"Черное золото" заблестит, если работать "по-черному"
В нынешнем году Казахстан планирует увеличить добычу нефти на 4 миллиона тенге по сравнению с 1998 годом. Какие шаги будут предприняты для этого?- пытается разобраться Аскар Иманалиев

 

"Ковчег" 12 марта 1999 года.

 

"Черное золото" заблестит, если работать "по-черному"

Материалы подготовил Аскар ИМАНАЛИЕВ

В нынешнем году Казахстан планирует увеличить добычу нефти на 4 миллиона тенге по сравнению с 1998 годом. Какие шаги будут предприняты для этого?

"Китайская стена" разделит "Казахойл"?

Специалисты "Казахойла" разработали программу мониторинга (наблюдений), которая позволяет оценить степень участия иностранных компаний в разработке нефтяных богатств Казахстана, а главное - правильно оценить результат.

По мнению президента "Казахойла" Н. Каппарова, задача его ведомства не только в максимально эффективной собственной добыче, но и действенном контроле за партнерами. При этом следует максимально использовать опыт других стран, экспортеров нефти. Сделан и анализ предыдущего мониторинга в нашей республике. Как подчеркивает советник по стратегии Я. Чан, в "Казахойле" выделяют три принципа, которые должны быть положены в основу эффективного мониторинга.

Первое и самое основное - эффективная работа всех структур нефтедобывающей фирмы. Второе - простота и прозрачность системы наблюдений. И наконец, для обеспечения ее надо максимально задействовать все ресурсы национальной компании. Для этого "Казахойл" получила соответствующий мандат правительства. Естественно, при мониторинге других субъектов нефтедобычи может возникнуть ситуация, которую в бизнесе называют "конфликтом интересов". Но уже принимаются меры, чтобы этот потенциальный конфликт свести к минимуму.

В среде менеджеров-профессионалов существует такой термин - "китайская стена". Он подразумевает, что во избежание конфликтов деятельность подразделений, занимающихся мониторингом, и тех, кто курирует непосредственно производство, не должна соприкасаться.

Удастся ли воздвигнуть "китайскую стену" внутри национальной компании, будет ли она достаточно прочной, покажет время. Но уже сейчас мандат правительства дает автоматическое право "Казахойлу" на 25-процентное право в каждой лицензии, выдаваемой инофирмам на ту или иную территорию. Таким образом, "Казахойл" выводится из конкурентной борьбы за лицензии. Это говорит о твердой решимости властных структур Казахстана поддерживать отечественного производителя. Но одновременно при такой постановке вопроса "Казахойл заинтересован в привлечении самых динамичных, самых мощных компаний-операторов для нефтяных месторождений республики.

Ну а чтобы у иностранных компаний, ведущих нефтедобычу, не сложилось впечатление о том, что "Казахойл" использует полученную информацию сугубо в корпоративных интересах, вся деятельность по мониторингу будет осуществляться предельно открыто.

Привилегий не получила однако...

Президент компании "Казахойл" Н. Каппаров вынужден был дать разъяснения по поводу некоторых публикаций, которые обвинили его в создании некоего "суперведомства" после приобретения его фирмой пакета акций компании "Казтрансойл", что привело по сути дела к созданию дочерней компании.

Г-н Каппаров обратил внимание на то, что "Казтрансойл" остается самостоятельным юридическим лицом. Слияния как такового не произошло. В противном случае затраты транспортной компании было бы нелегко выделить и, следовательно, объективная картина была бы смазана.

На "Казтрансойл" как на самостоятельное юридическое лицо распространяется антимонопольное законодательство. Все тарифы утверждаются не главой "Казахойла", а в Антимонопольном комитете. К тому же "Казахойл" не получает никаких преимуществ в доступе к транспортировке нефти - этот участок остается в ведении Министерства энергетики, индустрии и торговли. А практически он осуществляется с помощью особой системы тарифов.

Никаких привилегий национальная компания "Казахойл" не получила. Тем не менее ее глава ведет постоянные консультации с председателем Антимонопольного комитета Н. Радостовцем, которые способствуют уточнению и прояснению взаимных позиций.

Есть резон - трубу на запад. Иль в другую сторону?

Истекает срок подготовки технико-экономической документации по нефтепроводу Западный Казахстан - Западный Китай. КНР - крупнейший в мире потребитель нефти, однако мировой кризис может отодвинуть этот амбициозный проект на неопределенный срок.

Как считают эксперты национальной компании "Казахойл", китайские партнеры поставлены перед серьезной дилеммой. Они либо попытаются привлечь для строительства иностранный капитал на льготных условиях, либо предложат Казахстану пересмотреть условия договора. В любом случае технико-экономическое обоснование должно показать: возможен ли проект, поддержанный лидерами КНР и Казахстана.

Сегодня для Казахстана более реален нефтяной путь не на восток, а на запад. Республика должна была вложить активы в проект КТК - либо денежные, либо трубопроводные. Остановились на втором варианте. Трубопровод от Актау до Астрахани оценивается в 220 миллионов долларов. Это позволило Казахстану рассчитывать на 19-процентное участие в проекте. Активы принадлежат компании "Казахойл". Трубопровод требует модернизации, но незначительной. Рабочая программа КТК такие работы предусматривает.

