Наш общий дом
ЧТОБ ДЫМ ОТЕЧЕСТВА СТАЛ СЛАДОК И ПРИЯТЕН
Размышления о казахстанском патриотизме
Человеку тяжко без отечества. Таково уж дитя природы, что пуповиной своей привязано, прежде всего, к родной земле. А весь остальной мир как бы служит дополнительной декорацией и вселенские страсти кружатся тоже вокруг той точки осмысления жизни, что начинается с порога отчего дома.
Люди всегда гордились своей сопричастностью к тому или иному сообществу, из которого состоит народ и государство. Объединенные общими стремлениями, образом жизни вызревали в гражданское единство, объединенное общими культурными, духовными и нравственными ценностями, кои порождали понятия долга, чести, стойкости и мужества в защите и отстаивании общего дома. Патриотизм являлся естественным выражением любви к своему отечеству. И трудно даже представить, чтобы без этого чувства состоялся уважающий себя народ или значащее что-либо в этом мире государство.
Об истоках этого великого чувства, цементирующего людские сообщества, и хотелось бы порассуждать в наше непростое время возрождения и становления казахской государственности.
Собственно понятия гражданин Казахстана, казахстанец укореняются не впервые. Мы и в советский период были казахстанцами с присущими особенностями и менталитетом, свойственным только казахстанцам отношением к этой земле, ее традициям, многоукладности и многоликости. А главное, мы вместе переживали тяжелейшие этапы новой истории, делили беды и тяготы, радости и достижения. Значит под обновляющимся зданием нашего общего дома есть крепкий фундамент общности наших судеб.
Появилась у нашего общего дома и новая столица, чей юный лик вселяет надежду в необратимость нашего движения вперед к достойному существованию и утверждению в мировом сообществе не на ролях пасынков, а хозяев своей судьбы и будущего наших потомков.
1. География наших светлых надежд
Воздух родины он особенный, не надышишься им. Эти крылатые слова из популярной в свое время песни наполнены сегодня для многих наших бывших соотечественников - эмигрантов по воле судьбы и постперестроечных процессов - таким реальным земным содержанием. Приходилось встречать многих ностальгирующих гостей из-за рубежа, которым краткие мгновения общения со своей настоящей родиной, часы у степной речушки, ибо родина понятие не политическое, а скорее географическое и даже на уровне биологического, были дороже мнимого благополучия на берегах Миссури, Вислы, Рейна или Иордана.
А там, в чужедальних краях, невольно тянет к географической карте, где на фоне изумительных контуров планеты с райски звучными названиями взгляд выискивает голубые ленточки Иртыша и Урала, цепочки хребтов Тарбагатая и Алатау, а желтая беспредельность казахской степи мысленно наполняется названиями урочищ, сопок и озер.
Да, казахстанцам, есть чем гордиться, есть что нести в сокровенном уголке сердца. От древнего Алтая до седого Каспия протянулась с восхода на закат дорогая для наших сердец земля, на которой прорастали зерна нашей плоти и души и дали добрые жизнестойкие всходы. Почти полтора месяца идет весна с долин Сыр-Дарьи до березовых колок низовий Ишима. Редкие страны на земле сочетают на своей территории ледовые пики гор и знойные барханы пустынь, таинственные каньоны и реликтовые рощи, а сотни зеркальных озер Сары-Арки, причудливые нагромождения скал казахского мелкосопочника и вовсе покоряют фантазию и воображение. Разве не райской сути прохлада и чистота наших стремительных рек, разве не с райскими кущами сравнимы яблоневые сады и пение соловьев в предзакатной степи, напоенной хмелью пышного травостоя.
Со всего этого и начинается для казахстанцев Родина.
А сколько богатств таят недра нашей земли. Мы успели только прикоснуться к ним, да и то нерачительно, в ущерб экологии. Мы видим, как встали многие гиганты индустрии, будто смерч прошел по карьерам и рудникам. Но богатства земли остались при нас, и будут кормить не одно поколение. Поэтому сегодняшняя политика государства нацелена на возврат утерянных позиций, но на новом технологическом уровне.
