Не терпит промедления
"Казахстанская правда" 10 марта 1999 года.
Не терпит промедления
Любовь ДОБРОТА
Если "ШНОС" остановится, проиграют все
На грани остановки оказалось самое крупное предприятие области - АО "Шымкентнефтеоргсинтез". Его значение для экономики Южного Казахстана трудно переоценить. Больше половины областного бюджета в минувшем году составляли отчисления именно нефтеперерабатывающего завода. В целом же налогов государству было выплачено свыше пяти миллиардов тенге. При том что последние годы предприятие загружено на 60 процентов. Тому есть свои причины и объяснения. Но в последние месяцы на предприятии наметился резкий спад производства. Российский кризис, разразившийся летом прошлого года, хотим мы того или нет, коснулся и нас. Дешевые российские товары составили серьезную конкуренцию отечественным товаропроизводителям. Правительство пытается защитить последних решительными мерами, но, к сожалению, они недостаточны. Если говорить о ввозе ГСМ, то к прозрачности границ добавляются еще и различные ухищрения контрабандистов, провозящих бензин и дизтопливо под другими кодами, названия которых не подпадают под налогообложение. К примеру, по документам вместо бензина значится гексановая фракция и другое.
- Наше правительство пошло по пути запретительных мер, - говорит заместитель правления АО "ШНОС" Б. Ахабаев. - В сущности оно ввело запретительные ставки акцизов на ввоз российских нефтепродуктов. Более 10 экю на бензин и чуть меньше на дизтопливо. Если работать по этим правилам, то российский бензин становится неконкурентоспособным на нашем рынке. Но в том-то и дело, что никто по этим ставкам не ввозит в страну нефтепродукты. Из-за несовершенства таможенной службы через границы идет огромный поток контрабанды, и это приведет к тому, что наш завод остановится.
В январе правительство увеличило ставку акциза в два раза. В принципе, во всем мире применяются достаточно высокие ставки акциза на нефтепродукты, и это одна из стабильных статей пополнения бюджета. Но везде в мире границы закрыты и везде умеют бороться с контрабандой. Собственно, поток российского бензина пошел к нам сразу после девальвации рубля. Понадобилось лишь незначительное время, чтобы наработать российско-казахстанские связи. Через два месяца уже сложилась критическая ситуация для казахстанских нефтеперерабатывающих предприятий. Шымкентского завода это касается в меньшей мере, поскольку он расположен достаточно далеко от границы. Даже сейчас можно говорить о том, что экономическое положение предприятия достаточно стабильное, оно старается работать прибыльно, но дается это с большим трудом. Если сравнивать с двумя другими заводами, которые уже остановились, то в АО "ШНОС" исключительно хорошее положение. А провести аналогию с ситуацией годичной давности - налицо резкое ухудшение. Динамика спада производства следующая: в январе объем производства составил треть от этого же периода прошлого года, в феврале - 40 процентов, на ближайшее время прогнозы также неважные. Здесь следует сказать еще об одной существенной детали. Значительная доля шымкентского бензина шла на экспорт в Киргизию, Узбекистан, Таджикистан. А при экспорте нефтепродуктов в ближнее зарубежье предприятие обязано платить все новые ставки акцизов. Это привело к тому, что в январе экспорт составил ноль, в феврале ситуация повторилась.
- Если ставки акциза не будут уменьшены, то ситуация не улучшится, - считает Бей-бит Адиханович. - Что касается экспорта, то, по нашему твердому убеждению, ставка должна быть нулевой.
Действительно, уже сейчас государство ничего не имеет от экспорта нефтепродуктов. При нулевой ставке предприятие будет работать и платить налог на прибыль, зарплату своим работникам, что, согласитесь, немаловажно в нынешней ситуации, когда проблема безработицы стоит крайне остро. Около двух с половиной тысяч квалифицированных специалистов оказались сегодня перед реальной угрозой остаться без работы. Пока руководство пытается всячески сохранить коллектив, прибегая к таким мерам, как отпуска без содержания, простой по вине предприятия. Сокращение - это будет уже крайний шаг. Продолжать же работу в прежнем режиме невозможно, поскольку начнется накопление долгов перед бюджетом по заработной плате.
- Этот путь для нас с самого начала неприемлем, - категорично заявил Бейбит Адиханович. - Если наше производство станет нерентабельным, то лучше остановиться, чем копить долги.
Руководство предприятия убеждено: сегодняшняя ситуация настолько плоха, что она никому невыгодна - ни заводу, ни правительству. Нужно либо пойти на снижение ставок акциза, либо искать другие меры. Трудовой коллектив АО "ШНОС" обратился к правительству с открытым письмом, в котором просит Премьер-министра рассмотреть возможность поддержки отечественных товаропроизводителей. Во-первых, считают авторы письма, следует "привести принципы и величину налогообложения нефтепродуктов в Казахстане в соответствие с конкурентами - Россией". Во-вторых, на их взгляд, необходимо уменьшить железнодорожный тариф для экспорта в дальнее зарубежье. И, в-третьих, отменить взимание акцизов на нефтепродукты при экспорте в дальнее зарубежье. К слову, цены на бензин в России в среднем более чем в два раза ниже наших. Плюс к этому акцизный сбор у нас 74,9, а у них - 15,2. НДС у россиян - 10,3, у нас же - 28,3. При таком раскладе и такой доходности остановить контрабанду невозможно.
"Казахстанская правда" 10 марта 1999 года
TNKN