Мурат АУЭЗОВ: Выборы 1999 года приумножат количество людей, отрезвленных правдой

Юлия КИСТКИНА, Ерганат УРАЛБАЕВ

Казахстан накануне эпохального события. Грядут выборы президента страны. Плохо сфабрикованная рекламная кампания Назарбаева народ мало радует. Да и действительно, чему радоваться? От нас, простых смертных, ничего не зависит и не будет зависеть, какое бы мы не имели по этому поводу мнение. Это в очередной раз подтвердил тот факт, что, если раньше в выборах Президента должна была участвовать, по крайней мере, половина казахстанцев, то теперь Президента могут избрать 2 человека, пришедших отдать свои голоса за кандидата. Если это - демократия, свобода, то с уверенностью можем сказать - не этого мы ожидали, не к этому стремились.

Что греха таить, в этом есть и наша вина. Слишком уж подвержены мы обломовским традициям, стали апатичными ко всему происходящему. Если раньше на выборы нас могла заманить баночка настоящего бразильского кофе или палка дефицитной колбасы, то теперь, наверное, только чудо. Что же ждет казахстанский народ в послевыборное завтра? С этим вопросом мы обратились к одному из лидеров движения "Азамат".

С Муратом Ауэзовым мы встретились в его рабочем кабинете в Доме-музее Мухтара Ауэзова, где он и проводит значительную часть своего времени, занимаясь серьезными литературными исследованиями творчества Абая и Ауэзова, ставя перед собой цель представить творческое наследие этих двух столпов казахской культуры, литературы и художественной мысли в совершенно новом, неведомом для нас ракурсе. Мурат Мухтарович сразу же отверг наше обращение к нему, как к видному политическому деятелю, сказав, что он - прежде всего представитель творческой интеллигенции, гуманитарий, в силу обстоятельств занимавший различные государственные посты. Участвовать же в политической жизни общества и страны обязан каждый из нас, кому не безразлично настоящее и будущее родной земли. Представители интеллигенции должны быть в авангарде всех политических инсценировок.

- Мурат Мухтарович, вы человек известный в Казахстане и пользуетесь огромным авторитетом в самых различных слоях общества. В политических кругах вы приобрели значительный вес, став одним из лидеров движения "Азамат". Но многие были, мягко говоря, в недоумении, когда вы приняли предложение Заманбека Нуркадилова войти в его команду и возглавить управление информации и общественного согласия аппарата акима Алматинской области. Что побудило вас принять такое решение?

- Следует сказать, что предложение Заманбека Нуркадилова было несколько неожиданным для меня. Вы хорошо знаете, какие цели и задачи ставили перед собой члены общественного движения "Азамат". И я не в коей мере не отступил от своих жизненных принципов и не предал своих единомышленников, перейдя на государственную работу. Всю свою жизнь я мечтал об обществе, состоящем из одухотворенных личностей, для которых нравственные и моральные ценности являются главенствующими, мечтал об обществе высокообразованных и духовно чистых людей. Я и раньше занимал чиновничьи посты. Работу в государственных органах я старался использовать для реализации своих мировоззренческих идей. Но политика и профессиональное занятие ею не для меня. Я был и остаюсь, прежде всего, человеком, основное дело которого - творчество, просветительская деятельность. Но, когда считал это нужным и если это не противоречило моим мировоззренческим взглядам, я принимал предложения, связанные с государственной деятельностью.

Так было и в случае с работой в областном акимате. И я нисколько не жалею о том. За девять месяцев работы удалось создать хороший коллектив грамотных и знающих свое дело людей. Было много сделано в работе с национальными культурными центрами, решены некоторые вопросы, касающиеся поддержки этих общественных организаций. Мы много ездили по области, встречались с людьми, видели жизнь простого народа, их проблемы, так сказать, изнутри. Рассматривали вопросы улучшения работы областных газет "Жетысу" и "Огни Алатау", областного радио.

- Мурат Мухтарович, а есть ли свобода слова в Казахстане? Как этот демократический принцип осуществлялся в некогда подведомственных вам газетах?

- Свобода слова в Казахстане есть, а вот свободной прессы в истинном понимании этого слова нет. Ни для кого, в том числе и для зарубежных наблюдателей, это не секрет. Да и не нужна нам свободная печать, для этого есть пророки. Только в истине рождается слово, созидающее фундамент реальности. Что же касается газет "Огни Алатау" и "Жетысу", то они не всегда правдиво и честно отображают происходящие в обществе процессы. Но так как эти газеты имеют прикладной характер, "подписались" работать на областной акимат, то я отношусь к этому вполне спокойно. Но могу сказать одно: ни аким области Заманбек Нуркадилов, ни я никоим образом не диктовали руководству этих изданий каким образом готовить газету. Это дело редакции и ее сотрудников. Возьмем, к примеру, "Огни Алатау". Мне кажется, все идет от главного редактора газеты Валерия Яковлевича Оверко, человека осторожного и умеющего лавировать в изменяющейся обстановке и очень уж ретиво подстраивающегося под официальную политику. Такие люди очень долго живут при любом руководстве, при любой системе власти. Кстати сказать, после победы Назарбаева на президентских выборах, а в этом можно уже не сомневаться, начнется резкое усиление репрессивных методов управления государством. И тогда личности, подобные нынешнему главному редактору "Огней Алатау", придутся ко двору и даже, более того, будут просто незаменимы. Конечно, очень жаль, что "Огни" потеряли свое лицо, свой неповторимый стиль времен Надежды Халлиловны Гарифуллиной, как жаль и то, что журналистам этого издания приходится лицемерить. Но мой совет: не нужно в угоду каким-то интересам, чаще всего меркантильным, поступаться своими принципами, это иссушает душу и уничтожает личность. Самая большая трагедия для человека - потерять себя. Нужно выдержать и не сломаться, ведь истина всегда остается истиной, а миром правит в конечном итоге все же справедливость.

