Оглушительная победа с потерей лица

Александр РУБЦОВ,

Московские новости 22-29 ноября 1998г., 46(963)

В свое время в Казахстане под Семипалатинском был полигон союзного значения (не под Москвой же рвать экспериментальные заряды). Теперь российская пресса превратилась в полигон предвыборной политики Казахстана. Все - как перед нашими, домашними выборами: мигрируют эмиссары, работают деньги и связи, издания выдвигаются на линию огня... На территории России ведется избирательная кампания соседнего государства. Это дважды объяснимо. В Казахстане, с его сорока процентами русских, от позиции нашей прессы зависит слишком многое. И наоборот, политический процесс в Казахстане немало значит для России - для ее перспектив в регионе, стабильности на юге и пр. Есть и более прозаические мотивы: скандальность материала и материальный интерес. Заказуха видна невооруженным глазом. Но хватает и спонтанной активности: слишком хороши сюжеты - стрельба по конкурентам, поджоги редакций и избиения активистов, нерегистрация кандидатов, давление на прессу - на грани и за гранью уголовщины.

ДЕТОНАТОР

Скандал стартовал с неожиданного переноса президентских выборов. Сначала у нас написали, что Назарбаев выдвинул сенсационные инициативы по демократизации , а вдруг расхрабрившийся парламент вынудил его скоропостижно переизбираться. Потом дошло, что парламент этот - сугубо карманный и никакой режиссуры, кроме президентской, здесь быть не может. Всплыли мотивы: популярность Назарбаева падает, на пороге кризис, протестный потенциал растет, поэтому ждать до 2000 года, мягко говоря, неосторожно. По главному оппоненту Назарбаева, бывшему премьеру Акежану Кажегельдину, два раза выстрелили. Потом его два раза осудили за административное нарушение, за что один раз не зарегистрировали кандидатом. На вопрос, заданный Аскару Акаеву, не связан ли спешный перенос выборов с желанием упредить раскрутку Кажегельдина, Акаев с восточной уклончивостью ответил: Вполне возможно . Это вполне возможно в устах родного свата Президента РК стоит мнений всех наших и не наших аналитиков вместе взятых. Однако остается неясность. Да - конкурент. Да - отнимет голоса. Но молниеносный характер кампании и свое государство гарантируют Назарбаеву, как минимум, защиту от поражения. На худой конец, оригинальное выборное законодательство страны фактически позволяет ему отменить результаты выборов. Беда в другом. Кажегельдин не просто стал детонатором обвального политического процесса в Казахстане. Он создает ситуацию, в принципе неприемлемую для режима, в котором легальная, системная оппозиция не предусмотрена как таковая. Харизма и рейтинг Назарбаева во многом держатся на отсутствии альтернативы. С появлением таковой падение популярности президента может ускориться с непредсказуемым результатом. Политическая опора Назарбаева - иерархия лично им назначаемых чиновников разных уровней и функций - надежна лишь до поры. Они зависимы и запуганы, что хорошо. Но потому они втайне мстительно озлоблены, что хуже. В ближайшее время Назарбаев должен отдать на заклание нескольких из них - отчасти сняв с себя ответственность за положение в стране и выстроив остальных перед выборами. Это их временно мобилизует, но любви к отцу нации не прибавит. Опасная перспектива: они ничто перед президентом, каждый в отдельности и малыми порциями, но он сам ничто перед ними, если они договорятся за кадром . В этом раскладе не хватает только, чтобы Кажегельдин как официальный кандидат в президенты разъезжал по регионам. В общем, установка на то, чтобы любыми средствами остановить Кажегельдина еще на этапе регистрации, комична со стороны, но мудра по сути.

ВОСТОК ЕСТЬ ВОСТОК. НО ЗАПАД ЕСТЬ ЗАПАД

Остановить соперника на старте в принципе несложно, если бы не одно обстоятельство. В отличие от своих соседей по региону Назарбаев не может позволить себе выглядеть модернизированным восточным деспотом. Точнее, Казахстан не такая страна, которая может позволить своему лидеру подобное - и по национальному составу, и по внешним связям. Утрату международной репутации ему не простят и сами казахи, готовые терпеть нищету, но иметь уважаемого президента уважаемой страны. Поэтому политика официальных и неофициальных властей Казахстана внутренне разорвана. Президент подписывает международные соглашения и берет на себя обязательства по соблюдению правовых норм. Но при этом не может соблюсти эти нормы хотя бы ради внешнего приличия, не создавая для себя ситуации, потенциально непредсказуемой. Так в деле обозначился еще один фигурант - Госдепартамент США. Сначала по поводу странного переноса выборов была выражена озабоченность . Потом официальный представитель посольства США лично посетил сотрудницу Кажегельдина Елену Никитенко (по-видимому, чтобы выслушать рассказ женщины о том, как ее долго запугивали, уволили из университета и жестоко избили). Наконец, в последнем заявлении госдепа в жесткой, почти ультимативной форме было указано на несоблюдение Казахстаном ряда международных соглашений. Это заставило начать корректировку формы, работу над упаковкой.