Как бы там ни было, сегодня подремонтировать старую трубу легче, чем проложить новую.

Пути ведут в Чарджоу

Недавним конфликтом канадской компании "Харрикейн" и шымкентской фирмы "Шымкенторгсинтез" (они не сошлись в ценах на поставляемое сырье) всерьез было озабочено руководство национальной компании "Казахойл". Президент Н. Каппаров выразил надежду на скорейшее и полное урегулирование всех спорных вопросов. От затянувшегося противостояния не выиграет ни одна сторона. Республика в целом тоже в проигрыше.

У компании "Харрикейн" сегодня нет выбора: нефть она может поставлять только в Шымкент. А "Шымкенторгсинтез" - получать нефть от "Харрикейна". Однако компания "Казахтрансойл" завершила работы по возрождению нефтепровода Чарджоу - Шымкент, который был законсервирован в течение 6 лет. Сегодня этот нефтепровод практически готов к эксплуатации. А следовательно, компания "Харрикейн" может поставлять сырье на нефтеперерабатывающий завод в Чарджоу - с дальнейшим обменом нефтью с туркменской стороной на Каспийском море.

Но за транспортировку до Чарджоу надо заплатить по 10 долларов за тонну. Это, разумеется, дороже, чем перегонять нефть в Шымкент - примерно на 3,5 доллара.

А значит, разумный компромисс - в интересах обеих сторон.

При этом надо иметь в виду: надежды на государственные инвестиции довольно призрачны. Как сообщают источники в правительстве, инвестиционные программы в нефтяную отрасль скорее всего подвергнутся серьезной корректировке в связи с мировым кризисом и поднятием цен на нефть.

В 1998 году в нефтегазовый сектор было вложено около 1 миллиарда долларов.

На Каспии тает лед

В акватории Северного Каспия возобновились подготовительные работы, которые, по сути дела, открывают новую страницу в нефтедобыче Казахстана.

Как известно, соглашение по Северо-Каспийскому проекту было подписано еще в ноябре 1997 года. Перед его участниками была поставлена уникальная задача: добраться до нефти через толщу морской воды с помощью глубоких подсолевых скважин. В отличие от Северного моря, где добыча ведется круглый год в условиях незамерзающей акватории, Каспий замерзает. Как поведут себя трубы, схваченные льдом? Не будет ли нарушена экология этих мест? Как транспортировать нефть?

Эти и другие проблемы обсуждают специалисты "Казахойла ". Сегодня уже можно сказать, что буровая база строится по последнему слову техники с учетом достижений мировой технологии в этой отрасли. И, по оценке независимых экспертов, является самой крупной в мире.

Небезынтересно, что доставить ее целиком через систему канала Волго-Дон не представилось возможным. Пришлось "разбить" ее на три составные продольные части. Одна из них, центральная, была доставлена в Астрахань из Америки. Это по сути и есть супербуровая установка. Две другие эксплуатационные платформы изготовлены в Германии.

Специалисты должны состыковывать три этих "куска" в единое целое. В конце концов получится баржа величиной с футбольное поле.

Правительство республики постоянно держит это искусственное "поле" в поле зрения. Оно предъявляет высокие требования к подрядчикам по обеспечению безопасности работ, что вполне понятно.

Сегодня в казахстанском Прикаспии практически готовы все объекты, которые должны обеспечить бурение. Преобразился старый рыбацкий порт Баутино, который станет обслуживать необычную платформу. Сюда пришли два ледокола, изготовленные в Финляндии, и три буксира. Готов и остов из суперпрочной стали, на котором и разместится баржа.

Строительство и проектирование ее велось параллельно, что, конечно, создавало определенные трудности. Но и помогло сэкономить столь дефицитное время. По ходу шли лабораторные испытания по различным направлениям. Результаты тут же вносились в компьютеры и выдавались конструкторам, которые тут же принимали решения.

Одна из наиболее важных особенностей - колебание уровня моря, которое вносило свои "поправки". К капризам Каспия конструкторы теперь относятся спокойно. Тем не менее сроки бурения пришлось передвинуть...

Управляющий комитет по бурению Северного Прикаспия постоянно анализирует ситуацию. "Казахойл" как полномочный орган правительства с пониманием относится к объективным причинам, которые привели к задержке строительных работ. Тем не менее в национальной компании считают, что далеко не все резервы пущены в дело.

Несмотря на то, что цена на нефть падает, Казахстану удалось заключить контракты с американской фирмой "Филиппе петролеум" и группой японских компаний. Это значит, что мировые экспортеры нефти смотрят в будущее с оптимизмом - через призму Каспийского шельфа. К слову, вероятность залегания нефти на шельфе со стороны Казахстана намного больше, чем у берегов Азербайджана. Поэтому о падении интереса к этому участку моря говорить не приходится.

"Ковчег" 12 марта 1999 года

TNKN