А контролеры кто?
Аманжол РАЕВ
Какой-то инерционной и блеклой стала кампания по выборам президента в нашей республике. Похоже, что электорат в своем большинстве и некоторые претенденты на кресло хозяина страны почувствовали ее бессмысленность, поскольку государственная машина, обслуживающая одного незаменимого кандидата, уже по сути свела предстоящие выборы к перевыборам Нурсултана Назарбаева. В этих условиях практически отпала необходимость во временно созданном Комитете по контролю за выборами президента, так как его деятельность ни на что повлиять не может. Однако он пытается привлечь к себе внимание, создает видимость, будто бдит за проведением предвыборных процедур от Астаны до самых до окраин, за соблюдением выборного законодательства. Более того, председатель столичного комитета Еркен Нурпеисов в интервью "Панораме" сообщил, что по мере приближения даты выборов работы прибавляется, призвал представителей различных организаций принять в ней участие и даже предположил вероятность вхождения в комитет оппозиционных групп, тех, которые пытались образовать свое движение "За честные выборы".
На первый взгляд кажется, что тут есть нечто заманчивое. Конечно, важно то, что г-н Нурпеисов вспомнил о движении "За честные выборы", организаторы которого, как известно, подверглись репрессиям со стороны правоохранительных органов и даже лишились возможности участвовать в президентских выборах. Поскольку даже председатель комитета по контролю за выборами президента высказался о возможности сотрудничества с активистами упомянутого движения, значит, вопреки зажиму властей, оно само и его идеи живут, обретая все больше сторонников. Да, эту общественно значимую идею, это выстраданное и крайне необходимое в нашем недемократическом и неправовом государстве движение не заглушить и не замолчать. Но возможно ли вхождение приверженцев этого движения в комитет? Как мы выяснили, такое "вхождение" неприемлемо по ряду обстоятельств. Во-первых, комитет вольно или невольно практически превратился в еще один инструмент поддержки действующего президента.
Как отмечают наблюдатели, в него в основном вошли те, кто ранее подписывал обращения к Назарбаеву с просьбой вновь выдвинуть свою кандидатуру на пост главы государства и кто теперь агитирует людей за его переизбрание. Что ожидать от таких "контролеров", которые даже постарались не заметить то, что узрел сам президент и назвал "медвежьей услугой"? А куда смотрел этот комитет, когда власти явно вытесняли из президентской гонки реального претендента на пост главы государства Акежана Кажегельдина?По положению, комитет должен бы вскрывать нарушения, допускаемые ретивыми исполнителями, окружением президента в ходе предвыборных процедур, информировать об этом общественность, международные организации. Однако не от этого органа, а от Департамента демократических институтов и прав человека ОБСЕ мы узнаем, что в республике имеет место запугивание избирателей с целью добиться их поддержки действующего президента, не обеспечивается равный доступ претендентов в президенты к средствам массовой информации. Да и вообще выборы в Казахстане противоречат принципам ОБСЕ.
Так можно ли объединить даже не шипящего ужа с колючим ежом, каким могло стать движение "За честные выборы"? Нет, его приверженцы ни в какую не хотят оказаться под колпаком явно пропрезидентского комитета. Не приемлют они "ужиного ползания". Между прочим, руководители комитета иногда кичатся, что их орган - единственный, кому доверено контролировать ход выборов президента. Но разве от этого легче демократическим силам, таким оппозиционерам, как Акежан Кажегельдин? Конечно же нет. И "единственность" комитета - это то же порождение автократии, напрочь изжившей себя. Следует иметь в виду, что временный комитет обречен самораспуститься после 10 января. Значит, он, как бабочка-однодневка. А вот движение "За честные выборы" формировалось как долговременное и способно быть таковым. К сожалению, как отмечалось на конгрессе демократических сил Казахстана, состоявшемся в Москве, власти до сих пор его не регистрируют, а с инициаторов движения не снято клеймо "административных правонарушителей". Если это не иезуитство, то что же?
Между прочим, принцип "запретного плода" все больше срабатывает в пользу движения "За честные выборы". Его инициаторы участвовали в упомянутом конгрессе демократических сил Казахстана. Если сегодня приверженцев этого движения тысячи, то вскоре их может стать десятки тысяч. Они намерены войти в новую политическую организацию - Республиканскую народную партию, председателем оргкомитета по созданию которой является Акежан Кажегельдин. Именно с этой партией приверженцы движения "За честные выборы" связывают свои надежды (в общем-то, надежды всех демократических сил) на то, что это движение состоится и разовьется, что оно станет важным институтом реальной демократизации общества - через действительно свободные и справедливые выборы. Полагаем, что это не только ежу понятно.
15 декабря 1998 года
TNVP