- Значит, результаты предстоящих выборов президента уже предопределены - Нурсултан Назарбаев. Именно с ним Казахстан вступит в третье тысячелетие?

- Это однозначно. Тот политический фарс, тот спектакль, который разыгрывается в Казахстане перед лицом всего остального мира, ясен каждому здравомыслящему человеку. И что особенно печально, мы все вовлечены в это позорное действо. Жители отдаленных аулов и горожане, крестьяне и представители интеллигенции, военные и бизнесмены, молодежь и аксакалы прекрасно это понимают. Мы все одурачены властью. Это испытанный со времен Адама прием - совместное участие в гнусном преступлении связывает всех круговой порукой. Сейчас мы накидываем петлю на шею демократии. После победы Назарбаева начнется усиление авторитарного режима, что, в общем-то, неприемлемо для Казахстана в силу его геополитического расположения, сложившихся исторических традиций. Но победа Назарбаева и его сторонников на выборах не будет означать окончательного поражения демократии в нашей стране. Пройдя через это испытание, она окрепнет и, в конце концов, восторжествует. Я хорошо знаю нашего Президента и, когда он обратился с ежегодным посланием к народу Казахстана, с большим воодушевлением принял его политическую программу и... был в очередной раз обманут Президентом, как и весь наш народ.

События сегодняшних дней высветили лицемерие и двуличие Назарбаева. Обращение к народу было первым актом состряпанного командой Назарбаева сценария по выбору президента страны. Заседание парламента, срежиссировавшего очередной спектакль, не оставило времени на свободу выбора. И дело не в том, что были сдвинуты сроки, а в том, как это было сделано. Налицо близорукость парламентариев, всей государственной власти. Я понял, что мне с ними не по пути, у меня совсем иная мировоззренческая позиция. Это и послужило причиной моего ухода из аппарата акима Алматинской области. Ведь лидеры всегда должны задавать тон этике и моральности. Поэтому я принял решение заниматься творчеством. И я очень благодарен Нуркадилову, что он с пониманием отнесся к моему решению.

Казахстану, с его неоспоримо интеллектуальным потенциалом, нужен просвещенный президент, просвещенная власть. Авторитаризм, причем в восточном варианте, будет шагом назад, отбросит Казахстан в средневековье. Повторяю, к руководству государством должны прийти просвещенные люди, политики-профессионалы. А что происходит у нас сейчас? Люди, стоящие у власти, провалили буквально все: экономику, культуру, идеологию, национальную идею. Даже авторитарную систему, которую они хотят построить, делают весьма неумело и непрофессионально.

Назарбаев - руководитель откровенно авторитарного типа. Жизнь сделала его таким. Сыграла свою роль партийно-советская пирамида управления. Казахстану нужен более демократичный и более просвещенный руководитель. Назарбаев же - имитатор, не умеющий определить, что ценно, а что нет, не имеющий ни в чем меры, не мучающийся внутренними противоречиями. Назарбаев формирует "золотую обойму" по принципу личной преданности. Зная рабскую психологию наших людей, он пропускает их под низкой арочкой унижения.

- Мурат Мухтарович, вы сказали о мощном интеллектуальном потенциале нашей страны. Но почему у нас нет сил, способных противостоять существующей системе, не говорит ли это о слабости оппозиции в нашем обществе?

- Отнюдь. У нас как раз - таки сильная и многочисленная оппозиция, осознающая слабость властных структур. Только не надо ее отождествлять, с определенными личностями. В оппозиции к Президенту и другим ветвям власти практически находится весь народ. И все, в том числе и власть имущие, прекрасно это понимают. У нас есть примеры, когда общая идея сплачивает различные течения, партии, слои общества. Яркий пример тому - антиядерное движение "Невада - Семей". И народ наш не может долго безмолвствовать. Земля, на которой происходили такие эпохальные события, и народ, который, несмотря на все исторические катаклизмы, сумел сохранить территориальную и государственную независимость, не может находиться в рабском положении. Выборы 1999 года и послевыборный период приумножат количество людей, отрезвленных правдой.

