По мнению министра Аблязова, промышленную политику следует проводить в тесной увязке с финансовой стабилизацией
"Панорама" 12 марта 1999 года.
По мнению министра Аблязова, промышленную политику следует проводить в тесной увязке с финансовой стабилизацией
Мухтар АБЛЯЗОВ, министр энергетики, индустрии и торговли РК
Идея использования иностранного опыта в процессе проведения рыночных реформ обычно основывается на предположении, что если какая-либо страна в сходных условиях была вынуждена решать и успешно решила схожие задачи, то этот опыт с определенными коррективами может быть использован и в другой стране. При этом забывается, что национальные условия
всегда уникальны, и потому механическое копирование зарубежного опыта бесперспективно по определению. Но извлечь полезное можно, изучив сам процесс и механизмы формирования рыночных отношений, поняв внутреннюю, а не внешнюю логику и последовательность действий.Одной из наиболее любопытных стран в этом отношении является Япония. Действия по реформированию послевоенной японской экономики включали в себя комплекс мер по демократизации экономики, замене прямого государственного контроля над экономикой рыночными механизмами, восстановлению экономической активности и позиций в мировой экономике как промышленной державы.
Необходимо отметить схожесть не только задач, но и исходных условий: наличие жесткого и всеобъемлющего государственного контроля над экономикой; существование всесильного административного аппарата, организованного по отраслевому признаку; высокая степень монополизации промышленности и кредитно-финансовой сферы; общая дезорганизация экономической жизни вследствие разрыва традиционных хозяйственных
связей; неуклонное падение промышленного производства; раскручивание инфляционной спирали; повсеместные дефициты в сфере частного и производственного потребления; нехватка внутренних источников капиталовложения; резкое падение жизненного уровня населения; высокий уровень безработицы; наличие значительных контингентов квалифицированной рабочей силы.Обе наши страны в весьма сжатые сроки провели чрезвычайно широкий круг реформ: демонополизацию экономики, аграрную реформу, реформу трудовых отношений, налоговую реформу. Сейчас в Казахстане, как и в Японии, осуществляется реформа государственных финансов, включающая разделение центральных и местных финансов, проведено отделение финансов казенных и государственных предприятий от собственно государственных.
Отличия между Казахстаном и Японией заключаются в механизме осуществления преобразований. Можно много говорить о прагматичности и расчетливости японцев, единстве национального духа и единой цели всех слоев общества, но сегодня мы коснемся только роли государства
в экономике и промышленной политике.Руководящие круги Японии тех лет, понимая важную роль государства в оживлении производства, с самого начала возложили на последнее задачу компенсации недоразвитости рыночных структур и регулирование с помощью административных действий и государственного предпринимательства процессов накопления капитала, воспроизводства и т.д. В Казахстане в 1991-1994 годах государство также предпринимало активные действия, но из-за отсутствия подготовленных кадров и осознанной целеустремленной политики дело ограничилось выдачей целевых и льготных кредитов и гарантий. Вместе с неудачной кредитной политикой была похоронена и сама идея активных действий государства в реальной экономике.
В дальнейшем деятельность государства свелась к приватизации производственных комплексов, которая закономерно удалась там, где существовал платежеспособный спрос на мировом рынке, и провалом там, где его не было. Завершение малой и массовой приватизации, продажа крупнейших предприятий сырьевой отрасли четко выявили островки благополучия и проблемные зоны в нашей экономике. Мировой экономический кризис подорвал благополучие крупных экспортных предприятий и, соответственно, бюджет государства, вынудил обратить внимание на отрасли, работающие в первую очередь на внутренний рынок и позволяющие сократить дисбаланс внешней торговли, увеличить занятость населения и доходы бюджета.
Да, одной из основных закономерностей нынешнего развития мировой экономики является постепенное сокращение прямого участия государств в экономической жизни, но та же Япония приступила к либерализации своей экономики только в 60-х годах и не завершила по настоящее время. А мы начали с полной либерализации, включая внешнюю торговлю, движение капитала, привлечение инвестиций, приватизацию предприятий.
Проводя финансовую стабилизацию, правительство Японии отвергло идею одномоментной финансовой стабилизации, обоснованно считая, что следствием ее будет неминуемое подавление производства, и отдавало предпочтение концепции так называемой "промежуточной стабилизации". Эта концепция предполагала постепенное обуздание инфляции посредством согласования темпов эмиссии денежной массы с темпами восстановления промышленности.
Одна из ее основных посылок сводилась к тому, что без государственной поддержки (финансовой, страховой, организационно-административной) остановить спад производства и восстановить промышленность невозможно. Оказание же такой поддержки означало необходимость сохранения и увеличения бюджетного дефицита, а значит, неизбежность дополнительной
денежно-кредитной эмиссии и продолжение инфляционного процесса.Инфляционная экономика, как известно, обладает способностью стимулировать производство, но лишь в определенных пределах. А именно, инфляция может быть использована в качестве средства восстановления или поддержания хозяйственной активности до тех пор, пока не перерастет в гиперинфляцию. Из этого следовал вывод о необходимости изменения критериев при проведении кредитно-денежной политики: целью должно быть не полное подавление инфляции, а ее ограничение, т.е. недопущение ее перерастания в гиперинфляцию.
