Нашествие по-китайски
"Казахская правда" 12 марта 1999 года.
Нашествие по-китайски
Скажи-ка, дядя, ведь задарма китайцам отцов земля отдана. Отчего, почему? Президент промолчал, МИД промычал, парламент, как всегда, дружно-покорно проголосовал.
И то правда: не было крови, зато улыбок - пруд пруди.
А в истории было не так. Абулмансур: "Аттан! Абылай!" Сталин: "Ни шагу назад!" Назарбаев: "Отдать, лучше спокойно поспать!"
Комитет верхней палаты парламента по международным делам, обороне и безопасности рекомендовал на пленарном заседании сената ратифицировать соглашение о "спорных территориях" с Китаем.
Мы сознаем, что в большой политике есть не нашего, СМИ, ума вещи и мы не должны вламываться туда. Но очень тревожит, когда такой важный для нации вопрос, как территориальный, решается за ее спиной. Мы надеемся и ждем, что Президент Назарбаев из уважения к народу-хозяину земли все же найдет необходимым сказать несколько слов по поводу произошедшего.
"КАПУТУЛЯЦИЯ" ПО-КАЗАХСТАНСКИ
ЖЕРIМI3 КЕТIП ЖАТЫР, СУЫМЫЗ КЕУIП ЖАТЫР, ЕЛ КУЙЗЕЛДI, КАЗАК ЖУДЕДI -
АУ, БУЛАР НЕМЕНЕГЕ МЭЗ БОП ТУР?
ЗЕМЛЮ ОТТОРГАЮТ, МОРЯ ИССЫХАЮТ, СТРАНА БЕДСТВУЕТ, КАЗАХ ДО РУЧКИ ДОШЕЛ -
ЧЕМУ ОНИ РАДЫ?!
На случай, если уважаемый наш Президент уважит наши пожелания (и доброй сотни авторов, поступивших в редакцию писем с многочисленными подписями) и, в свою очередь, пожелает высказаться по поводу уступленных Китаю территорий, хотелось бы акцентировать на следующих, довольно-таки гуманных местах в формулировке мидовского сообщения для СМИ. С собственным народом дипломатия не уместна, а господин министр К.Токаев, по-видимому, иначе не может.
В первую очередь мы к не очень уместным дипломатическим "прибамбасам" относим понятие "спорные территории". О них сказано и напечатано в газетах -так, будто они находятся на другой планете. Но спустимся на Землю, и ближе к казахстанско-китайской госгранице. И зададимся вопросом: по какую сторону пограничных столбов находятся эти самые спорные территории? Это во-первых. Во-вторых, какая из сторон - Казахстан или Китай - выступает, говоря юридическим языком, истцом, а проще говоря, претендентом на часть территории по другую сторону границы? Впрочем, этот вопрос лишний, ибо слишком тонка у Казахстана кишка, чтобы решиться на такое. Дай Бог, хоть нынешнюю, оставшуюся от грабежей в прошлые века и недавнего отступления, территорию суметь сохранить. Тем не менее, "излишний" вопрос поставлен нами для того, чтобы развеять напущенный нашим руководством туман о неких спорных территориях. Бесспорным является тот факт, что Китай играючи оттяпал кусок нашей земли. Поэтому не нужно лукавить, представляя дело так, будто речь идет об абстрактной точке, лежащей вне прямой, через которую, согласно Евклиду, можно провести одну-единственную, параллельную данной.
А дело нашими подано так, будто Китай и Казахстан судьбоносно договорились по-братски поделить некую целинную на "безымянной высоте" территорию на некоем доселе необитаемом, острове и пришли к выгрышному для нас соглашению, по которому китайцам досталось лишь 43 ее процента, а нам аж ее 53 процента.
Куда проще и яснее было бы, если бы с самого начала объявили, что Китай претендует на 1000 квадратных километров казахстанской земли и что нам удалось уговорить их довольствоваться (пока?) 400 квадратными километрами.
Казахи ни звука, а русский Сергей Опарин в упор поставил вопрос: "Отчего же эта территория была нашей, а стала вдруг спорной?" И откопал аргументы главы МИДа Касымжомарта Токаева, рассчитанные на умственно отсталых казахстанцев. Оказывается, что "прохождение линии государственной границы требует заключения международных договоров и их признания мировым сообществом".
Если в первой части своего пояснения господин министр имеет в виду уже подписанный между Китаем и Казахстаном документ, то об этом и не стоило говорить, ибо он заданно относится к категории международных договоров. А вот в той части, в которой идет речь о его признании мировым сообществом, вышел густой туман в ясную погоду. Почему-то не стал он уточнять, кого и что имеет в виду под "мировым сообществом". Остается открытым вопрос: сколько государств-членов ООН признали китайскую бескровную экспансию в Казахстан?
Еще один напрашивается неудобный вопрос: но считает ли наш министр, что оный договор, ратифицированный парламентом РК, открывает опасный прецедент территориальных уступок с продолжениями? А что, если к концу президентского срока уступчивого Н.Назарбаева Китай снова начнет расточать ему свои китайские улыбки, на этот раз до самого Семиречья? Предпочтем спокойный сон?
"Казахская правда" 12 марта 1999 года
TNKC