Политика не секс, можно заниматься в рабочее время. Успешно
Алдан Аимбетов о раскладе политических сил в республике

"Казахская правда" 28 марта 1999 года.

 

 

Политика не секс, можно заниматься в рабочее время. Успешно

 

Еще одна ее особенность. Политическая активность, в отличие от сексуальной, не зависит от количества прожитых лет. Даже наоборот. Это, как сказали бы ильфпетровские брадобреи, факт медицинский.

Казахи говорят: "Елуде енкейсенде, ебiн келмес". Не будучи поэтом, могу предложить лишь смысловой перевод: "В 50, как ни извивайся, ни хрена у тебя не получится". В 50 у большинства мужчин наступают климактериальные сенсации. Будучи закономерным процессом, мужской климакс хорошо поддается изучению, но столь же плохо - лечению.

Преимущество же политической жизни неоспоримо. Во-первых, она, жизнь политика, не знает, что такое вялость, она всегда стоит на уровне высочайшего напряжения. Во-вторых, за 50 лет словоизвержение доставляет политику не меньше удовольствия, нежели редкое теперь семяизвержение. В-третьих, политика как форма жизнедеятельности, в отличие от физиологического акта, не лимитирована отрезком времени, можно сказать, вообще не подвластна времени. Наверное, этот факт стал известен и президенту Назарбаеву, который снял всякий возрастной ценз на пути к креслу главы государства. Если же придет к выводу, что и ограничения сроков пребывания на этом посту неестественны, будет прав на сто процентов. И последнее: если политик будет развертывать свою деятельность в лично выгодном для себя и приятном для главы государства ключе "одобрямс", то политический капитал ему пожизненно обеспечен. "Все в нашей власти, если во власти все наши".

Наблюдая за политической активностью тех, кто там, наверху, хочется им сказать: вы на правильном пути, господа! Особенно перспективным нам представляется уважаемый депутат мажилиса Анвар Баталов. Похоже, что он достиг той степени политической зрелости, когда это сравнивают с искусством балансирования между теми, кто хочет во власть войти, и теми, кто не хочет из нее уйти. Ну прямо-таки в ударе оказывается наш нардеп: фонтаном извергает идеи. Причем не какую-нибудь для внутреннего пользования мелкотравчатую вещь, а державно-масштабного значения подает мысли. Совсем недавно выступил инициатором проведения досрочных президентских выборов и "заставил" Нурсултана Назарбаева вздрогнуть, "вынудил" его на незаконные действия. Об этом много было сказано, сегодня даже школьник знает, что к чему.

Назарбаев победитель. Победителей, как известно, не судят. А вот того, кто сыграл в бездарном спектакле главную роль, политически тухлыми яйцами закидать было бы весьма не грех.

Чего теперь он хочет? Теперь уважаемый мажилисмен носится с идеей-лозунгом: "Вся власть президенту!" А что в этом плохого? Ему ничего не угрожает, разве только рискует быть непереизбранным, если состоятся выборы в парламент. Это вполне возможно, ибо примелькался Анвар Баталов перепроизводством идей, приятных слуху высшей власти, но не разделяемых будущим электоратом. Наверное, он как искусный политик усвоил еще одну истину, что риск - дело благородное, нередко он сторицей окупается.

Допустим, что господин Баталов под себя как депутата мажилиса роет яму, вполне может статься, что ничто ему не поможет, даже доведенные до совершенства махинации избиркомов. Утомленные и разгневанные неисчерпаемыми инициативами господина Баталова, избиратели вполне могут его забаллотировать. Может быть, именно такая перспектива его и устраивает, ибо заслуженный перед президентом инициатор "интересных идей" в любую погоду обречен оставаться у кормила государственной власти. Например, вместо потерянного мажилиса занять место в сенате. По "щучьему велению" - президентскому списку. А если лишить президента права составлять энтот список или даже автократического статуса? Тогда, очень возможно, и Баталов изберет себе иную тактику, адекватную задачам эпохи. И вслед за древними греками способен заявить: "Рабство при демократии предпочтительнее свободы при тиранах".

