Генерал не заплатил за свой мундир
Адиль Урманов
Показательные выступления на публику кандидата в президенты Гани Касымова как бы должны вбить в наши головы почти рекламные слоганы: "Закон надо чтить" и "Для простого человека мне ничего не жалко". Однако на поверку оказывается, что некоторые свои предвыборные обещания генерал не выполняет уже сейчас. Как стало известно "НП
", почти все нынешние казахстанские поставщики силовых ведомств до сих пор не получили расчета за свою продукцию.Академия моды "Сымбат" - в их числе. Ее продукция была вне конкуренции практически по всем позициям. В итоге предприятие получило право на контракты на поставку обуви для Таможенного комитета (стоимость 6 миллионов 883 тысячи тенге), пошив обмундирования для офицеров КЧС (1 миллион 256 тысяч тенге) и изготовление погон для Внутренних войск и КНБ. Это те контракты, по которым академия могла начать работу немедленно.
Условия оказались достаточно жесткими: предоплата в размере 15% от общей суммы, срок выполнения заказа - два месяца, полная оплата - по выполнении всего объема работ. Там же, на тендере, было объявлено, что государство уже выделило на закупки 1 миллиард тенге.
Только через два месяца были подписаны договоры непосредственно с заказчиками и были выяснены предъявляемые ими условия. В частности, генерал Касымов лично утвердил образцы сапог для своих офицеров, подтвердив качество. Для личного состава КЧС решили шить форму по индивидуальным меркам.
В августе к отправке был готов последний, третий, вагон с обувью для Таможенного комитета. Предварительно президент академии Сабыркуль Асанова позвонила в Астану и поинтересовалась, когда будет оплачен товар. Ответ обнадежил: в течение 15 дней по получении груза. С тех пор таможня хранит гордое молчание. Все телефонные звонки от поставщика перенаправляются на одного человека - некую Нуйгайрат Сейткенову. Она упорно скрывает свою должность, но не отрицает, что именно она ведает этим делом. Другие должностные лица, заместители председателя, да и сам генерал Касымов, "срочно выехали" или "сейчас подойдут" в течение вот уже трех месяцев.
В результате перед Академией моды встала реальная угроза банкротства. Для выполнения заказа академия взяла краткосрочный кредит в 8,5 миллиона тенге, за который сегодня она расплатиться не в состоянии. Банк-кредитор выставил штраф. За неуплату налогов счет арестован. Используя последний шанс, Сабыркуль Жайлабековна пошла на военную хитрость. Она отправила письмо-поздравление кандидату в президенты Гани .Касымову, напомнив его обещание поддерживать отечественного производителя. И попросила рассмотреть ее дело. Ответ пока не пришел.
Академия готовится подать в суд на Таможенный комитет. Необходимо лишь выждать положенный после подачи претензии срок. Г-жа Асанова собирается не только потребовать заработанные деньги, но и штраф за несвоевременную оплату. Сумма санкции должна составить полторы ставки рефинансирования, установленной Нацбанком, что составляет 30 процентов от всей суммы.
КЧС также не оплатил свои долги, но простое человеческое слово его представителя пока сдерживает Сабыркуль Жайлаубековну от востребования денег через суд. КНБ повел себя наиболее честно. Его тыловики предупредили, что денег у них сейчас нет и заказ они пока разместить не в состоянии. Правда, "Сымбату" от этого не легче, так как академия успела купить все необходимое под ожидаемые заказы.
P.S. 4 декабря заместители президента академии сумели все-таки выловить председателя Таможенного комитета на его встрече с избирателями. Им даже удалось принародно вручить ему свое письмо-просьбу. Гани Касымов со словами: "Таможня имеет ежемесячный доход в 25 миллионов. Поэтому пять миллионов мы сможем найти", оставил на письме свою резолюцию: "Бух. Сейткеновой. Оплатить".
Радостные сымбатовцы отправились к г-же Сейткеновой, но та оказалась неумолима: "Денег нет. Оплачивать мы не будем".
“Новое поколение” 11 декабря 1998 года
TNVP