, которые никогда еще в истории нашей страны не представляли общественности своих финансовых документов.

Во всяком случае, выборы в любой стране - это сигнал к девальвации валюты, поскольку независимо от формы их проведения выборы - это период некоторой смуты в государстве и откровенной неразберихи. В такие времена житейски мудрые потребители запасаются валютой и товарами первой необходимости - кто его знает.

В-третьих, изменению поведения населения не могло не способствовать очередное активное включение главы государства в партийное строительство. Откровенно говоря, пока еще определенная часть избирателей живет надеждами на победившего в борьбе за кресло главы государства Нурсултана Назарбаева хоть какого-то улучшения в социально-экономической жизни, все еще отделяя его от правительства. Однако выступление главы государства на первом съезде партии "Отан" несколько охладило оптимизм упомянутых избирателей, ибо судя по тексту выступления Нурсултана Назарбаева на съезде, его линия и правительственная в целом не различаются. Призыв же к населению поддержать отечественную банковскую систему прозвучал явно несвоевременно - как раз в эти дни тенге стал падать против доллара с возрастающей скоростью. Напомним, что президент страны сказал на съезде следующее: "Гражданам Казахстана нет необходимости жить в ожидании обвала и копить доллары. Наоборот, сегодня все свои средства надо держать в банках и получать проценты. Тем самым помогая государству в это трудное время".

Спичрайтеры Нурсултана Назарбаева, формулируя этот монетарный призыв, не учли, как минимум, два важных экономических обстоятельства. Поскольку темпы девальвации тенге возрастают, то вознаграждение по банковским процентам, которое выплачивается в тенге, обесценивается такими же ускоренными темпами, и это не способствует повышению привлекательности банковских форм сбережений. Далее, призыв помочь государству звучит в нынешней обстановке как откровенное признание его финансовой несостоятельности, что стимулирует экономического индивида действовать в обратном направлении - не помогать правительству, а защищаться от него. Противники такой точки зрения могут апеллировать к патриотизму граждан Южной Кореи, которые в трудные дни кризиса продавали за обесценившиеся воны принадлежавшее им золото и валюту. В таком случае стоит вспомнить и о том, что всплеску патриотизма в этой стране предшествовали демократические выборы, завершившиеся сменой президента Южной Кореи - им, пожалуй, впервые после долгих лет борьбы с генералами-президентами стал представитель демократической оппозиции.

(Продолжение следует)

"Деловая неделя" 12 марта 1999 года

TNSE