Как власти закрыли оппозиционную газету "Сорока"
Как власти закрыли оппозиционную газету "Сорока"
22 октября 1998 года в пункте таможенного контроля Майзек Карагандинской области было задержано транспортное средство с тиражом газеты "Сорока", которая была напечатана в России - в типографии "Советская Сибирь" в Новосибирске.
Без какого-либо предписания сопутствующие документы были конфискованы, а машина с грузом доставлена в местное таможенное отделение. Один из служащих на границе заявил, что он получил словесную инструкцию от своего начальника: "Не допустить проникновения газеты в область".
В течение 4 часов все документы были проверены, но никаких нарушений обнаружено не было, и тираж газеты был возвращен.
Вечером того же дня к издательству газеты Сорока прибыла большая группа служащих таможни. Они хотели конфисковать все копии и даже предложили купить все экземпляры газеты.
Однако большая часть тиража уже была реализована, поэтому было конфисковано только 1600 экземпляров, которые оставались на складе. В качестве предлога было выдвинуто обвинение в неправильном заполнении таможенной декларации.
После проверки таможенные служащие полностью признали свою вину. В документах по результатам расследования появилось следующие заявление: "Служащий контрольно-пропускного пункта Жетписов допустил ряд технических нарушений при заполнении таможенной декларации. Вопрос о дисциплинарном наказании решается руководством Павлодарской области".
Так или иначе, когда служащие редакции захотели вернуть тираж газеты из хранилищ таможни, они получили в ответ стандартный документ, в котором говорилось: "…в то же время результаты просмотра конфискованной печатной продукции показали, что газета "Сорока" преступает Закон: унижает честь и достоинство Президента Республики Казахстан. В связи с этим специалистами были предприняты дополнительные расследования. Позже Комитет национальной безопасности начал следствие по делу"
В ходе следствия в качестве консультантов были привлечены политологи, эксперты в области права и филологи, после чего КГБ пришло к следующему заключению :"В материалах газеты не было допущено никаких посягательств на честь и достоинство Президента Республики Казахстан".
Несмотря на то, что газета Сорока дважды выиграла процесс, конфискованные материалы не были возвращены, а 7 октября 1998 года редакторы получили документ из прокуратуры за подписью Акулова, в котором были указаны следующие нарушения правил печати:
Когда гранки следующего номера газеты, датированной 29 октября 1998 были готовы к печати, все эти замечания были учтены. Но 8 октября 1998 года судья Суслина из Караганды вынесла приговор: "…Прекратить выпуск газеты на 6 месяцев на основании нарушения пункта 18 Закона о печати".
Но в действительности пункт 18 Закона о печати не содержит условия точно определенных "сроков для посылки (подачи сигналов) к печати (редакторам).
Относительно второго пункта обвинения - фактически не одна из публикующихся в Казахстане газет не указывает адрес типографии, но по каким-то причинам эти газеты не закрывают и они продолжают выходить.
Относительно третьего пункта - не была указана цена газеты. Очень многие издания пишут "цена свободная или договорная". Про них нельзя сказать, что они указывают цену. Так или иначе эти издательства не закрывают по каким-то причинам.
Всем известно, что приостановка деятельности свободного печатного издания на полгода является смертным приговором любой газете. Такое наказанию может быть подвергнуто издательство за распространение порнографии, за призыв к войне или выдачу государственных тайн.
Но закрытие газеты на основании сфабрикованных обвинений может рассматриваться как превышение полномочий. Решение суда было отложено до слушания дела без приглашения истца.
Само слушание дела было назначено на 11 ноября 1998 года. Дело не было изучено. Поэтому оно было отложено сначала на 13 ноября, а затем на 20 ноября 1998 года в связи с болезнью судьи.
Суд состоялся только 7 декабря и вынес решение временно приостановить выпуск газеты (в соответствии с тремя указанными выше пунктами) на пять недель. т.е. до 5 января 1999 года тогда как они были нарушены в тот же самый день 7 января буквально в 5 минут. Как только письмо от прокурора с его возражениями было получено редактором, в выпуск того же дня были внесены все необходимые изменения. Суд откладывал свое решение как можно дольше, чтобы газета не печаталась во время предвыборной кампании.
Наш вопрос :"Почему выпуск газеты был приостановлен именно на 5 недель?" вызвал крайнее раздражение судьи и он ответил :"Потому что я так хочу". На это было можно и логично ответить :"Вы выполнили свое задание".
Следующий выпуск газеты должен был бы выйти 14 января 1999 года. Но он не вышел. Мы терпели огромные убытки. Два выпуска были конфискованы . Мы потеряли деньги рекламодателей и не выполнили их заказы. Нас дискредитировали нас в глазах читателей.
Прошло три месяца после того, как газета была закрыта, но люди продолжали приходить. Телефон не переставал звонить ни на минуту. Все спрашивали, что произошло и почему газета не выходит.
Мы убеждены в том, что даже в таком склонном к консерватизму городе, как Караганда. Сорока способна вызвать скандал. Мы, конечно же, не ожидали, что это может случиться всего после шести выпусков газеты. Кроме того, нам не удалось выпустить последние два номера в полном объеме. Но мы задели читателей за живое.
Газета имела очень большой рейтинг и пользовалась большим спросом.
Первый толстый выпуск распространялся бесплатно, второй мы продавали по 15-20 тенге, и мы были очень удивлены. когда увидели, что отдельные частные лица перепродавали газету за 50-70 тенге, а цена за последний выпуск дошла до 100-150 тенге.
Когда мы готовились к суду, не один из адвокатов не согласился защищать наши интересы.
Кроме общественного мнения у Сороки не было никаких защитников, а общественное мнение, мнение народа в наше время в нашем государстве ничего не значит.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. КАЗАХСТАН