Но подлинная история Казахстана еще не началась. По нашему разумению, Казахстан ныне находится в самом начале своей предыстории. И началась она с провозглашения заштатного города Акмолы в астанинский город Астану. И никто не знает причин (во всяком случае, печатно не изложил), почему президент Назарбаев настоял на этой катастрофически убыточной рокировке и самолично (парламентские "дебаты" не в счет, как безжизненное словоблудие политиков, готовых пожертвовать всем, лишь бы парламент не был распущен) ее произвел. Это было великой личной победой Назарбаева, проявлением его беспрецедентной смелости. Что касается меня, то я до мельчайших деталей вычислил причины столь судьбоносных (опять-таки лично для Назарбаева), подлинно революционных действий. Шибко подозреваю, что и господа баталовы посвящены в "парижские тайны", отсюда и небывалая их активность и неисчерпаемые "творческие" инициативы в политике.

По большому счету, президент Назарбаев не боится народа. Правильно. Народ Казахстана, по существу состоящий из двух крупных этносов - казахов и русских, как огня, боящихся друг друга, нейтрализован. Ряды русских в Казахстане редеют. Остающиеся сами себя поставили вне политики. За исключением социально-культурных сфер (пенсии, образование, медицинская помощь) проявляют полный индифферентизм. Потребуй баталовы реставрации ханской власти (а этого вполне можно ожидать) и снова "вынуди" Н.Назарбаева уступить, деморализованные русские ни единого звука не издадут. Тем более в коллапсе пребывающие казахи.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ОППОЗИЦИЯ

Указанные категории людей принадлежат к наиболее мыслящей и политически активной части населения. Чтобы оказаться в их числе, не обязательно обладать титулами профессора, академика, Народного и т.д. Бывают и есть генетически, то есть прирожденно интеллигентные люди. Интеллигентными становятся и по воспитанию, образованию. Еще лучше, когда сочетаются оба источника и бьют единым фонтаном.

Каковы составные части интеллигентности? Это принципиальнейший, поэтому весьма трудный вопрос. Здесь не каждый способен попасть в "десятку", не готов и я. Но как-то повелось у нас признаки интеллигентности находить в таких аксессуарных ее проявлениях, как умение завязывать галстуки, красивая манера говорить и общаться, не бить жену (вообще не прибегать к грубым формам разрешения споров)... К тому же, если индивид начитан, запросто "сыплет" из Блока, Шиллера, Гете, виртуозно пробежит по клавишам фортепиано и т.д., готов образ интеллигента, и мы бываем покорены им.

Еще один признак интеллигентности (и близкого понятия культурности) в казахской среде - это знание русского языка. Надо подчеркнуть - важнейший признак. Надо уточнить: не потому, что язык русский, а потому, что на этом языке созданы величайшие культурные ценности. И не надо забывать, что русская классическая литература и искусство XIX века для казахской интеллигенции ближе и роднее всех европейских их аналогов. В этом плане казахи превзошли все народы бывшего СССР, включая и самих русских.

Значит, с интеллигенцией у нас все в порядке? Ничуть не бывало! Казахской интеллигенции как таковой нема. После Мустафы Шохаева, славной плеяды алашординцев, позже Каныша Сатпаева, Мухтара Ауэзова, из самых молодых - Ануара Алимжанова, Аскара Сулейменова и еще нескольких придавленных личностей лично я затрудняюсь назвать кого-нибудь.

Если исходить из анкетных данных (образование, социальное положение, научные степени и титулы), мы, казахи, впереди американцев с англичанами, японцев, немцев и французов. Докторов наук клепаем чуть ли не из сантехников и санитаров. Академики? О, Боже ж мой! Тепличных генералов, кахарманов из пробирок, наконец, министров из бывших уборщиц, цирковых администраторов и зоопарков не счесть, как алмазов в пещерах далекой Индии.

А интеллигентов нетуть, не наличествуют они. "Почему?" - спросите вы. Потому, что современная казахская интеллигенция окончательно окурвилась, вышла на панель. Она эгоцентрична, труслива, беспринципна, равнодушна к судьбе народа и Родины. Когда-нибудь я пофамильно назову тех, кто незаслуженно ходят в "пионерах".

Начитались русской литературы, самих русских русской грамоте научим, а пользу не извлекли. Где казахские Чернышевские да Добролюбовы, где неистовые белинские, где достоевские, прошедшие каторгу, даже на эшафот взошедшие? И не предвидится, что они в ближайшем будущем появятся.

Сегодняшняя казахская интеллигенция состоит из двух частей: правящей, благоденствующей, и примыкающей к ней так называемой творческой, подпитываемой с "барского стола" (почетные звания с финансовыми приложениями, премии, средней величины кресла) и этим вполне довольной; и тех, кому не досталось от "большого пирога" или кто лишились его.

