Третье восшествие Нурсултана Назарбаева на престол может не быть убедительным.
Кенес ДАУТОВ
Ох, как научилась наша суверенная дипломатия затуманивать то, что ясно, как божий день. Взять ситуацию с президентской гонкой. Уже несть числа заявлениям международных организаций, политико-государственных деятелей, средств массовой информации, что третье восшествие Нурсултана Назарбаева на престол не может быть убедительным без конкурентной борьбы с главным соперником Акежаном Кажегельдиным. Не случайно Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, её Департамент демократических институтов и прав человека (ДДИПЧ) вновь 3 декабря в Осло выразили серьезную озабоченность в связи с тем, что Кажегельдин "снят с дистанции" под предлогом незначительных административных правонарушений. Это, по резюме ДДИПЧ, "заставляет усомниться в возможности справедливых выборов вообще".
Куда яснее? Но нашей дипломатии, видимо, эта ясность, как ладан для чертей. И она всячески пытается затмить её риторическим туманом. Мол, "некоторые аспекты предвыборной ситуации в Казахстане получили неоднозначную оценку ОБСЕ, что произошло "вольное или невольное смешение двух понятий: собственно выборное законодательство и практика применения закона".
А дальше - еще темнее, как при заходе в дебри: "Можно и нужно дискутировать, на сколько закон хорош или плох. Но коль скоро тот или иной закон существует, его необходимо неукоснительно соблюдать". Вот какой словесной эквилибристикой попытался наш министр иностранных дел Касымжомарт Токаев прикрыть на совещании в Осло не очень приглядный, мягко говоря, предвыборный спектакль, разыгранный властями в Казахстане. Не преминул он, конечно, использовать и такой аргумент: "В целях обеспечения полновесной альтернативности президент обратился даже в Верховный суд с просьбой рассмотреть вопросы соблюдения законности в ходе предвыборных процедур". Правда, главный дипломат почему-то умолчал, что это слишком запоздалое обращение было не более чем успокоительным для казахстанской и мировой общественности, настаивающей на непременном допуске Кажегельдина к участию в президентских выборах. И никчемность обращения сразу же обнаружилась в том, что оно не могло повлиять и не повлияло на судебное решение. Его рассмотрение состоялось уже после того, как Верховный суд вынес в отношении Кажегельдина не подлежащий обжалованию вердикт.
Похоже, что власть рассчитывала: предопределенный фарс с оттеснением Кажегельдина из президентской гонки, в конце концов, уйдет под занавес без шума и без последствий. Но у заказчиков и постановщиков предвыборных сцен не все получилось так, как им хотелось. И вот теперь за них приходится отдуваться Токаеву. Да не только за „отстрел" Кажегельдина и связанную с этим неполновесную альтернативность. Как явствует из пресс-релиза ОБСЕ, у этой международной организации также вызывает озабоченность отсутствие равного доступа к средствам массовой информации в Казахстане и запугивание избирателей с целью добиться их поддержки для действующего президента. К огорчению главы внешнеполитического ведомства, этого тоже никакими словесными наворотами затушевать невозможно. Так, немыслимо скрыть то, как игнорировали пропрезидентские СМИ Акежана Кажегельдина, когда он решился баллотироваться на пост главы государства. Более того, развернулась травля его тиражированием сомнительного компромата. Естественно, таким образом запугивался и запугивается электорат опального экс-премьера, вынужденного обращаться за поддержкой в международные организации и через западные СМИ доказывать, что он не подводит свой народ, а наоборот, желает принести пользу родной стране и соотечественникам; что он не коррумпированная личность, а признанный общественный лидер и международный менеджер, с которым считаются и встречаются политико-деловые люди из многих стран.
Между прочим, протест против запугивания электората в Казахстане выразил не только Кажегельдин. Об этом же высказался на одной из пресс-конференций лидер левых сил, зарегистрированный кандидат в президенты Серикболсын Абдильдин. Да и сам Назарбаев признал, что его ретивые исполнители иногда добровольность подменяли принуждением, в частности при сборе подписей. А принуждение, как известно, всегда нагнетание страха, от которого людям и без того уже невмоготу.
Из Осло главный дипломат вернулся с далеко неоптимистическим результатом. ДДИПЧ в связи с сомнениями в возможности проведения справедливых выборов в нашей республике прямо указал: Казахстан может серьезно подорвать свою репутацию страны, приверженной принципам демократизации. Это, прямо скажем, леденящий душ на головы тех, кто полагает, что наши выборы - это только наши правила игры. Между прочим, в этом духе высказался в "Панораме" завотделом внутренней политики администрации президента Ахан Бижанов. Цитируем: "Соизмеряя внутриполитический процесс с международными нормами, мы должны учитывать, что президентская выборная кампания - это внутреннее дело страны..." Может, так бы хотелось власть предержащим, однако не прислушаться к мнению ОБСЕ немыслимо. А ДДИПЧ резонно считает: в Казахстане нужно отложить президентские выборы для того, чтобы обеспечить достаточное время для подготовки действительно демократических выборов. Кстати, это в принципе совпадает с требованием оппозиции, сплачивающейся вокруг Кажегельдина и создающей свою Республиканскую партию честного выбора, цель которой - через справедливые выборы сделать власть ответственной перед народом, обеспечить гражданам чувство уверенности в завтрашнем дне, достойную жизнь.
Словом, ОБСЕ прибавила головной боли нашей власти. Скорее всего, неутешительным для руководства страны окажется и визит Токаева в США, начавшийся 7 декабря. Там ему тоже не светит доказать недоказуемое - будто бы власть Казахстана обеспечит полновесно альтернативные и честные президентские выборы. К тому же с американской стороны уже последовали упредительно - пессимистические высказывания относительно справедливости выборов в нашей республики. Да вряд ли и главный дипломат верит в успех своей миссии, но послали...
Что же дальше? По мнению аналитиков, президентские выборы действительно нужно отложить, дабы не оказались совсем пустым звуком заклинания Назарбаева и его окружения, что Казахстан привержен демократическим ценностям. И чтобы у населения была возможность избрать достойного президента не из ограниченного властью круга претендентов, а из самых достойных соперников.
Пока же просто некрасиво видеть и слышать, как приближенные к Назарбаеву лица, восхваляя его, трезвонят, что за незаменимого хозяина страны хоть сейчас готовы проголосовать - 85 % электората. Выходит, трое остальных претендентов, лишь создают игровой фон ему. "Нет, ребята, все не так", - как сказал бы Высоцкий.
Между прочим, чем упорнее и назойливее наши власти пытаются убедить казахстанцев и мировую общественность, что президентские выборы у нас будут открытыми и честными, чем чаще направляются для этого дипломатические миссии за рубеж, тем больше тает надежда на справедливость этих выборов.
9 декабря 1998 года
TNVP