Все революции совершались юристами
"Время по Гринвичу" 24 марта 1999 года.
Все революции совершались юристами
Гульбану АБЕНОВА
Экс-министр юстиции о правовой реформе и не только
"Создается такое впечатление, что начавшаяся судебно-правовая реформа в Казахстане завершена и общество успокоилось. Нет. Судебная система сейчас работает хуже, чем в советское время, и сточки зрения профессионализма, и с точки зрения неподкупности, и преданности судьей закону", - заявил экс-министр юстиции на пресс-конференции в Алматы.
Нагашыбай Шайкенов считает, что в настоящее время необходимо реформирование правовой реформы по нескольким основным направлениям. Это развитие правовой экономической базы всего общества, преобразования правовой системы, не приняты еще некоторые части гражданского, процессуального и трудового кодексов "Наши законы носят старый, засаленный сюртук советских законов" Следующее направление - структурно-организационная часть правовой системы.
В первую очередь, по словам г-на Шайкенова, необходимо реформирование Верховного суда, сокращение его членов до 10-15 квалифицированных специалистов. Большинство нынешних судьей он считает просто безграмотными, которые "благодаря блату" стали членами Верховного суда.
Необходимо создать пять или шесть окружных судов в Казахстане. По его мнению, окружные суды должны быть не зависимы от исполнительной власти, особенно от акимов. Поэтому суды должны создаваться не по административному признаку. "Суть в том, что карта судов и карта административного деления Казахстaнa не должны быть идентичны, не должны совпадать", - считает он. Одновременное окружными судами необходимо создавать аппеляционные суды, которые практически должны стать конечными судебными инстанциями, а Верховный суд должен быть исключительной мерой.
Ректор Казахскою государственного юридического университета, доктор юридических наук, профессор Шайкенов считает, что сейчас в Казахстане нет органа, который занимался бы coгласно Конституции официальным толкованием Конституции Конституционный суд практически эту работу не выполняет и "честно говоря, не сможет выполнить по своему профессиональному составу". По его мнению, для этого, там должны работать юристы высшей квалификации, способные толковать как дух Конституции, так и кодексы Он сказал, что он как ректор получает из высших юридических инстанций документы, мало того, безграмотно с юридической точки зрения написанные, но и с полным набором орфографических ошибок. "Мне стыдно читать документы наших высших органов, это трагедия нашего общества", - заметил он.
Как делается криминальная статистика
Одним из главных направлений правовой реформы, по мнению г-на Шайкенова, является объективная криминальная статистика. Сегодня, по его словам, контроль над преступностью и криминальная статистика находятся в одних руках. "Очевидно, что это порочная система. Если руководитель регулярно отчитывается перед обществом, руководством страны за состояние борьбы с преступностью и он же ведет криминальную статистику, то какая может быть надежда на то, что это статистика объективна?" Таким образом, согласно докладам МВД, число преступлений незначительно возрастает, мелкие же, как например кража сумки, резко уменьшается. По словам г-на Шайкенова, криминальная статистика делается просто: тяжкие преступления, например убийства, трудно замолчать, а вот на мелкие можно просто не обращать внимания.
Большой проблемой для любого гражданина становится регистрация происшествия или преступления. Потому как правоохранительные органы не заинтересованы регистрировать не перспективные для раскрытия преступления дела. Бывший министр юстиции признался, что целых десять дней не мог добиться от правоохранительных органов заведения yголовного дела по факту убийства его брата. "Я с моими связями добивался, а что простой гражданин может сделать, его к тому же, начинают обрабатывать", - сказал он.
Во все советские годы происходило мощное жонглирование криминальной статистикой, особенно это наблюдается в сегодняшнее время, - подчеркнул он. По его мнению, криминальную статистику должны вести органы, не отвечающие за состояние и уровень преступности. Тогда только не будет проблем с замалчиванием реальных фактов и должным образом будут вестись дела по регистрации преступлений.
Исполнение судебных решений и ликвидация криминального бизнеса
Необходимо создание доступа к банку судебных решений и приговоров для любого желающего, - считает экс-министр Он также признался, что даже он, будучи министром юстиции, не мог получить решения Верховного суда. Для него не понятно, зачем скрывать решения, приговоры суда, ведь зачастую судебный процесс идет публично и они обязательно оглашаются. Он считает, что журналисты, юристы, преподаватели и профессора юридических вузов, да и любой желающий гражданин должен иметь доступ к решению суда, для того чтобы иметь возможность тщательно изучить решение судьи того или иного района или области, сравнить и удостовериться в его правильности. Этого доступа ceгодня у нас нет, так как судьи боятся, что их уличат в некомпетентности
Кстати говоря, если суд вынес решение или приговор, то это не значит, что он обязательно будет исполнен Судебные решения практически не исполняются, выборочно исполняется, а в массовом порядке нет. Наивный 1ражданин годами мыкается в ожидании исполнения решения судьи, - сказал Нагашыбай Шайкенов и сообщил, что еще будучи министром юстиции, он предлагал распространенный в мире метод. Органы, исполняющие решение суда по гражданским делам, должны быть коммерческими. Сегодня в стране исполнение решений, договоров, долгов и кредитов выбивают криминальные структуры, потому что суд бессилен. "А эти спортсмены затаскивали ответчиков в подвал и выбивали. К ним обращались, потому что это более эффективный способ Они имели проценты от исполнения", - сказал он и высказал свое предложение Деятельность подобных криминальных структур ликвидировать и их функции отдать в руки официальных лицензируемых и строго контролируемых органов. Есть специальная процедура, чтобы их деятельность не превратилась в криминальную - подчеркнул он.