Герб нашего государства могли одинаково украсить крылатый тулпар и благородный марал, снежный барс и не менее изящный сайгак. Биосфера Великой Степи благосклонна к обилию видов животного и растительного мира, соответственно издревле многолика и представленная здесь человеческая семья. О глубинных истоках процесса формирования казахской нации и сегодняшней казахстанской семьи, переплетении человеческих судеб отдельный сказ, поэтому вернемся к внешнему лику своего отечества.
Казахстанский степной простор и беспредельность горизонта располагают человека к широте души и мыслей. Огромные расстояния хотя и сказываются в экономике, приучают нас к масштабности мышления и позволяют мерить людскую близость вопреки разделяющему пространству. Так что география Великой Степи есть один из главных факторов нашего духовного единения и накладывает отпечаток на наш казахстанский менталитет.
Поэтому нам одинаково больно и за страдания родной земли - последствия экологических катастроф, и за ее некоторое оскудение вследствие реформирования нашей жизни, чего уже нельзя было избежать хотя бы потому, что социалистический эксперимент не только дискредитировал себя во всем мире, но и исчерпал свои возможности.
Однако, ни оскудевшие табунами и отарами пастбища, ни незасеянные поля еще не говорят об исчерпанности наших возможностей, скорее, наоборот. Вскрытие потенциалов - вот та бескровная революция, которая достойна устремленного народа. Недаром слово Родина несет в своем корне понятия род, родить. И мы не улучшим географию своей земли. если перестанет рожать сами - дела, идеи, наконец, детей, и не заставим рожать материнскую землю.
Сейчас в каждую науку вторгается психология. Биосфера и география нашей земли нуждаются в новом подходе, ломке старой психологии иждивенчества, казарменной уравниловки, приказного энтузиазма, ложного патриотизма. Вот на этом фронте и предстоит совершить самую главную нашу революцию. Играть на популизме, смердить негативом и смакованием бед - значит на корню оплевывать свой род, свою землю, свое отечество.
Слов нет, был богат Союз от Москвы до самых до окраин. И на всем этом пространстве происходят колоссальные, от того и болезненные процессы выхода из железного занавеса. И нам, казахстанцам, судьба даровала более плавный переход. Опять же благодаря глубинному единству и надэтнической сплоченности казахстанцев.
Мы называем родную землю материнской, потому что врастаем в нее пуповиной. И велико ее притяжение. Перед глазами встают обрывчатые картинки из жаркого лета девяносто восьмого года. В Астане, в семью наших друзей Сайлаубека Аушатова, руководителя областного ранга, приехала погостить семья из Германии. Срочно берется отпуск, и скромная городская квартира превращается в ковчег ностальгических воспоминаний и радости человеческого общения бывших добрых соседей.
А через неделю в Кокшетау встречаю свою бывшую секретаршу Ирму Буксман. Ей только предстоит выехать на фатерланд, который так мало значит в ее человеческой судьбе. Потому не вижу радости в ее глазах, она больше переживает, что заброшен целый микрорайон в родном Кзылту.
В тоже время из Кзылту за последние годы выехало в Россию более семисот казахских семей. Ясно, рыба ищет где глубже, а человек... Так неужели патриотизм и верность родной земле станут вскоре реликтовыми понятиями. Не могу и не хочу в это верить. Ведь говорили в нашем народе: "И бедный дом отца родного милее нам дворца чужого".
Но на следующий же день получаю доброе подтверждение. Славные друзья моего детства Толик Молчанов, Виктор Павленко развеяли закравшиеся было сомнения. Если кто-то из одноклассников и покидает наши ряды, то только по одному неизбежному адресу, да и то мусульманское и христианское кладбища в моем родном городе находятся рядом, чтоб и смерть не сильно разлучала нас.