- Как вы оцениваете шансы Акежана Кажегельдина, если его допустят к выборам?

- Акежан Кажегельдин очень сильная фигура в плане владения экономическими вопросами, хороший аналитик, видит перспективу и может планировать свои действия. Из его предвыборного обращения к народу Казахстана видно, что он сделал большой шаг в сторону демократизации и это весьма отрадно. Сейчас у Кажегельдина намного больше плюсов, чем у нынешнего Президента. Если в случае победы Кажегельдин не отойдет от декларируемых им позиций, то это будет один из наиболее оптимальных вариантов для Казахстана. Но нужны гарантии соблюдения им этих принципов.

- Хотелось бы узнать ваше мнение о Нуркадилове. Несомненно, что Заманбек Калабаевич - личность яркая и неординарная. В конце 1995 года, после второго прихода Нуркадилова в политику, когда он победил на выборах в парламент, мы взяли у него интервью. Один из заданных вопросов звучал так: "Бывший мэр столицы Франции Жак Ширак стал президентом страны, а не думает ли бывший мэр Алматы о президентском кресле?". Тогда Заманбек Нуркадилов ответил утвердительно. Но за это время много воды утекло. Он публично заявил, что не будет выдвигать свою кандидатуру на пост президента страны. Вы близко знаете Заманбека Калабаевича не первый год. В чем причина такой позиции Нуркадилова и как вы считаете, может ли он реально возглавить наше государство?

- Заманбек Нуркадилов очень изменился с тех пор, как он был мэром Алматы. Уход с политической арены для политика всегда трагедия. Нуркадилов сейчас очень благодарен Назарбаеву за свое второе политическое рождение. Насколько я знаю, на данном этапе у него нет планов о выдвижении свой кандидатуры на пост президента страны. Семиречье-край большой, быть самостоятельным и полновластным хозяином на этой земле Нуркадилова сейчас вполне устраивает. Несмотря на внешнюю резкость, прямолинейность, напористость, Нуркадилов - очень тонкий и гибкий политик. Его маневры в политической жизни можно сравнить со„слоном, умеющим вести себя грациозно в посудной лавке. Но уже на следующих выборах, несомненно, Нуркадилов устремится к вершинам политического Олимпа. Что положительного в личности Нуркадилова - это стремление к свету. Он постоянно самосовершенствуется, работает над собой. В нем есть неравнодушие ко всему происходящему в республике. Я верю, что он искренне старается помочь народу, поднять на ноги Алматинскую область. Хотя я не разделяю его правды, но не могу осуждать его.

- А почему вы не выдвинули свою кандидатуру на пост президента страны?

- Повторяю, я никогда не мечтал о карьере профессионального политика. Это никогда меня не прельщало. Борьба за трон Президента была одним из предполагаемых вариантов реализации демократических идей движения "Азамат" И я, естественно, в соответствии с моим мировоззрением и задачами нашего движения не исключал своего участия в выборах. Есть объективные причины, не позволяющие мне выдвинуть свою кандидатуру. Во-первых, еще не истек срок действия административного наказания за участие в несанкционированном митинге. Вторая причина чисто финансового характера. У меня нет 30 тысяч долларов, которые обязан внести каждый кандидат в президенты. Хотя определенные лица предлагали свою помощь. Но я отказался, так как это противоречит моим принципам. Как вы сами понимаете, эти деньги нужно будет отрабатывать в случае победы, то есть работать в интересах моих кредиторов. Мне же нужна личная независимость.

- Но вы могли бы воспользоваться подобным предложением, а впоследствии проводить самостоятельную, независимую политику. Цель, как говорится, оправдывает средства. Ведь в большой политике для достижения цели пользуются всеми средствами, даже грязными...

- Вот именно, поэтому я не хочу быть политиком. Духовная чистота во все времена была выше и ценнее грязных интриг, грязных денег, нечистой совести.

- Вы говорили о просвещенном руководителе государства. Есть ли у нас на данном этапе такой человек?

- Да, это один из сопредседателей движения "Азамат" - Галым Абильсиитов. Умница, доктор наук, лауреат Госпремии России. Хотя он более 30 лет жил и работал в Москве, но духовной связи со своей родиной не потерял. Именно такие люди должны быть у руля государства.

- Мурат Мухтарович, как вы считаете, возможен ли в республике захват власти вооруженным путем?

- Ситуация вооруженного вмешательства, конечно же, возможна. Чем больше будет прессинг со стороны властей, тем больше будут расти возмущения народа. Расскажу один несколько забавный случай. Ко мне как-то приходил один человек, не буду называть какой. Так он предлагал извести нынешнего президента на расстоянии. Ему было необходимо только мое одобрение. Но, замечу, такого президента должен убрать не один человек, а все общество в целом, иначе придет другой диктатор. Но как бы не сложились события, я надеюсь, что демократия утвердится и в нашей стране. Таковы уж законы развития общества и природы. Всегда должны торжествовать истина и справедливость.

- Хочется верить, что так оно и будет.

“Дат” 27 ноября 1998 года

TNVP