С другой стороны, в целях ограничения инфляции необходимо проводить не только макроэкономическую (финансовую, кредитно-денежную, фискальную), но и микроэкономическую политику активной поддержки промышленности для стимулирования увеличения предложения, ослабляя тем самым системную или структурную составляющую инфляции.
В Казахстане при достижении финансовой стабилизации вопросы промышленного производства вообще не брались в расчет, и снижение уровня инфляции было достигнуто чисто "монетарными" методами. А о микроэкономической политике вообще заговорили только год назад. Японский опыт гласит, что в условиях кризиса (как, впрочем, и в нормальных условиях) государство не в состоянии поддерживать все отрасли промышленности одновременно, не подвергаясь опасности выхода инфляции из-под контроля. Поэтому поддержка непременно должна носить селективный характер, т.е. государство должно выбрать такие отрасли, поддержка которых окажет наибольший стимулирующий эффект на все сферы производства в целом или, при наличии задачи структурных изменений, на сферу отраслей предпочтительного развития.
При выработке селективного подхода японское правительство встало на путь иерархической разбивки всех отраслей промышленности по уровню приоритетности, вычленив четыре группы: максимальный приоритет - угледобыча, черная металлургия, производство сельхозудобрений, электроэнергетика; высокий приоритет - добыча железной руды, нефтепереработка, производство асбеста, текстиля и красителей, морской транспорт; нейтральный приоритет - прочие отрасли промышленности; отрицательный приоритет - производство шелка, мебели, косметики и т.п.
Обоснование данной шкалы приоритетов было вполне логичным: без увеличения добычи угля и черных металлов невозможно восстановление промышленности, а без удобрений - повышение продуктивности сельского хозяйства и предложения продовольствия, электроэнергия необходима для всех отраслей сельского хозяйства, текстиль был важнейшим экспортным товаром (для него нужен был краситель) и т.д.
Оригинальна была и концептуальная идея организации стимулирования выделенных производств, в своих главных чертах разработанная профессором Токийского университета Хироми Арисава на основе анализа межотраслевых балансов Леонтьева и воспроизводственных таблиц Карла Маркса. Суть данной идеи заключается во взаимной увязке определенных производств, с тем чтобы развитие одного подталкивало развитие другого и наоборот. Сама же идея весьма проста. С одной стороны, было выявлено, что наиболее "узким местом", сдерживающим развитие производства, является нехватка угля. С другой стороны, расширение добычи угля сдерживалось в первую очередь нехваткой металла. Получался замкнутый круг. Чтобы разорвать его, были приняты меры организационного и финансового характера. Обеспечив первоочередное выделение продуктов питания, одежды, транспорта, жилья, правительство импортировало из-за рубежа 80 тысяч тонн мазута и коксующийся уголь. Все это топливо было направлено на выплавку стали, полученный металл шел только на добычу угля, а уголь -в черную металлургию. Следует подчеркнуть, что схема действовала не в отношении указанных отраслей в целом, а опиралась на специально выделенные предприятия. В отношении них осуществлялся жесткий административный контроль за производством, распределением, использованием производственных мощностей, сырья и материалов, а также и потреблением, для чего была создана специальная юридическая база, дававшая государству необходимые полномочия в отношении выделенных частных предприятий.
Данная политика оказалась успешной: производство угля в 1947 году увеличилось до 29,3 млн тонн (97,7 процентов от планировавшегося), "потянув" за собой другие отрасли.
Механизм "схемы взаимоувязанных производств" по-японски - это комплекс мер по обеспечению расширения производства и финансирования новых инвестиций в оборудование. В области мер по преодолению спада и созданию условий для расширения производства в рамках этой сферы в Японии использовались следующие политические меры: прямые субсидии из бюджета и льготные кредиты и займы государственных кредитных институтов для восполнения нехватки основного и оборотного капитала выделенных предприятий; концентрация кредитов частных коммерческих институтов согласно специальной инструкции правительства 1947 года: разрешение "выделенным" предприятиям подписывать специальные векселя, которые могли учитываться и переучитываться под обеспечение центрального банка, а кроме того, использоваться для получения льготных условий заимствования; активное использование практики синдицированных банковских займов под ограниченные гарантии центрального банка в целях снижения рисков для частных финансовых институтов; правительственная поддержка - в основном в форме гарантированных государством контрактов, а при необходимости и на основе прямого административного руководства взаимоотношениями технологически зависимых производств; обеспечение "выделенных производств" рабочей силой.
Подводя итоги, можно выделить основные черты японской "новой промышленной политики" - выбор производств, а не отрасли в целом, разработка механизма их взаимного "подталкивания", тщательный отбор предприятий - объектов политики, комплексность подхода, предполагающего реальную концентрацию средств и ресурсов, одновременное задействование различных политических инструментов, создание специальной юридической базы для регулирования взаимоотношений государства и "задействованных" предприятий и, наконец, налаживание механизма постоянного мониторинга для своевременной корректировки правительственной политики.
Похожую схему повышения активности государства в экономике и поддержки и стимулирования "взаимоподталкивающих" производств предлагает и Новая промышленная политика, только перечень поддерживаемых отраслей определяется задачей уменьшить расходы валюты на импорт. К сожалению, она пока не стала собственно политикой, поскольку не получила реальной, в действиях, поддержки со стороны предпринимателей, по-прежнему предпочитающих тратить средства на личное потребление, а не инвестировать в производство.
"Панорама" 12 марта 1999 года
TNSE