Тем не менее, метания между двумя отечествами встречаются нынче часто. Конечно, хорошо, что раздвинулись границы. Но все больше вижу боли и растерянности в глазах тех, кто теряет казахстанскую родину. Так прости нас, родная земля. Ты могла в тяжелые годы прокормить разноликих своих сыновей и дочерей. Разве оскудело твое сердце и стало меньше тепла? И не нужно быть знатоком географии, чтобы понять, что это далеко не так.
Человек в ночной степи ориентируется по звездам и безошибочно определяет свой путь. Как бы нам не ошибиться, потеряв притяжение родной земли, где покоится прах наших дедов и не в таких испытаниях оставшихся верными своему отечеству, у которого помимо национального лица есть и более глубокое содержание.
2. История нашей общей судьбы
Историю делают и трактуют люди. Мы все еще находимся под гипнотическим воздействием советской историографии, где малым народам была отведена незавидная роль, а главным мерилом был пролетарский классовый подход. Но и выход из исторического беспамятства протекает не безболезненно и нередко сопровождается неприятием. Однако процесс возрождения исторических названий в топонимах во имя справедливости и как непременное условие возрождения национального государства находит понимание.
Как бы ни роптали и не злословили отдельные категории людей, жители наших городов постепенно привыкают и привыкнут к новым названиям улиц, в которых возрождаются национальные герои и выдающиеся деятели казахского народа. И не затронул бы я этой темы, если бы не одно немаловажное "но".
Казахстанский патриотизм не может держаться исключительно на национальной прерогативе, как и национальное обособление не приводит к расцвету этой нации. Великий русский народ не вышел бы в разряд таковых, если бы не впитывал в себя культурные ценности и технические новшества других народов. Не случайно армянин Айвазовский великий русский художник, итальянец Росси - великий русский архитектор, евреи Ландау, Сахаров - великие русские ученые. Недавно в газетах прошло сообщение, что в Гамбурге скончался прославленный композитор Шнитке, которого собираются похоронить в Москве, как русского композитора.
На мой взгляд, свое становление молодая казахская государственность должна начинать со зримого воплощения интернациональной сути казахстанцев. У нас есть классические примеры влияния на жизнь нации достойных представителей других народов. Достаточно вспомнить значение дружбы Потанина с Валихановым, Михаэлиса с Абаем. И разве должны мы забывать о вкладе в развитие Казахстана первопроходцев индустриализации и освоения целины, доблестных просвещенцев, героев отечественной войны. Когда мы научимся оценивать значение Брусиловского в развитии казахской музыки, Зверева и Шухова - казахстанской литературы, когда будем помнить о казахстанских корнях Павла Васильева, от этого будет богаче и выигрышнее и сама казахская культура.
Улиц, школ, учреждений и предприятий у нас хватает, чтоб не обделить памятью достойных казахстанцев. И это будет своеобразным стимулом того, что, грубо говоря, лучшие мозги не будут утекать из государства. А прекрасным примером увековечивания имен является присвоение евразийскому университету в Астане имени Льва Гумилева, хорошее начало положено в новой столице и увековечиванием в названии улицы имени академика Бараева.
Сбрасывая с пьедесталов изваяния вождей тоталитарного режима и возводя новые памятники, мы должны учитывать живую историческую память и значение новых кумиров для единства и сплоченности казахстанского народа.
А за плечами у него многовековая история со всеми сложными перипетиями. Конечно же, во главу угла сегодня ставится возрождение подлинной национальной истории. И казахстанцы с пониманием воспринимают это. Не случайно в преамбуле Конституции нашего государства сказано о возрождении казахской государственности.
И я верю, что каждому казахстанцу, будь он славянского, кавказского или иного происхождения, небезразлична судьба и история казахского народа, носителя государственности. Только необходимо правильно довести это до сознания масс. Ведь сам народ не выбирает исторического отечества. Так уж распределил Создатель, что одному роду людскому дороги горы, другим - море, суровая тундра или знойная пустыня. И через эту привязанность к отчей земле приходит чувство верности и осознания своего места под солнцем. Отсюда начинается любовь к миру и человечеству. И не будь мы так многолики и разнообразны в привязанности, насколь беднее стал бы человеческий мир.
