Ну, Жанна, блин!
В преддверии Международного женского дня правительство и нижняя палата парламента легко договорились еще об одном налоге с граждан - 0,5% от суммы покупки, физическими лицами иностранной валюты. По оперативным подсчетам властей, новый налог принесет в казну 2 миллиарда тенге.

"Караван" 12 марта 1999 года.

 

Ну, Жанна, блин!

Андрей ЖДАНОВ

В преддверии Международного женского дня правительство и нижняя палата парламента легко договорились еще об одном налоге с граждан - 0,5% от суммы покупки, физическими лицами иностранной валюты. По оперативным подсчетам властей, новый налог принесет в казну 2 миллиарда тенге.

Что этот налог станет манной небесной для жучков-валютчиков и взбодрит "черный" рынок, уведет большую часть сделок в "тень" и поспособствует контрабанде - про то по горячим следам события уже много куплетов спето журналюгами и прочими "злопыхателями". Нехай "клевещуть", но мы им на слово не поверим! Поверим народным избранникам и правительству, что в лихую нынешнюю годину, с пониманием относясь к гримасам финансового кризиса и бюджетным чаяниям властей, большинство граждан Казахстана, нуждающихся в баксах, отринут услуги жуликов и по-прежнему пойдут в легальные обменники и банки, где патриотично отдадут государству намеченные 0,5%. Поверим в это, предприняв, однако, некоторые расчеты.

Итак, нам обещают за счет нового налога пополнение госказны на 2 миллиарда тенге. Это и есть те 0,5% от ожидаемого объема валютных операций с участием граждан в течение 1999 года. Несложный подсчет показывает, что для пополнения казны на 2 миллиарда тенге гражданам необходимо купить твердой валюты на... 400 миллиардов тенге или, с учетом обещанного правительством среднегодового курса тенге (92,3 тенге за 1 доллар), на 4,3 миллиарда долларов.

Запомним эти цифры и перейдем к простым сравнениям.

По данным Агентства по статистике РК, за 1998 год весь фонд начисленной заработной платы составил по Казахстану 313,9 миллиарда тенге. Подчеркнем, что столько было лишь начислено, а выплачено гражданам фактически почти на 47,5 миллиарда тенге (таков был долг по зарплате за работодателями на 1 января 1999 года) меньше - 266,4 миллиарда тенге. Это составило 73% доходов казахстанцев. Плюсуем оставшиеся 27% (пенсии, пособия, стипендии, выручка от мелкой торговли, дивиденды, наследство и т. п.) и получим итоговые доходы народа - около 365 миллиардов тенге.

400 миллиардов тенге, на которые нынче народу предлагается купить твердой валюты, чтобы пополнить казну на 2 миллиарда тенге, и 365 миллиардов тенге, составивших все доходы народа за 1998 год, - прочувствуйте разницу, господа правители и парламентарии!..

Далее. За весь 1998 год на Алматинской бирже финансовых инструментов прошло 249 валютных торгов, объем которых составил 1,2 миллиарда долларов. На внебиржевом рынке объем валютных сделок за прошлый год, по оценкам самой биржи, - 2,6 миллиарда долларов. В стенах биржи вершат сделки только юридические лица, посему 1,2 миллиарда долларов отбрасываем. Из остающихся внебиржевых 2,6 миллиарда большая часть тоже приходилась на оборот банков и предприятий. Но черт с ним, дадим волю фантазии и допустим, что все 2,6 миллиарда "прокручены" с участием физических лиц. Тем не менее 4,3 миллиарда долларов, которые составят, как мечтают правительство и мажилис, официальные валютные покупки граждан за 1999 год, и наши немыслимые, фантастические 2,6 миллиарда долларов, полностью приписанные народу по итогам 1998 года, - есть разница?!

Еще какая! На 1999 год власти обрезают львиную долю социальных льгот и прочих выплат, а рост среднемесячной зарплаты обещают лишь на жалкие 700-800 тенге, с 9682 до 10500 тенге. Откуда же возьмутся у народа дополнительные свободные 400 миллиардов тенге на валютные операции, если вся доходная часть бюджета-99 меньше 300 миллиардов тенге? Как видно, буйные фантазии поражают не только нас, журналистов, но и государственных мужей и дам.

Ведь по свидетельству очевидцев, сообщение вице-министра финансов Жаннат Ертлесовой о направлении 1,6 миллиарда из 2 планируемых миллиардов тенге от нового налога на оплату бюллетеней беременным и по случаю рождения ребенка было встречено мажилисменами аплодисментами. Будь при том спектакле актер Булдаков, он бы наверняка поперхнулся: "Ну, вы, блин, даете!..." А присутствуй Володя Высоцкий, он не преминул бы спросить хрестоматийно: "Где деньги, Зин?!"

"Караван" 12 марта 1999 года

TNSE