ЭТО НЕ Я. НО Я БОЛЬШЕ НЕ БУДУ

Судя по последним публикациям (хотя бы по статье Александра Будберга в Московском комсомольце ), теперь отмывание выборов будет проходить под лозунгом А царь не знал . Все попытаются списать на не в меру ретивых функционеров среднего звена . Назарбаев не знал, что его главного конкурента осудили за участие в учредительном собрании незарегистрированной организации За честные выборы . Не знал, что зам. начальника КНБ выступает в парламенте с ни чем не подтвержденной и тут же опровергнутой информацией о следствии Интерпола в отношении Кажегельдина. Не знал, что телефоны команды Кажегельдина прослушиваются, а за ним самим неотлучно и открыто следует наружка казахстанских спецслужб. Не знал, что Кажегельдину объявлено о решении изъять заграничные паспорта у него и членов его семьи. Не знал, что Кажегельдин начисто отрезан от электронных СМИ, а поддерживающие его газеты громят если не КНБ и прокуратура, то налоговая полиция, руководимая зятем президента... Теперь, скорее всего, воспоследуют гневные требования Назарбаева навести наконец порядок в избирательной кампании. Возможна и трехходовая комбинация. В свое время главный прокурор сообщил о возбуждении уголовного дела сразу против всей казахстанской прессы. Затем весь в белом возник президент и лично защитил несчастных. А потом сам же подписал закон о национальной безопасности, в отношении СМИ на порядок более зловещий, нежели наезд прокурора. Когда же собрать подписи будет уже и вовсе нереально, Кажегельдина начнут душить в объятиях, затягивая в кампанию. Назарбаев уже объявил, что не знал об отстранении Кажегельдина и намерен лично обратиться... в районный суд. А пока суд еще раз оштрафовал Кажегельдина. Не иначе, без ведома Хозяина

ЗЛОБНЫЙ ФОРМАЛИСТ

Последние заявления Кажегельдина показывают, что по крайней мере в эту петлю он совать голову не намерен. После того, как его первую апелляцию отклонили, он неожиданно перешел в контратаку. Ему уже мало отмены своего приговора. Он требует восстановить прежний статус всех, кто по нынешнему закону лишен возможности избираться в органы власти любого уровня. Назарбаевская сторона оказывается перед двумя вариантами, которые оба хуже . Не удовлетворить эти требования - нет приличествующих и даже хотя бы видимых оснований. Но удовлетворить их - значит автоматом выйти на отмену этих выборов и назначение новых, с новыми сроками и другими правилами игры. На этот случай в заявлениях Кажегельдина заложена еще одна мина. Он требует принятия нового закона о выборах (пока в Казахстане действует указ президента с поправками парламента). И хуже того - призывает провести международные общественные слушания по поводу правовой основы и политической практики нынешней предвыборной кампании. Мы становимся свидетелями столкновения спецслужб и судебных органов со стороны Назарбаева и неслабой команды юристов (в том числе российских и американских) - со стороны Кажегельдина. Исход этой борьбы покажет будущее.

ПРОГНОЗ

Требования бывшего премьера не удовлетворят, поскольку стыдно и поздно. Выборы не перенесут, и они пройдут без Кажегельдина. Назарбаев в жестокой борьбе с несколькими малосильными выдвиженцами победит своего коллективного Оболенского (если кто еще помнит отчаянного соперника Горбачева). Это принесет ему такую моральную и политическую пользу, что 11 января 1999 года скорее будет напоминать известное празднование нового политического года в России. Кажегельдин перейдет от избирательных технологий к политическим. Казахстанцы получат-таки либо системную оппозицию, либо партию в изгнании, которая будет набирать очки по мере ухудшения обстановки в стране. Что особо значимо в преддверии парламентских выборов следующего года. Назарбаеву придется либо поступаться полнотой власти, либо и дальше нагнетать репрессии, теряя то, что останется от лица цивилизованного политика после оглушительной победы на выборах-99. Когда состоятся следующие президентские выборы - неясно, но необязательно через семь лет. Только что введенное отсутствие возрастного ценза - вещь, конечно, приятная для Назарбаева, но не во всех отношениях. К тому времени социально-экономическая и политическая ситуация в стране может измениться настолько, что фактически безальтернативной кандидатурой может оказаться уже Кажегельдин.

"451 по Фаренгейту" декабрь 1998 года

TNVP