"Деловая неделя", 4 декабря 1998 года, № 47 (325)
Материя и идеалы
Народная память
(Продолжение. Начало в № 10)
В ОДНОМ из советских фильмов 70-х годов героиня отмечала для себя события временным отрезком до и после ремонта. По-видимому, побелка и покраска стали для хозяйки квартиры настолько серьезным испытанием, что все другие жизненные коллизии казались ей просто пустяками. Нечто подобное, похоже, происходит и в нашем общем доме, жители которого мерят события днями до и после выборов.
Мир стар, и все в нем когда-то уже происходило. И потому альтернативные выборы, которые в стране проводятся всего лишь второй раз, вызывают бурю положительных и отрицательных эмоций Понятно, что каждому хотелось бы, чтобы выборы были изначально демократическими и соответствовали всем международным нормам. Однако приходится констатировать: то, что происходит, не соответствует высоким стандартам. Причин этому множество и, возможно, наиболее объективная заключается в том, что республика только учится демократии. В то же время неразумно все недостатки списывать лишь на молодость нашей страны, ибо ее жители прекрасно представляют какими должны быть демократические выборы.
Последние месяцы внутриполитическая жизнь страны была насыщена. Подобно военным сводкам сыпались сообщения из разных точек страны и планеты. Казалось, что весь мир уже знает о проводимых в Казахстане выборах президента страны. Первый этап предвыборной кампании показал, что зерно демократии, брошенное в казахстанскую землю, уже дало небольшой, но очень сильный, росток. Главным свидетельством этого стало то, что в ходе начавшейся борьбы проявился идейно-политический разброс, который является на сегодняшний день самым лучшим доказательством развития демократического плюрализма. И хотя к началу официального старта избирательной гонки наиболее реальных оппонентов "ушли", их роль в данных и последующих выборах остается важной. И даже если президентами им не быть, но свое дело они сделали Общество преодолело синдром идейного тоталитаризма и страх перед властью.
Примечательно, что с перестановками, приходом новых лиц и уходом наиболее вероятных претендентов на борьбу за президентское кресло продолжающаяся избирательная кампания уже преодолела несколько качественных уровней. Так, от реальной альтернативности кандидатов, которая поначалу вызвала действительно живой интерес всего общества, процесс выборов перешел на новый этап, который вряд ли можно назвать действительно демократическим. Внешне все выглядит вполне прилично, глянец плюрализма наведен. Народ потчуется зрелищами, на которые стагнирующая экономика нашла немалые средства. "Усыплять народ празднествами, зрелищами, роскошью, пышностью, наслаждениями, никчемным, ублажать его пустяками - вот безошибочная политика, к которой с давних пор прибегают во многих государствах. Чего только не добивался деспотизм ценою такой снисходительности !",-говорил в свое время Жан де Лабрюйер, отмечая склонность многих правителей подобным образом решать разногласия между властью и народом.
Политика удовлетворения потребностей в "хлебе и зрелищах" действительно никогда не подводила. Вместе с тем она и не спасала от накопившихся десятилетиями государственных проблем, которые рано или поздно все же заявляли о себе. И когда на политической авансцене появлялся человек, который смело заявлял народу о существующих проблемах, то общество вопреки всем ожиданиям выбирало именно его. Испокон веков во всех странах и у всех народов героями называли честных и бесстрашных людей. Именно их считал народ честью и совестью нации, их любили, их воспевали. Легенды и былины, летописи и хроники запечатлевают именно таких героев. Видно, такова человеческая суть, что горькая правда всегда ценится намного больше красивой лжи
Во многих общественных науках широко используется понятие "формальный" и "неформальный" лидер. Формальным считается тот, кто, не обладая авторитетом, имеет право руководить и принимать решения. Его действия не всегда встречают поддержку и одобрение, его не всегда уважают, но, тем не менее, формальный лидер стоит у власти. Безусловно, для руководителей огромной страны быть просто формальным лидером - великое несчастье, ибо тяжело видеть, что не тебя видит народ на этом почетном, но одиноком месте.
Интересно, что большинство нелюбимых руководителей больших и малых государств поначалу пользовались искренней всенародной любовью. И быть этой любви вечной, если бы не слишком явное желание погреться еще в лучах всенародной славы. Увы, люди не любят, когда их вниманием злоупотребляют. Куда больше по душе приходится им тот, кого не привлекают слава и почет.
И какой бы идеологии, веры и платформы ни придерживался деятель, лучшая форма почетного долголетия - это не стремиться быть всегда впереди. Примеры аятоллы Хомейни, Нельсона Манделлы, Джавахарлара Неру и многих других свидетельствуют, что народ умеет ценить любовь и преданность. А те, кто предлагает ему "хлеб и зрелища", уходят из его памяти быстро и незаметно.
(Продолжение следует)
Жанна БОЛАТОВА, Эрик ЖУНУСОВ