Нет ничего предосудительного знать (скорее, наоборот) о том, что мир для нас начинается с отчего порога, осознания своей национальной принадлежности, языка и обычаев. И каждый народ стремится к своему совершенству и утверждению. Поэтому происходящие сегодня в посткоммунистических республиках процессы национального возрождения надо воспринимать как объективный процесс. Это говорит природа человека, который, только осознав свое лицо и роль, наведя порядок в своем доме, может думать о подобных себе на других пространствах, воспринимать их беды и чаяния. Ведь общий мир - это мир равных возможностей, и в нем нет места обездоленным, слабым и неуверенным. Поэтому хотелось бы, чтобы каждый народ шел в будущее цивилизованно, избирая гуманные пути, а чувство собственного национального достоинства не заслоняло мир людей.
И в этом плане мой родной Казахстан, знавший и величие воинственной Белой Орды, и бедствия джунгарского нашествия, и мощь в семье союзной державы, обрев новую подлинную государственность, тоже переживает нелегкие проблемы. Слишком велико и тяжело наследие последнего столетия. В психологию широкого душой степного народа слишком глубоко впитались идеалы казарменного равенства, во имя которого отрекались не только от Бога, но и сдавали свои духовные и национальные позиции. То, чего не уступал народ на поле брани, легко терял по своей простоте и доверчивости. И не только потому, что был обезглавлен революционным террором, замучен тоталитарным режимом, искусственной нищетой и голодом, отлучен от традиционного образа жизни, но еще и потому, что, испытав на себе влияние многих культур, мировоззрений и религий, он старался не терять присущее ему гуманистическое лицо и сохранить нормальные человеческие отношения со всеми пришельцами в Степь даже жертвуя для этого национальной гордостью.
Тем не менее, народ начинает заново переосмысливать свое прошлое. Не секрет, что коммунистические идеологи всю мировую историю подстраивали под свои интересы. В результате глобальной фальсификации насаждался своеобразный комплекс исторической неполноценности. Не отсюда ли бытовавшее пренебрежение к азиатской, в частности, казахской культуре, языку, традициям. Поэтому начинать надо с пробуждения исторической памяти казахстанцев, объективных оценок роли кочевой цивилизации на стыке двух континентов. Если школьникам и студентам в этом плане будет легче, то для основных масс даже в наше трудное время надо находить возможности издавать больше популярной литературы. Ведь без знания подлинной истории не избежать ошибок в будущем.
Как некогда мы гордились историей становления российской государственности, как предтечи союзной державы, должны знать этапы развития собственной государственности начиная от Тюркского каганата до Казахского ханства.
В тоже время мы не должны уйти в другую крайность самолюбования и идеализации узконационального. Только честное и правдивое обращение к урокам прошлого, взлетам и упадкам, победам и поражениям может помочь в объективном постижении своей роли в прошлом и будущем. Причем исторические уроки Казахстана должны раскрываться в общем контексте с представленными у нас национальными группами. Ни в коем случае мы не должны отторгать или принижать роли других народов казахстанской семьи в прошлой и сегодняшней судьбе и жизни республики. Сама жизнь и мудрость народа подсказывают, что судьба всех казахстанцев неразделима с казахской государственностью. Не потому ли в обществе преобладает здоровое стремление к согласию, равенству, взаимопониманию. Значит, становление национального государства становится не только необратимым процессом, но и делом всех казахстанцев вне зависимости от этнического происхождения.
Человек не выбирает Отечества, оно отпущено ему свыше. И коль судьбой нам выпало жить именно под казахстанским небом, дорожить именно этой землей, то и следует приумножать ее плодородие в самом широком смысле звучания этого слова и писать новую историю возрождения в созвучном эпохе духе. Наша земля может рожать и хлеб, и добрые помыслы, и великие деяния.