Однако предложение министра в то время не было принято, вместо этого ввели 30-нроцентные отчисления на специальный счет правоохранительных органов. "Нельзя правоохранительные органы сажать на хозрасчет, это порочная практика",- считает доктор юридических наук.
Кадровая политика и квалификационные коллегии
Развитием основы судебно-правовой реформы является дальнейшее решение кадровом политики В Конституции заложен хороший институт квалификационной коллегии. Это актуально для нашей ситуации, когда появилось много юридических вузов и факультетов, появляется огромная масса юридических дипломов, не обеспеченных реальными знаниями, - считает профессор Шайкенов. По его мнению, тот, кто желает стать судьей, должен пройти через квалификационную коллегию. Но для этого по его мнению, необходимо, чтобы в коллегии работали честные люди и были действительно настоящие экзамены. Он привел пример, когда в бытность его министром юстиции только 30% работающих судей сумели пройти квалификационный экзамен, а буквально через месяц умудрились пройти и остальные 70% "Есть большое подозрение, что тесты потом разошлись по рукам", - замечает он. Сeгодня, по его словам, судебный департамент возглавляет человек, которого он в свое время с величайшим трудом oтстранил от судебной деятельности. " Можно построить великолепную конструкцию, но если не будет профессионалов, то, конечно, это конструкция не даст никакого решения", - считает профессор юстиции.
О реформировании юридического образования и высшего образования в целом
Как заметил Нагашыбай Шайкенов, в последнее время в обществе значительная тенденция - массы юридических дипломов, не обеспеченных знаниями. Совершенно очевидно падение качества высшего образования, оно нуждается в реформировании, и как было замечено им далее, о каком качестве может идти речь, когда преподаватели одновременно работают в нескольких местах в связи с появлением новых учебных заведений, а каждое из них считает своим долгом открытие юридического и экономического факультетов. Как, например, в аграрном университете или в университете мировых языков, кстати говоря, в одном из них юриспруденцию преподает профессор военного дела.
Таким образом, создается ситуация, когда выпускается много специалистов, совершенно не соответствующих современным требованиям. Ректор КазГЮУ остановился на одном из интервью представителя Министерства образования программе "Жеты кун" телеканала "Хабар", когда чиновник от образования, отвечающий за качество образования, отвечает, что причина того, что сегодня преподаватель вуза работает в пяти местах, - низкая заработная плата.
Если преподаватель работает в пяти местах, значит в 5-ти вузах нет пpeподавателей, а как же он выдал им лицензию? Разве он не знал, что нет преподавателей, может быть, нужно вместо пяти оставить одного и в одном месте поднять зарплату в два раза, тем самым увеличив качество преподавания? - вопрошал он.
Бытует мнение, что уменьшилось финансирование и поэтому снизилось качество образования. Но ведь система не сузилась, а наоборот, расширилась. Наряду с бюджетным финансированием появилось частное - со стороны родителей студентов. Какая разница, откуда поступают средства, от государства или из кармана родителей, главное, что деньги им поступают, - заметил ректор.
Относительно лицензирования образования. Во-первых, должен осуществляться государственный контроль над теми юридическими лицами, которые получают лицензию и клянутся, что способны качественно исполнять этот вид деятельности. Чиновники oт образования наивно верят, что в новые частные вузы приедут специалисты из Санкт-Петербypгa, Томска, профессора из Германии, Штатов и т.д. "Может быть, небесплатно верят".
Во-вторых, Министерство образования, выдавая лицензию, должно знать, сколько вузов нужно, сколько выпускников по тем или иным специальностям. Зачем плодить повальную безработицу? Ректор КазГЮУ считает, что выдача стольких лицензии на высшую образовательную деятельность - это политическое преступление. Таким образом, они породили безработицу среди молодых социально-активных граждан Казахстана, имеющих диплом. Чем готовить массу 20-25-летней молодежи, имеющей дипломы юристов или экономистов, по ею мнению, разумно было готовить слесарей-сантехников, обеспеченных затем работой.
"Мы порождаем социальную напряженность в ближайшем будущем. Все революции совершались юристами, а в Казахстане безработица юристов очевидна", считает г-н Шайкенов. Исполняет ли Министерство образования хотя одну из своих функций - вопрос риторический.
В ближайшие годы бюджетное финансирование высшего образования будет сокращаться. Поэтому, по мнению профессора, необходимо ликвидировать практику безадресного финансирования.
Нужно финансировать те учебные введения или факультеты, которые наиболее качественно готовят необходимых сегодняшнему обществу специалистов. Ректор также предлагает перейти на государственный заказ, сегодня, по его словам, чиновники oт образования говорят, что нет специалистов, чтобы посчитать, сколько нужно и какие нужны специалисты стране. А госзаказ - это не только финансирование обучения, но и обязанность обеспечить рабочими местами. Как только будет указание по этому поводу, то, по его мнению, и прокуратура, и суды мигом подсчитают, сколько они могут принять к себе на работу выпускников вузов. Таким образом, госзаказ не только позволит рационально вкладывать деньги, но и покончить с повальной безработицей.
Говоря о качестве обучения студентов в тех или иных учебных заведения, г-н Шайкенов вспомнил, что не так давно на одном из форумов по вопросам образования он предложил коллегам, провести в один день тестирование студентов по какому - то одному предмету.
Процедура не занимала много времени и ее цель была просто проверить, в каких вузах студенты лучше усвоили предмет, при этом он предложил для обработки данных три бесплатных компьютера. Его коллеги, ректоры вузов на форуме вроде как поддержали, но затем, по его словам, начались звонки "Наке, мы не готовы". "В каком смысле не готовы, что, нет аудитории? Нет студентов?" "Они молчат, хотят жить спокойно", - резюмировал он.
"Время по Гринвичу" 24 марта 1999 года
TNSE