Жанна БОЛАТОВА, Эрик ЖУНУСОВ
Материя и идеалы
(Продолжение. Начало в № 10)
КОРРЕКТИВЫ Г-НА КЛИНТОНА
ПРИЗНАНИЕ президента США о "неподобающих связях" с Моникой Левински, которое он сделал публично через мировые СМИ, вновь поставило вопрос об этических и юридических пределах личной жизни глав государств и нравственных критериях отбора кандидатов на самый высокий пост в государственной иерархии.
В Конституции нашей страны, например, не оговариваются основные положения того морального кодекса, которому должен соответствовать кандидат в президенты. Фиксируются лишь требования гражданства, определенного возрастного лимита, знания государственного языка. Если внимательно вглядеться в конституционные требования, предъявляемые к другим высшим государственным лицам (премьер-министр, депутаты парламента), то перечень формальных требований, еще уже. По этой причине можно смело утверждать, что конституционные механизмы нашей избирательной системы допускают возможность выдвижения на высшие государственные посты страны лиц, чей нравственный имидж и мораль повседневного поведения не совпадают и даже противоречат известным общественным правилам и устоям.
Винить создателей нашей Конституции, которой вскоре исполнится всего три года, в незнании реалий жизни или же пренебрежении общественными интересами, конечно, нельзя. Если ознакомиться с текстами конституций более развитых стран, чья история демократии гораздо более продолжительна по сравнению с казахстанской, то можно убедиться в наличии следующего правила - неписаные законы общественной жизни в тексты законодательных актов не инкорпорируются. Например, в Конституции США не записано, что негр или цветной американец не может быть избран на должность президента США, однако прошлое, настоящее и обозримое будущее этой страны показывает обратное.
Взаимодействие и соподчинение юридически оформленного законодательства с неписаными правилами жизни общества составляет одну из главных загадок современной демократии и в критические моменты (как это произошло с г-м Клинтоном) ясно указывает на дефекты тех демократических институтов, которые в обычное время кажутся незыблемыми. Если вникнуть в суть сексуального скандала в Белом доме, то сегодня можно сделать однозначный вывод - даже в США, где жизнь главы государства находится под неусыпным контролем СМИ, хозяин Белого дома может завести себе хоть сотню подружек (или друзей, в зависимости от его сексуальной ориентации). Если он не заставлял их лгать правосудию, не добивался их взаимности преступным путем (насилием, например), то с формально-демократической точки зрения он не виновен в юридическом смысле и достоин лишь морального порицания общества. А чтобы нейтрализовать это порицание, президенту достаточно извиниться перед народом публично, что г-н Клинтон и сделал. Для импичмента же одного или нескольких фактов неверности президента своей супруге недостаточно.
В более яркой форме это противоречие проявилось во Франции, где ныне покойный президент Франсуа Миттеран и не пытался скрывать наличие у него любовницы и внебрачного ребенка. Более того, он долго скрывал от общества свое тяжелое заболевание - рак простаты. Однако все это не привело к скандалу и уж тем более к досрочной отставке президента, поскольку ни формальное законодательство, ни неписаные правила французского общества нарушены не были. Можно вспомнить также скандал вокруг любовных связей министра иностранных дел Великобритании
Робина Кука. Получилось, что до его официального развода с женой любовница министра (нынешняя супруга г-на Кука) сопровождала его в зарубежных поездках за счет налогоплательщиков, поскольку работала в секретариате внешнеполитического ведомства.Таким образом, с точки зрения западной демократии, у высших должностных лиц государства есть определенный предел отклонений от традиционных моральных устоев в рамках, допускаемых неписаными правилами общества. Они, в частности, допускают наличие сексуальных отношений в офисе (Белый дом - это тоже офис) на основе добровольного согласия обеих сторон и даже за пределами офиса. Парадоксально, но эти же правила не допускают связь между государственным должностным лицом и, скажем, профессиональной проституткой - в этом случае г-да Клинтон, Кук и покойный г-н Миттеран мгновенно были не у дел. Скорее всего, западные правила поведения государственной элиты не допускают сексуального общения с представителями других конфессий и распечальная история покойной принцессы Дианы пока
остается лучшим доказательством этого утверждения.Однако наиболее парадоксально выглядит нетерпимость тех же неписаных правил общественного поведения в применении к кандидатам на высшие государственные посты во время избирательных кампаний. Обвинения в супружеской неверности, подозрения в причастности к наркотикам или же алкоголю, факты расовой нетерпимости, даже нерегулярное следование религиозным обрядам - словом, любое отклонение от неких общественных стереотипов поведения может лишить кандидата шансов быть избранным или просто поставить крест на его политической карьере. Конечно, чтобы изобличить подобные недостатки недостойного кандидата, нужно вмешаться в его личную жизнь, а для публичной огласки этих недостатков не обойтись без СМИ. И здесь логично
возникает еще одна проблема западной демократии - дилемма свободы слова и печати, с одной стороны, и права индивида на личную жизнь и ее юридическую защиту - с другой. Тем, как решается проблема этого демократического выбора в конкретной стране, и определяется в конечном итоге уровень открытости общества (или гласности) и его готовности к самосовершенствованию. С точки зрения "ДН", именно этот вопрос станет ключевым в приближающихся в нашей стране парламентских выборах 1999 года и президентской кампании 2000 года. Его решение определит главное направление развития казахстанской демократии в начале следующего века. "ДН" предприняла попытку поинтересоваться мнением граждан США, живущих и работающих в Алматы, относительно последнего обращения президента США Билла Клинтона в мировых СМИ и открытого признанияЖанна БОЛАТОВА, Эрик ЖУНУСОВ
"Деловая неделя", 21 августа 1998 года, № 32 (310)