3. Клубок надуманных противоречий
Порожденное веками имперской политики мышление все еще заторможено воспринимает глубоко национальные проблемы, так как нравственные критерии такого "мышления" традиционно принижают интересы коренного народа и даже ведут к скрытому неприятию отдельными лицами казахской государственности. Здесь хотелось бы напомнить о двух вещах. Во-первых, пока в земной цивилизации государства строятся по национальному признаку, подобное отношение является не только последствием имперского мышления, но и извращением понимания сущности демократии и исторических прав народа. Во-вторых, мы стали быстро забывать, чем был Казахстан для большинства его граждан в недалекую бытность. Как ни горько звучит, но лучше правда: это был полигон ядерных и социальных экспериментов, своеобразных отстойник для изгнанников и целых репрессированных народов.
И на фоне этого мрачного прошлого кощунственно звучат раздающиеся порой возгласы о притеснениях со стороны так называемого коренного населения, которое само нуждается в помощи, и о трагической судьбе русского языка, который до сих пор и не думал терять позиций. Изощряются в этом, как правило, те, кому на руку провоцировать раздоры, чтобы снять сомнительную пенку популярности.
Причем, чем громче стенают о притеснениях русских, тем сильнее оскорбляются национальные чувства казахов. Ведь национализм никогда не возникает на голом месте и является как защитной реакцией на подавление достоинства. И ни один народ не может быть счастлив за счет другого. А противопоставляя народы, играя на боли и горе людей, ведя счет взаимным оскорблениям, часто порожденным бескультурьем, незнанием обычаев, традиций, мы нагнетаем страсти и в без того напряженное общество. Не лучше ли искренне считаться друг с другом, вникать в чужую боль, глушить в себе национальную гордыню, когда дело касается человеческих отношений.
Но есть злопыхатели иного сорта, рядящиеся под одежды псевдопатриотов, но от которых за версту разит таким "оппозиционным" душком, что впору поставить под сомнение их гражданскую порядочность и вообще желание жить интересами общества и государства, которое мы строим. Небезызвестный выдвиженец прошлых лет Петр Своик, ностальгирующий по министерскому портфелю, вдруг осознает, что "профессиональный и общекультурный уровень легальных бизнесменов, министров, акимов и всего чиновничества ужасающе низок даже по меркам провинциального государства".
Можно было бы только посочувствовать, в какой команде в недавнем прошлом ему пришлось поработать, если бы сей радетель общественного устройства был действительно заряжен любовью к своему отечеству и согражданам. Но кого может привлечь один из случайных лидеров так и не созревшего общественного движения с высоким названием "Азамат" (Гражданин), если от него, извините, так и прет неприязню к идее построения казахского национального государства. Поразительно, как мог сопредседательствовать с ним в упомянутом движении Мурат Ауэзов, некогда блиставший среди московской студенческой братии идеями национального возрождения. Поразил также нас господин Своик своей компетентностью в китайском вопросе, зловеще предрекая новый мировой порядок с терпеливо ожидающим своего часа Китаем. Так чего ожидать народу от такого кандидата в отцы и радетели нации?
На востоке говорят: "собака лает, а караван идет". Но уж больно привлекательно полаять со стороны. Не это ли искушение двигало И.Куреньковым, когда в декабрьском номере "Лада" он трогательно проиронизировал состоятельность "Стратегии-2030", что срок реализации этой программы преуменьшен минимум эдак раз в десять".
Ну что ж, господа наблюдатели. Вы можете верить или не верить в будущность государства, но, как говаривал последний кремлевский генсек, процесс пошел. Причем необратимый. И как бы не остаться позади с голой демагогией и популизмом, тогда как более рассудительный народ не теряет своей внутренней силы и находит свое место в строительстве новой жизни, пусть и с определенными издержками на пути, но с верой в свое отечество и общность исторической судьбы.
4. Отечество у нас одно
И все-таки мы строим свой общий дом. И как в любой большой семье ворчим, сетуем на трудности, обижаемся на власти, хотя в глубине души понимаем, какой воз выпал на плечи. И отдаем должное главе государства за глубоко взвешенную, а в чем-то и опережающе инициативную политику. Но, как любят у нас говорить, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Поэтому немыслимо движение вперед без поддержки и подпитки самого народа. И вот здесь-то и открывается поле действий и испытания на гражданскую зрелость, одним из главных факторов которого является любовь и преданность родной земле, служение родному отечеству. И без ложного пафоса можно сказать, что наш общий дом будет тем надежнее, чем меньше будет сомнений в обделенности - экономической, социальной, национальной.