Из последней и делается в Демдоме (Дом демократии) так называемая оппозиция. Сразу скажем: никудышная, одно название, что оппозиция. "Почему? " - опять могут спросить. Да потому, что она состоит из того же людского материала, что и интеллигенция казахская, воистину гнилая.

Вспомните, как "сливки" нашего общества, интеллектуальный потенциал нации: ученые, писатели, художники, артисты и т.д.- пару лет тому назад выступили с открытым письмом-заявлением, надо подчеркнуть, весьма эффектным. Сама истина глаголила их устами. Значит, интеллигенция казахская все же есть, и очень даже мыслящая, и ушастая, и глазастая, и языкастая. Да, еще раз да! В чем же тогда дело? Дело в политическом малокровии. Бойцовские качества у них начисто отсутствуют.

От малограмотного (скоро и вовсе безграмотного) солдата требуем стойкости, мужества, высочайшей пробы патриотизма. Мальчишек бросаем на афгано-таджикскую границу, откуда они нередко возвращаются домой в свинцовых гробах, а интеллектуалов наших (включая и нардепов) не то что жизнью или здоровьем, но даже удобными креслами с приложением высоких окладов рисковать не заставишь. Письмо они написали, но чуть ли не на следующий день образовалась длиннющая очередь на покаяние перед разгневанным президентом. Академики испугались за свои 7000 глиняных, получаемых за титул, руководители госучреждений - за свои кресла, писатели, поэты и артисты - за возможное высокое внимание, на худой конец, за пышные похороны, поминки за госсчет и название какой-нибудь улицы их именем. А интересы Родины, нации? Не смейся, паяц, над разбитой надеждой.

Звучным именем нарекли тогда новое движение - "Азамат". Трио: Турегельды Шарманов, Мурат Ауэзов и Петр Своик - должны были символизировать (и синтезировать) мудрость, знание и силу - то, что, на мой взгляд, не достает команде президента Назарбаева. Фасад, ничего не скажешь, вышел "Во!" Как в песне из репертуара Рашида Бейбутова:

"Академик, инженер и

агроном,

Как братья, сидим за

столом".

Сесть-то сели, но не усидели, прыти хватило на считанные дни. Оправдались опасения "КП", сразу же выступившей со статьей: "Нет, не тот коленкор". Первым пал мудрый академик. Видимо, сразу раскумекал разницу между табуреткой Домдема и удобным креслом возглавляемого им института, занятого государственно безопасной пропагандой пользы алиментарных вещей: жиров, углеводов, витаминов и разных минералов... Правда, его место занял Абельсеитов, тоже крупный ученый, более убежденный в том, что не то делается у нас "в королевстве датском". Но уже было поздно.. Начавшуюся с уходом Шарманова агонию "Азамата" невозможно было остановить. Всколыхнувшие было общество подписанты вмиг, наперегонки, подняли белые флажки, завопили, заглушая друг друга:

"Нас заманили!", "Нас подставили!", "Мы больше не будем!" Явка с повинной была высочайше услышана.

Теоретически у "Азамата" еще была некоторая возможность прийти к президентским выборам более или менее сплоченными рядами. Последним ударом его слабеющего пульса было опубликованное в "КП" официальное заявление Мурата Ауэзова о намерении включиться в предвыборную гонку.

Наиболее реальным и опасным конкурентом из лагеря оппозиции был Акежан Кажегельдин. Умный, решительный и богатый. Но он, известный среди казахов как нигилист, и под напором властей был обречен на поражение. Да и вообще все оппозиционные элементы оказались просто мальчишками перед Нурсултаном Назарбаевым, заявившим о себе как о великом казахстанском политике.

Настоящая оппозиция, нет сомнения, появится. Но не из числа тех, кто сегодня рвет на себе рубаху. Сегодняшние двадцатилетние придут им на смену, но не скоро. Путь будет долог и труден. А катализатором окажется, как это ни парадоксально, сам Нурсултан Назарбаев и его окружение.

А БАТАЛОВ БУДЕТ ПРАВ, ЕСЛИ СКАЖЕТ:"РАСПУСТИТЬ ПАРЛАМЕНТ!" НО ОБ ЭТОМ В №7

 

"Казахская правда" 28 марта 1999 года

TNSE