Ферзевый гамбит
Прошлая неделя ознаменовалась двумя интересными событиями. Это подписание Индией и Пакистаном торговых соглашений и поездка министра иностранных дел г-на Токаева в Пакистан.

"Деловая неделя" 12 марта 1999 года.

 

Ферзевый гамбит

Махамбет АУЕЗОВ

Прошлая неделя ознаменовалась двумя интересными событиями. Это подписание Индией и Пакистаном торговых соглашений и поездка нашего министра иностранных дел г-на Токаева в Пакистан.

Индо-пакистанская защита

Прорывом в двусторонних отношениях можно назвать последние дипломатические успехи индийцев и пакистанцев в ходе Лахорской встречи, следующий шаг в этом направлении был совершен на прошедшей неделе: им была договоренность о транзите товаров из Индии и Пакистана. Быстрота, с которой нормализуются их отношения, впечатляет и наводит на мысль о возможности координации усилий этих двух стран не только в мелких и внутренних вопросах, но и в "большой" международной политике.

Хотя основной вопрос решен не был и все еще существуют проблемы и разногласия, которые остались после напряженных войн между этими государствами, явно прослеживается неуклонный рост интереса друг к другу. Увеличение объемов торговых отношений нужно ожидать после прокладки трассы Лахор - Дели, а ведь не далее как несколько лет назад это направление фигурировало только в контексте танкового броска.

Интересы Индии и Пакистана во многом совпадают, что понимают прагматично настроенные руководители обеих стран. Это связано и с центральноазиатскими республиками. Например, Индии будет выгоден экспорт своих недорогих товаров в эти страны, а ближайший маршрут, ведущий сюда, проходит через Пакистан, который рад будет иметь торговые артерии на своей территории. До этого индийским товарам приходилось "делать крюк" по морю через Россию. Прибыль лучше всего поможет забыть прошлую вражду.

Еще один важный аспект касается проблемы глобального геополитического масштаба, это возможное создание нового "центра притяжения" в мире или, во всяком случае, в Азии в противовес таким гигантам, как Китай. А ведь Пакистан является "постоянным союзником" Америки, хотя это в основном относилось к тому времени, когда Индию поддерживал Советский Союз и два полюса тянули "мировое одеяло" на себя. Но те времена прошли, и оставшийся один "гигант" по имени США превратился в единственного и потому небезгрешного вершителя судеб мира. Как известно, монополизм ведет к злоупотреблению, а монополизм в мировой политике чреват еще большими непредсказуемыми последствиями. Сами США понимают, что некоторые идеи России, касающиеся возможного блока трех стран - России, Китая, Индии, могут довольно серьезно подорвать влияние Штатов в этом регионе, да и в мире в целом. Поэтому США должны серьезно поддерживать сближение Пакистана с Индией, что должно "оторвать" Индию от этого нового "восточного блока". Для Индии хорошие взаимоотношения с соседом принесут и большую экономическую независимость, и спокойней будет рядом с непотопляемым экономическим гигантом - Китаем, который тоже не прочь иметь "близкие отношения" с соседом. Но чисто географически Пакистан оказывается более предпочтительным.

Афганская рокировка

Затронув Пакистан, мы можем проследить некоторые его "поползновения" к "самостоятельным" действиям. Это, конечно, талибский "ход конем" в Афганистане. Вспомним, что США ранее более "заботились" о таких "антисоветчиках", как моджахеды Хекматиара, Раббани, Масуда и о других, которые сейчас в основном входят в Северный альянс, оставшийся на бобах после того, как прилежные студенты медресе - талибы - забросили свои науки и предались войне. А поддержка Пакистаном талибов не вызывает сомнений. Теперь США имеет в большей части Афганистана власть, которая демонстративно укрывает "самого страшного врага американских посольств во всем мире" - Осаму Бин Ладена. Попытки "нащупать" талибов проходят только через Пакистан. А он теперь имеет рядом с собой "очень дружественное" государство - талибский Афганистан. Но Пакистан легко поможет сторонам нормализовать их отношения.

Сами талибы тоже сделали мощный "ход конем", начав диалог с Ираном и, подписав перемирие с Ахмадом Шахом Масудом, который представляет Северный альянс (в принципе, два этих понятия равнозначны). Они фактически сделали твердый шаг в направлении - легитимизации своего режима в стране. Теперь отношения между ними и Пакистаном, видимо, будут строиться по схеме США - Израиль или даже еще теснее.

Вторым важным аспектом афганского дела является намерение Пакистана и США провести трубу с каспийской нефтью через территорию Афганистана и далее к себе, и Индии тоже будет интересен этот проект, который может принести ей топливное изобилие, ведь обе страны не имеют месторождений нефти, подобных каспийским. И здесь на сцене появляется глава нашего МИД г-н Токаев.

Защита по-казахстански

Касымжомарт Токаев встречается с премьер-министром Пакистана Навазом Шарифом, министром иностранных дел Сартаджем Азизом и с представителями движения "Талибан". Чем же вызван подобный "рывок на юг"? Возможно, наше руководство решило "запрыгнуть на поезд", который намеревается стартовать в двадцать первый век по маршруту Каспий – Туркмения - Афганистан - Пакистан и далее. Проблемы разделения самого Каспия еще не решены, но многие страны уже готовят "ветки" и маршруты.

