Зарубежные технологии
- супербизнес для чиновников"Аргументы и факты" март 1999 года.
Зарубежные технологии
- супербизнес для чиновниковВладимир КАТКОВ
За морем житье не худо
С обретением Казахстаном суверенитета отечественные чиновники с большой пользой для себя дружно начали "прорубать окна" не только в Европу - по всему миру разлетелись. Костанайские, например, даже до Австралии добрались - изучали опыт тамошнего овцеводства. Изучили. На сегодняшний день овцеводство как отрасль в Костанайской области скорее не существует.
Из Голландии завезли технологию выращивания картофеля. Осенью костанайцы закупали картошку в Челябинской и Курганской областях России.
В Турции "отхватили" мыловаренный завод, оборудование которого по сей день ржавеет нерастаможенным, а около 700 тысяч долларов за него заплачено.
На Тайване нашли благодетелей, которые взялись одеть костанайцев в кожу: ни денег, ни кожи.
Из Италии привезли мини-элеваторы, которые прекрасно себя чувствуют в средиземноморском климате и не переносят североказахстанского.
Поехали в Германию и за кружкой доброго баварского пива сторговали 10 комбайнов фирмы "Клаас" за... 40 тысяч (!) тонн пшеницы. До сих пор не рассчитались. Но не с немцами - с собственным бюджетом, который заложили под эту сделку века.
Печальный список можно продолжать. Но это не просто список - это реквием по приватизированной промышленности, по разрушенному сельскому хозяйству Казахстана...
Чья бы корова мычала?
И еще одна история. Про молочные реки. Аукцион по продаже оборудования израильской фирмы "Мерхав" не состоялся: ни одной заявки на участие в торгах в Костанайский терком по госимуществу не поступило. Десять кормораздатчиков и девять компьютеров с программами оказались никому не нужны. И вряд ли понадобятся. В Алматы аналогичное оборудование выставлялось на торги уже семь раз - безрезультатно. Стартовая цена одного кормораздатчика - около 6 миллионов тенге, компьютера - почти 800 тысяч. А продать пытаются по английскому методу, с повышением цены...
Похоже, в пятилетней истории с молочными реками поставлена точка. Очередная порция госсредств выброшена на ветер.
Скоро сказка сказывалась
В Израиле среднегодовой надой молока от коровы превышает 10 тонн. В Костанайской области пять лет назад уже надаивали в 10 раз меньше. Еще тогда испанцы предложили нам закупить у них... козьи фермы с годовым надоем от козы в 1200 килограммов ценного молока - дабы не морочить головы коровам.
Но их опередила фирма "Мерхав" в тесном союзе с высокопоставленными чиновниками из Алматы - так прогрессивная израильская технология молочного животноводства оказалась на алматинской и костанайской земле, а столичные и местные чиновники стаями потянулись к земле обетованной в целях изучения опыта.
Те же из них, кому авиабилеты до Тель-Авива не светили, пребывали в пессимизме и приводили доводы, по которым не пить нам молочка, надоенного посредством компьютера.
Во-первых, загибали они первый палец, Израиль не Северный Казахстан. Для коровы, дающей 10 тонн молока, оптимальная температура окружающего воздуха 5 градусов с плюсом. Поэтому корову в израильском кибуце (в колхозе по-нашему) охлаждают вентиляторами, душем и даже оснащают коровники кондиционерами. У нас же корова при 30 градусах с минусом и ветерком подвержена... "вымораживанию". Это когда приходит доярка на утреннюю дойку и первым делом начинает соскабливать с несчастной иней и сосульки, намерзшие за ночь.
Второй палец загибался по поводу кормовой базы. В рационе у израильской коровки все, что надо. Вплоть до апельсиновых выжимок. У нас основа рациона в последние годы - сено да солома с огромным дефицитом белка.
Ну а третий палец... и загибать не надо, поскольку кукиш получается: средняя зарплата рабочего на ферме, принадлежащей кибуцу, - 1,5 тысячи долларов в месяц. А на отдельных частных фермах доходит до 5-6 тысяч баксов. У нас в последние годы (пока были коровы) доярке разрешалось в счет зарплаты забирать половину надоя домой. О тенге, а тем более долларах существо женского рода в ватнике и резиновых сапогах не подозревало...
Словом, перечисление всех доводов "против" обнаруживало элементарную нехватку пальцев на руках.
Но уж больно хороша была технологическая быль от фирмы "Мерхав", которая обречена остаться для нас сказкой.
Сказка - ложь, да в ней намек
Закройте глаза и представьте: молочная ферма на 50-100 коров голштинофризских кровей. Рядом - присербский севооборот, где произрастают не просто кормовые культуры, а сбалансированные по питательности рационы. Ибо выставленный ныне на торги кормораздатчик сам собирает с поля корма и на обратном пути к ферме измельчает их и перемешивает в питательную массу, куда компьютер подсыпает необходимые макро- и микродобавки. А затем этот умненький компьютер каждой коровке в зависимости от продуктивности выдает свою порцию... И вот уже потекла молочная река. А теперь глаза откройте: года четыре назад состоялся пробный пуск чудо-кормораздатчика в бывшем и уже не существующем теперь совхозе "Мичуринский". Набросали ему в пасть всего, что было под рукой, включая силос и солому. Начав все это пережевывать, он вдруг подавился: компьютер обнаружил недостаток протеина - проще говоря, белка. Выход нашли на местной птицефабрике: куриный помет богат протеином. С дерьмом компьютер согласился, зато коровы брезгливо отвернулись от предложенного винегрета...
Реален ли был израильский 10-тонный рубеж в наших суровых условиях? Безусловно. В соседней с Костанайской Челябинской области корова Волга из совхоза "Россия" установила еще в 1973 году рекорд в 17,5 (!) тонны молока. Чем кормили рекордистку Волгу? В сутки она получала 7 килограммов люцернового сена, 8 - травяной муки, 20 - концентратов, 70 - сочных кормов, 40 - обрата и 1 килограмм минеральных добавок. Плюс 30 граммов глюкозы. Порода и корма - вот и весь секрет.
А в Израиле - перепроизводство молока... Может, не морочить голову да и закупить в ихних кибуцах готовые молочные продукты? Ведь сливочное масло из Норвегии и Новой Зеландии вовсю продается в Костанае.
"Аргументы и факты" март 1999 года
TNSE