Ценовая игра
Данные Агентства по статистике об изменении цен в производственном секторе экономики

"Деловая неделя" 12 марта 1999 года.

 

Ценовая игра

Женис МУРАТОВ

Если кто-то еще сомневается в том, что в экономике Казахстана господствуют интересы олигархов и приближенных к властям деловых кругов, а не законы свободного рынка, то можно рекомендовать сомневающемуся познакомиться с данными Агентства по статистике об изменении цен в производственном секторе экономики в прошлом году.

Начнем с гордости нашей экономики - углеводородов. В прошлом году цены на топливно-энергетические ресурсы снизились на 9,4% (речь идет о ценах производителей) после того, как в 1997 году они поднялись на 27,9%, а в 1996 - на 22,6%. Что касается нефти, то внутренние цены на этот товар снизились в прошлом году на 22,7% (мировые - на треть). При этом внутренняя цена добычи нефти в Казахстане в декабре прошлого года составляла 47% от мировой. Однако производство нефтепродуктов в стране находится под жестким контролем нескольких компаний, и по этой причине внутренние цены на бензин по-прежнему превышали их уровень на мировом и российском рынке. По данным Агентства по статистике, в конце 1998 года бензин стоил $163 за тонну (это цена производителей), в России - $71, а мировая цена составила $148 за тонну. Таким образом, казахстанцы не смогли вкусить плодов мирового понижения цен на нефть и нефтепродукты, значительно переплачивая местным олигархам за топливо.

Аппетиты казахстанских олигархов, контролирующих этот сектор экономики, выглядят повышенными на фоне мировых пропорций в цене нефти и нефтепродуктов. По официальным статистическим данным, в декабре 1998 года цена казахстанских производителей бензина была выше цены нефти в 3,8 раза (на мировом рынке - в 1,5 раза), дизельного топлива - в 2,8 раза (на мировом рынке - в 1,3 раза). Мазут на мировом рынке был на треть дешевле нефти, поскольку его использование не отвечает тамошним экологическим стандартам, а в Казахстане в прошлом году он был на 17% дороже цены на нефть, хотя в декабре 1997 года был дешевле на 11%.

С углем ситуация также сложилась достаточно противоречивая. Поскольку мировые цены в 1998 году понизились на энергетический уголь на 4%, а на коксующийся - на 7%, то можно было ожидать подобной картины и в Казахстане. Однако внутренние цены на эти виды углей в нашей стране ... повысились на 0,8% и 33,3% соответственно. Газ подорожал в 1998 году на 4,7% и в итоге наше сырье оказалось в три раза дороже российского и узбекского. Успокаивает лишь то, что казахстанский газ дешевле в 3 раза киргизского и в 8 раз - по сравнению с развитыми странами. Дешевым остается и наш энергетический уголь - цена добычи его в 5,4 раза ниже по сравнению с мировой.

Электроэнергия, производимая в Казахстане ограниченным кругом компаний, по данным на декабрь прошлого года, была дороже кыргызской в 4 раза, российской - в 2 раза и примерно на 25% дешевле узбекской, что уже совершенно непонятно.

Перейдем теперь к теме продовольственных товаров, ибо Казахстан, как известно, славится производством зерна, мяса и других сельскохозяйственных продуктов. Славится наша страна и господством олигархов в этой сфере, последствия которого выражаются в следующих любопытных данных.

Известен, например, факт падения цен на зерно на мировом и внутреннем рынках, что вполне логично привело к понижению цен на муку в прошлом году на 8,4%. Однако хлеб и комбикорма подорожали на 3-3,1%, а макаронные изделия - на 0,8%. Максимальный прирост цен в прошлом году пришелся на мясные продукты (17,6%), алкогольные напитки (10,1%) и табачные изделия (9%). В целом же пищевые продукты за 1998 год подорожали на 3,5% (в 1997 году - на 2,3%). Почему в такой ситуации правительство решило ввести запрет на импорт дешевых продуктов из России, Кыргызстана и Узбекистана, комментировать не стоит - и так все понятно.

Кстати, с импортом официальная статистика обнаружила интересные детали. В декабре сахар в республике приобретался предприятиями перерабатывающих отраслей у местных производителей по $521 за тонну - это в 1,7 раза выше мировой цены. При этом на мировом рынке цены на сахар снизились в прошлом году на 16%, в результате чего его импортеры в Казахстане увеличили ввоз на 11% и добились снижения цены на сахар на внутреннем рынке на 10,9%, вынудив отечественных производителей лишиться хоть части сверхприбыли. Растительное масло на мировом рынке подорожало на 19% в 1998 году, а на внутреннем - на 0,9%, хотя приобреталось здесь предприятиями-переработчиками по цена в $1179 за тонну, что выше мировой в 1,4 раза. За масло животное переработчики платили $2874 за тонну - в 1,7 раза выше мировой цены.

Таким образом, поведение цен на казахстанском рынке уверенно доказывает следующее: во-первых, наша экономика не интегрирована в мировую; во-вторых, ценообразование на внутреннем рынке целиком подчинено интересам деловых группировок; в-третьих; запреты и ограничения на импорт продовольствия в страну приведут лишь к дальнейшему росту цен на него, которые и так превышают мировые.

"Деловая неделя" 12 марта 1999 года

TNNP