Напомним, что Казахстан готов разработать направления на Иран, но это не очень приветствуется американской стороной. А направление на "союзника США" - Пакистан - вполне устраивает Штаты. Здесь интересы США и Пакистана совпадают и, возможно, этот казахский рейд был "благословлен" из-за океана. Казахстану нужно найти наиболее приемлемый в политическом отношении вариант транспортировки своей нефти, чтобы получать стабильный доход с нее. Поскольку иранский вариант может вызвать неудовольствие со стороны "дяди Сэма", то надо искать другие пути.

Не менее важным шагом можно назвать встречу с талибами - ведь до этого у нас о них говорили только как об "исламской опасности". Видимо, налаживание отношений должно сыграть свою роль в прокладке "нашего" маршрута.

Иранский шах

Что же делать Ирану, который стремительно обходят стороной? Неприязненное отношение со стороны США очень мешает развитию этой страны, поэтому отношения с "союзником мирового дьявола" - Пакистаном - могут желать лучшего, тем более не видно улучшений в связи с соперничеством по вопросу прокладки нефтяной трубы.

Дешевизна иранских товаров, стремительно завоевывающих среднеазиатские рынки, приносит хорошую прибыль их производителю, но их прибыль может сократиться с появлением на этих рынках индийских товаров. Сейчас же Иран успешно конкурирует с Турцией на нашем рынке. Поэтому если и появится "блок" Индия - Пакистан, то Иран не будет идти к ним на встречу - его экономические интересы противоречат их сотрудничеству. Более приемлем для Ирана блок Россия-Китай - Индия, который позволит ему наладить с ними взаимовыгодные экономические отношения. Тем более не приемлемо усиление Пакистана для Ирана в Афганистане, где его антипатия к талибам, несмотря на переговоры, общеизвестна.

Афганские Пешки

Признание талибов, которым этого хочется больше всего, может выбить почву из - под ног у "северян". Но это не заставит их склонить головы перед мощью "Талибана", ведь они не склонили их даже перед могущественным СССР. Здесь даже может пройти сценарий, по которому "северяне" - узбеки, таджики, хазарейцы, т.е. не пуштуны, к которым принадлежат талибы, могут присоединиться к "родственному" Таджикистану (Узбекистану), что повлечет за собой усиление религиозно-фундаменталистских взглядов и настроений в местном обществе. А это чревато потерей власти кругами, которые правят сейчас и не принадлежат к ярым сторонникам ислама. Примером этому может служить и покушение на г-на Каримова, которое, скорее всего, было подготовлено исламскими фундаменталистами, но узбекского происхождения. Еще более опасным станет положение в Таджикистане, где удельный вес исламской оппозиции увеличится и начнет активно оттеснять на второй план "антиисламские силы", прежде всего самого г-на Рахмонова. Ослабление позиций России, решительное "отступление" Каримова из "рядов СНГ" ослабляет тылы 201-й дивизии, расквартированной в Таджикистане и служащей самой надежной опорой официального Душанбе.

Мирные переговоры должны потребовать от Северного альянса напряжения всех дипломатических возможностей для сохранения своих позиций. Решение афганской проблемы требует нахождения каких-то стимулов, могущих приблизить их позиции.

Талибы, которые "осваивают" Афганистан, что выгодно для Пакистана, могут "повлиять" и на сам Пакистан - примером могут служить беспорядки среди пограничного пакистанского населения, требующего "порядки, как в Кабуле", т.е. как у талибов. Но руководству Пакистана не нужны слишком фанатичные избиратели, потому, скорее всего, будут чиниться некоторые препятствия против поголовной "талибанизации" пакистанцев. Прагматики должны понимать, что иначе у них не будет возможности и "пространства" для маневров, без которых невозможно вести международную политику, особенно в преддверии начала эпохи многополярного мира, да этого и "не поймут" в Вашингтоне.

Цейтнот СНГ

Содружество Независимых Государств переживает свои не лучшие дни, и, по словам знаменитого доктора Совы, "пациент скорее мертв, чем жив". Влияние России, вокруг которой планировалось и создавалось это Содружество, тает со стремительностью снега в солнечный день. Это подтверждают многочисленные скандалы в бюрократической машине СНГ, последний из них, когда г-н Ельцин хочет снять г-на Березовского с поста исполнительного секретаря Содружества. Также не прибавляют авторитета, как состояние самого г-на Ельцина, так и состояние экономики России. И постепенный (или не постепенный) распад этой аморфной массы может произойти уже в ближайшие годы. Характер и менталитет наших южных соседей "тянет" их в сторону исламских стран. Примером тому может служить "пожизненное президентство" г-на Ниязова.

"Разбегание" стран Центральной Азии может проходить в совершенно разных направлениях и, возможно, как по направлению Индия - Пакистан, так и Россия-Китай - Индия. Тем более что и пакистанская сторона заинтересована в "продвижении на север", и Китай хочет идти на запад. Поэтому здесь может развязаться активная борьба "за наши души", и надо очень серьезно решить, с кем выгоднее идти.

Аннотация к партии

Азиатское пространство ждет перемен, и они будут. Может, это будет содружество Китая, России, Индии, а может, и блок Пакистан - Индия, за которым будут стоять США. Индия должна решить, куда ей нужнее идти. От того, какой из блоков сложится, зависит, куда пойдем и мы.

"Деловая неделя" 12 марта 1999 года

TNNP