Богатым власть - всласть, но бедным - мачеха
"XXI век" 11 марта 1999 года.
Богатым власть - всласть, но бедным - мачеха
Николай ДУДКИН
Это где-нибудь в Латинской Америке богатые плачут, переживают, терзаются в муках совести. Потому там и кризис. А у нас "крутые" только радуются, рвутся во власть, сорят "зелеными", нередко растрачивая и нравственность.
Сколько у нас богатых? Об этом можно было бы судить по декларациям о доходах, однако, они замалчиваются. Даже известная инициатива экс-премьера Акежана Кажегельдина не нашла поддержки. А реалистичность тех деклараций, которые кое-где публикуются, явно вызывает сомнение.
Компетентные органы грозились провести их проверку, чтобы вывести на чистую воду тех, кто скрывает часть доходов и их происхождение, однако, каких-либо сообщений об этом нет
.Вряд ли прояснит, сколько у нас богатых, проведенная перепись населения. Опять же по той причине: "крутые" умышленно "секвестируют" свои доходы, показывая лишь видимую их часть. Все же, по предположениям некоторых аналитиков, количество богатых в республике составляет 3-5 процентов от взрослого населения. А за чертой бедности значатся около 80 процентов. Кстати, эту цифру называл экс-кандидат в президенты Гани Касымов. А по мнению лидера левой оппозиции С. Абдильдина, количество бедных в республике - около 90 процентов.
Естественно, власть у нас сейчас в руках богатых. Кстати, зеленый свет им для вхождения в Правительство и акиматы всех уровней открыл сам глава государства. И, в принципе, ничего аномального нет в том, что богатые младотюрки занимают высокие кресла, наделяются властными полномочиями. Наверное, им виднее (нежели кухаркам), как управлять страной, распоряжаться ее природными, производственно-финансовыми и людскими ресурсами. Правда, у них это не очень получается, отчего имеющее все предпосылки
к процветанию государство беднеет, впадает в зависимость от иностранного капитала, утрачивая суверенность, и многомиллионное население обрекается на жалкое существование.Но зато властолюбивые младотюрки явно преуспевают в лоббировании интересов тех кругов и тех коммерческих структур, из которых сами продвинулись. Это, прежде всего, касается нефтегазового сектора, энергетики, коммуникаций, продовольственного рынка. Хрестоматийным подтверждением такого лоббирования стал пресловутый запрет на ввоз в Казахстан большой группы товаров из России, Узбекистана и Кыргызстана. Он положил начало беспросветной торговой войне, в которой не может быть победителей. Впрочем, кое-кто, наверное, извлечет из нее выгоду, но интересы общества явно пострадают. Очень прав политолог Нурбулат Масанов, что тщетными оказались надежды на то, будто бы приход представителей бизнеса в структуры власти повысит уровень компетентности принимаемый решений. Совсем обратное демонстрируют секвестированный бюджет и правительственный проект по реформированию бюджетной системы, вызвавшие острую критику в Парламенте.
Только пессимизм и разочарование порождают продолжающееся падение валового внутреннего продукта, промышленного и аграрного производства, углубляющиеся социальные противоречия. По мнению экономиста Валентина Макалкина, крайняя амбициозность, пренебрежительное отношение к простым людям стали обычным явлением среди людей при власти. "Идя таким путем, - подчеркивает он, - мы можем стать страной без будущего".
Да, власть в лице богатых, как мачеха по отношению к обездоленным, сирым и убогим. Кто же их защитит?
С критикой в адрес Правительства за непринятие реальных антикризисных мер выступили лидеры Федерации профсоюзов РК. Они также считают, что нельзя ущемлять интересы незащищенных слоев населения, которым уже невмоготу.
Однако Правительство гнет свою линию, хотя уже сам президент подсказал ему найти другие способы выхода из бюджетного кризиса. Какие? Прежде всего, навести порядок в налогообложении состоятельных собственников, зажиточных людей. Выступая на недавнем съезде партии "Отан", Нурсултан Назарбаев подчеркнул: "За дом, виллу, квартиру у нас платят от их стоимости. При этом получается, что в Алматы и ее окрестностях нет ни одного дома стоимостью выше 60-70 тысяч долларов. Но разве это так? Нужно ввести плату за квадратные метры жилья. Если состоятельному человеку создали условия для покупки дорогой иномарки, то разве должен он платить наряду с рядовыми гражданами 400 тенге?"
Конечно, не должен. То есть должен платить гораздо больше. Но вот он какой несознательный - не платит.
Теперь тема перекладывания налогового бремени на богатых людей становится все более актуальной. У них, как известно, свои "причуды": "крутым" нравится красиво жить, заниматься "царской охотой", поправлять здоровье в зарубежных лечебницах. Но что им не по душе, так это платить налоги и делиться с бедными.
Удивительные откровения высказал в одном интервью вице-премьер, министр финансов Ураз Джандосов: "У меня нет уверенности, что владельцы "мерседесов" и престижных коттеджей вкладывают в нашу казну, то есть на наши общие государственные расходы, пропорционально тому финансово-имущественному балансу, который у них есть". Ах, какое смятение обуяло главного финансиста, лауреата Давоса, которого не раз упрекали за то, что он не бывает на местах и не знает реалий жизни! Другие давно уже освободились от иллюзий, будто богатые сполна платят налоги со своих доходов. И Вам пора. Ну, разве "пропорционально своему балансу" вкладывали и вкладывают в тощую казну деньги Смагулов и К, бывший директор ФОМСа Иманбаев, бывший президент ССГПО (г. Рудный) Баженов, многочисленные теневики и коррупционеры, владельцы подпольных цехов и типографий, сборщики мзды за парковку машин и так далее? Поговаривают, что по количеству иномарок и вилл, в том числе за рубежом, мы чуть ли не впереди планеты всей. И теневой бизнес у нас, по некоторым данным, уже составляет 40 процентов от общего товарооборота. А по показателю коррупционности, мы уверенно пребываем в первой десятке стран. Вот бы где нам уступить "лидерство". Тогда бы, глядишь, и бюджет пополнился, и реальная экономика стала оживать, и бедствующим согражданам не пришлось бы потуже затягивать пояса.
Конечно, богатым не запретишь красиво жить. Особенно тем, у кого есть власть или кто во власти. Но может ли эта самая власть как-то повлиять на них "в свете указаний президента"? Или ей легче провести урезание социальных выплат незащищенным слоям населения? Посмотрим, на что она решится.
"XXI век" 11 марта 1999 года
TNSE