"Деловая неделя", 11 декабря 1998 года, № 48 (326)

Материя и идеалы

За пределами сознания

(Продолжение. Начало в № 10)

ВО ВСЕ времена человечество разделялось на две группы: большую его часть, которой правили, и меньшую, которая правила. Жизнь большей части людей определялась и определяется до сих пор законами писаными, меньшая же часть живет по правилам неписаным и не очень известным остальным. Предвыборная кампания в Казахстане еще раз подтвердила справедливость этой старой истины.

Как известно, властная элита любой страны представляет собой довольно закрытую организацию, состоящую из небольшого числа людей, которые попали в эту элиту путем целенаправленного отбора, соответствующей подготовки и последующего карьерного продвижения. Родственные отношения играют в формировании элиты довольно большую роль даже в демократическом обществе - достаточно упомянуть, например, сыновей экс-президента США Джорджа Буша, дочерей президентов Франции, России и Казахстана. Однако в целом, с точки зрения преемственности власти, родственные отношения всегда играли меньшую роль, чем знание того, что именно представляет собой власть и по каким законам она может существовать в единстве с народом, непрестанно подчиняя его себе, но не доводя дело до социального взрыва, хаоса и уничтожения самого института власти. Как уже выяснилось неоднократно, у человечества нет идеальных законов, по которым оно могло бы безмятежно двигаться в будущее. Более того, существующие законы - национальные и международные - в конечном итоге служат властным элитам, позволяя им избегать тех суровых наказаний, которые неминуемо постигли бы простых смертных. В качестве примера укажем на истории генерала Пиночета, южнокорейских президентов Ро Дэ У и Чон Ду Хвана, гэкачэпистов в России. Даже нынешнему президенту США, изобличенному в сексуальных извращениях в своем офисе, удается избежать импичмента, хотя в любом другом случае обвиняемому в сексуальных домогательствах по американским законам пришлось бы понести тяжелое наказание. Такое привилегированное положение властной элиты вынуждает нас обратиться для сравнения к историческим аналогиям. Оказывается, еще с древнейших времен существовали так называемые мистерии - замкнутые философские и религиозные общества, в которых состояли многие выдающиеся личности древности. Стать членом мистерии было нелегко, поскольку нужно было соответствовать определенным требованиям и пройти через трудные ритуалы посвящения. Посвященные в мистерии длительное время обучались секретам мудрости, включая принципы философии, на которых, как известно, и основывается жизнь общества и управление им. Одним из наиболее известных членов мистерий был, например, Платон, обвиненный позже своими сообщниками в публичном разглашении многих секретных знаний, включая и философские достижения.

Мистерии были хозяевами жизни, оставаясь при этом невидимыми для общества и скрываясь за спинами императоров и прочих правителей, которые правили народами, опираясь на понятные для простых людей нормы - духовные и юридические. Простые люди должны были повиноваться этим нормам, отраженным в законах, не задаваясь лишними вопросами, - таковых церковь отправляла на костры, а правители - в темницы. К счастью, в большинстве своем мистерии исчезли бесследно, за исключением небольшого числа закрытых обществ - масонства, например. Однако тесный многовековой союз мистерий и власти обучил последнюю многим навыкам и правилам, с которыми простые люди сталкиваются довольно часто, а в период избирательных кампаний - и вообще повседневно.

Как и мистерии, власти хорошо понимают роль бессознательного в нашей жизни, прибегая при необходимости на практике к фрейдизму, апеллируя к религии и просто влияя на подсознание электората давно известными примитивными методами. Они также хорошо понимают, что, поскольку время мистерий ушло безвозвратно, большая часть интеллектуальной элиты общества открыто противостоит усилиям властей сделать явное тайным и оболванить электорат в свою пользу. Впрочем, к счастью для властей, реальное влияние интеллектуалов в Казахстане не так уж и велико, поскольку большая часть местных СМИ была накануне начала избирательной кампании поставлена под контроль властей или контролируемого ими же бизнеса.

Вернемся к бессознательному. Не погружаясь в глубины соответствующих научных познаний, отметим, что одним из определений бессознательного является "действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания (например, реакция защиты и т.п.), а также при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.)" (цитируем по философскому словарю). Тот же Зигмунд Фрейд учил, что причиной и содержанием морали, искусства, государства, права и даже войн являются извечные конфликты в глубинах психики людей, источником которых является бессознательное стремление к наслаждению, не согласующееся с "принципом реальности".

Конечно, невозможно напоить весь электорат или загипнотизировать его - это было бы недемократично и негуманно. Такая цель властями и не ставится. Однако повлиять на то, что не контролируется сознанием человека, вполне возможно - лучшим примером этому служит появление в нашей избирательной кампании роскошных усов, генеральской папахи, скачущих всадников, стрельбы, таинственных замков в сказочной Бельгии, брызжущих искрами раскаленного металла печей и других аксессуаров влияния на бессознательное "я" избирателей. Напомним также, что по нашей стране движется поезд с поющими и танцующими "звездами", которые "знают, кого выбирают" и имеют богатый российский опыт воздействия на самые примитивные инстинкты и рефлексы электората.

Впрочем, технологии воздействия на бессознательное поведение избирателей применяются крайне осторожно и в очень узком диапазоне, чтобы не допустить раскола электората на враждующие группировки или побудить его к социальному взрыву. С этой целью систематически повторяются известные тезисы об "островке стабильности", усердно подчеркиваемые фактами об ухудшении экономической ситуации в соседних с Казахстаном странах и заявлениями о мерах по укреплению экономических границ "островка". Властная элита также избегает открытых столкновений внутри нее, ограничиваясь лишь демонстрацией "мускулов" и слегка приоткрывая завесу таинственности вокруг ее истинной жизни только лишь для того, чтобы привести к порядку своих нынешних или бывших членов. История с разоблачениями хозяев замка Лилуа лишь подтвердила, что правила, которыми руководствовались мистерии, остаются в силе.

Продолжение следует

Жанна БОЛАТОВА, Эрик ЖУНУСОВ