Движение "Каспий табигаты" заявляет, что бурение на Северном Каспии будет вестись без соблюдения экологических условий
11 марта руководство экологического движения "Каспий табигаты", штаб-квартира которого находится в Атырау, провело в Алматы пресс-конференцию, посвященную предстоящему разведочному бурению на севере Каспийского моря.

 

"Панорама" 12 марта 1999 года.

 

Движение "Каспий табигаты" заявляет, что бурение на Северном Каспии будет вестись без соблюдения экологических условий

Ярослав РАЗУМОВ

11 марта руководство экологического движения "Каспий табигаты", штаб-квартира которого находится в Атырау, провело в Алматы пресс-конференцию, посвященную предстоящему разведочному бурению на севере Каспийского моря.

Движение, созданное весной прошлого года и сразу обозначившее свою позицию как резко отрицательную по отношению к планам нефтедобычи на шельфе, и раньше заявляло о себе в Алматы, но впервые это было сделано столь основательно. Лидер "Каспий табигаты" Ибрагим КУШЕНОВ весьма подробно и резко озвучил мнение организации об экологических аспектах буровых работ.

- Разведочное бурение будет вестись без соблюдения особых экологических условий заповедного Северного Каспия, природоохранные мероприятия не учитывают специфику мелководной части Каспийского моря с богатейшей флорой и фауной мирового масштаба, - заявил г-н Кушенов.

Сам процесс бурения является технологически непрерывным, всесезонным, сопровождается огромными шумовыми эффектами. Обслуживание морской буровой платформы будут производить многотоннажные и среднемелкотоннажные суда, по дну моря до Тенгиза планируется проложить нефтепровод, что совершенно изменит ландшафт дна моря, пути миграции рыб. Даже одно это, без разлива высокосернистой нефти на поверхности воды, приведет к экологической катастрофе.

Планы по бурению, считает лидер движения, являются нарушением закона, принятого в 1997 году, где к заповедной зоне отнесен Северный Каспий. Руководство консорциума OKIOC было обвинено в том, что в проекте разведочного бурения не предусмотрены природоохранные мероприятия. Г-н Кушенов скептически высказался о реальной возможности быстро и эффективно ликвидировать масштабные разливы нефти на поверхности воды, а также об утверждениях тех экологов, которые считают, что работы на шельфе можно вести с минимальным ущербом для окружающей среды. Складывалось ощущение, что в движении "Каспий табигаты" априори не доверяют любой позитивной оценке действий консорциума, считая ее ангажированной. Программа социальной помощи OKIOC региону также была раскритикована - половина выделенных в этом году средств была направлена на строительство новой столицы.

В общем критике подверглись абсолютно все аспекты будущей разведочной работы на Северном Каспии. Это в целом укладывается в традиционную позицию западноказахстанских экологов, хотя удивляет своей масштабностью и всеохватностью, особенно на фоне очередного переноса срока бурения (который, кстати, г-н Кушенов связал с падением мировых цен на нефть и протестом общественности, в частности возглавляемого им движения). Зато похвалы из уст эколога удостоился опыт США, где, по словам, г-на Кушенова, введен мораторий на любые работы на шельфе, и Ирана, где то же самое объявлено в отношении шельфа Южного Каспия, хотя там известно минимум два месторождения нефти. Казахстанский эколог призвал солидаризоваться с Ираном в этом вопросе.

Самой же большой неожиданностью стали слова благодарности каспийских экологов в адрес движения "Орлеу" и Республиканской народной партии, которые понимают обеспокоенность движения "Каспий табигаты" и оказывают ему, по словам г-на Кушенова, моральную и информационную поддержку. Данный факт дает основания предположить, что уже достаточно скоро проблема экологии Западного Казахстана в связи с нефтяными работами может заметно политизироваться.

Альтернативой нефтяной индустрии на Каспии экологи видят развитие рыболовной промышленности, что должно быть более рентабельным, чем нефтедобыча. Это г-н Кушенов проиллюстрировал следующими цифрами: одна тонна черной икры дороже одной тонны нефти в 20 тыс. раз. Правда, "за скобками" остался вопрос, сколько же тонн икры способен сегодня дать Каспий и как, если не с помощью нефтяной индустрии, решать вопросы безработицы в этом трудоизбыточном регионе.

"Панорама" 12 марта 1999 года

TNKN