И вот здесь-то и приходим к главному вопросу: как стать единым казахстанским народом? Мало провозгласить это в Конституции, мы еще должны стать этим народом. Как известно, история цивилизации - это история возникновения государств и народов. Если первые имеют склонность к непостоянству, то сформировавшиеся народы становятся главным и неистребимым фактором. И еще, история цивилизации - это история войн и борьбы за превосходство. Но если бы человечество жило в постоянной конфронтации, предъявляя взаимные счета, наша планета и поныне состояла бы из антагонистических непримиримых племен. Не вдаваясь в дебри истории, констатируем факт: карта современного мира перекроена и мы должны считаться с этим.
Казалось бы, бывшим советским республикам дан зеленый свет. Достался хороший фундамент, возводи по мере сил новое здание, живи в ладу с соседями, да приумножай достаток своего народа. Но первой опасностью, подстерегающей жителей новых домов, стала национальная карта, и чем азартнее она разыгрывается, тем больше проигрывает сам народ.
Еще в прежние времена, глядя на географическую карту, казахстанцы втайне гордились тем, что их республика является значительной частью супердержавы и тоже вобрала в себя, помимо Великой Степи, величайшие горные массивы и леса, полноводные реки и озера. И все это осталось при нас, дорогие соотечественники, как и богатые недра, водные и энергетические ресурсы. Не исчезли на этой земле ни знаменитый Байконур, ни стратегические магистрали, ни гиганты индустрии, ни посевные площади и пастбища, правда, теряющие свои масштабы.
Так кого же корить за нашу бездеятельность, как не нас самих? Разве не закреплены Конституцией гражданские и человеческие права на эту землю, страну и ее богатства?
Может народу не хватает большой казахстанской мечты наподобие американской или почившей советской? Понятно, что люди хотят лучшей жизни сегодня, а не в призрачном будущем. Но при этом благополучие не свалится на наши головы наподобие манны небесной. Казахстанский барс нового столетия должен вырасти в наших сердцах сегодня. Ведь это грациозное и сильное творение природы состоялось в ее экстремальных, а не тепличных условиях. Потому, наверное, чтобы иметь уверенную поступь, надо пройти, преодолеть своим хребтом трудности и лишения становления.
А общую цель из вполне реалистической мечты нам подсказывает сама жизнь. Прежде всего, осознать единство нашей казахстанской семьи. Исторически интернациональный и веротерпимый по своему этническому составу народ Казахстана связывают добрые традиции духовной близости и человеческого родства. Поэтому и должны мы сообща искать пути лучшего обустройства нашей земли, поднимать ее престиж и достаток. Как сытный хлеб на нашем столе начинается с посаженного в землю зернышка, так и страна достатка начинается с наших малых потуг.
Мы должны испытывать одинаковую боль и ответственность, когда горят наши леса, захламляются реки, сваливается у наших жилищ бытовой мусор, приходят в запустение скверы и памятники. Это и есть патриотизм и культура нашего человеческого общежития. С равнодушия к судьбе соседа, сохнущему на улице дереву, плевка и брошенного окурка определяется наша любовь к Родине. Прежде чем испытывать высокое преклонение пред государственным Гимном и Флагом, надо научиться дорожить своим гражданством. Прежде чем говорить о своих правах, надо задуматься и о своих обязанностях перед людьми, обществом, государством.
С усвоения сердцем этих прописных истин, с возрождения элементарной человеческой культуры быта и общения и начинается доброе казахстанское братство, которому по плечу и независимость, и достойное будущее. Только не оскудеть в своих искренних чувствах, не растратить по мелочам огромный потенциал наших душ.
Амантай Ахетов, писатель.
Будет опубликовано в скором времени.