Так снимет ли Абдильдин свою кандидатуру?
Владимир КНЯЗЕВ
Анализируя ситуацию вокруг предвыборного марафона, "Караван" уже писал о возможном снятии своей кандидатуры лидером коммунистов Серикболсыном Абдильдиным. Благо, что объективных причин для схода с дистанции кандидата от КПК воистину хоть отбавляй. Здесь и отсутствие конкретной программы (декларативные лозунги, прямо скажем, не в счет), элементарный дефицит средств да и, по большому счету, мизерное количество сторонников "самой общенародной партии".
Вопрос, по сути дела, заключался в другом - как обставит свой отказ от кандидатства сам господин Абдильдин? И здесь одним из вариантов развития событий могла стать шумная кампания, развернутая где-то ближе к концу декабря. В лучших традициях непризнанных диссидентов один за другим следовали бы заявления об ущемлении прав кандидата от компартии, которому либо эфирного времени на телевидении меньше положенного выделили, либо в газетных площадях для полноценной агитации отказали. А посему, дескать, как в таких условиях можно вообще говорить о честных выборах? Так что не обессудьте, дорогие однопартийцы, как говорится, всем спасибо, все свободны...
Что ж, в этом случае Серикболсын Абдильдаевич вполне мог бы рассчитывать на сочувственное кивание сторонников, а впоследствии при каждом удобном поводе картинно разводить руками - хотел, мол, как лучше, а получилось, увы, как всегда.
Но вот незадача - никаких препятствий для предвыборной агитации вождя КПК почему-то никто чинить не собирался. Желает, к примеру, кандидат Абдильдин пообщаться с журналистами - пожалуйста, к его услугам Национальный пресс-клуб, нужно ему оповестить электорат об очередной идее - так ни один телеканал еще не заявлял о своей коммуннофобии. Короче говоря, все условия для нормального соперничества с остальными претендентами у бывшего председателя Верховного Совета налицо. Как говорится, было бы желание.
Впрочем, пока о снятии своей кандидатуры Серикболсын Абдильдаевич еще не заявлял. Мало того, на своей последней пресс-конференции он выступил ну совсем уж с неожиданным предложением.
По его мнению, другому кандидату на пост президента, Нурсултану Назарбаеву, необходимо заключить с ним некое соглашение о введении в состав избирательных комиссий по 2-3 человека от оппозиции.
А обосновывается сей маневр опасением, что при подсчете голосов сотрудники избиркомов могут что-нибудь недосчитать. Сфальсифицировать итоги, иначе говоря. Ну а если при процедуре подсчета будут присутствовать поклонники КПК, то, глядишь, победа, что называется, не за горами.
А задумывался ли лидер КПК о том, что его предложение попросту антизаконно? Ведь как ни крути, но какое право имеют кандидаты (и в том числе действующий президент) формировать состав избирательных комиссий? Да и вообще, в честь чего избиркомы должны превращаться в филиалы партийных организаций при том, что основную массу казахстанского общества составляют люди, далекие от политических интриг и страстей?
С ходу напрашивается здесь и еще одно предположение - а тем согражданам, кто сейчас входит в состав девяти тысяч казахстанских избиркомов (между прочим, в них работают учителя, врачи, инженеры, пенсионеры), компартия, выступающая от имени всего народа, попросту не доверяет?
Вопросов, как видим, много. Хотя, смею предположить, ответ на них кроется совсем в другом. Господин Абдильдин прекрасно понимает, что как только он введет в состав комиссий своих сторонников, то же самое захотят сделать и другие кандидаты. Гани Касымов наверняка потребует, чтобы в числе контролеров присутствовали милые его сердцу таможенники и "челноки", а Энгельс Габбасов привлечет экологов и сотрудников природоохранных прокуратур.
Ну а дальше вообще все элементарно. Горячие сторонники того или иного кандидата активно начнут лоббировать "свои" интересы, а избирательные участки больше всего будут смахивать на соревнования по перетягиванию каната.
Бушующие страсти и поднявшаяся суматоха вряд ли способствуют нормальной работе избиркомов, а значит, любой из неудавшихся кандидатов может впоследствии спасти свое политическое лицо заявлениями о неправильности итогов выборов.
Что ж, сохранить свой имидж при таком раскладе, может, и удастся. Но только стоит ли в угоду личным амбициям стараться всеми правдами и неправдами сорвать важнейшее событие для всей страны?
И не проще ли, трезво оценив ситуацию, озаботиться не популистскими движениями, а вплотную заняться разработкой программных документов той же КПК (если, конечно, господин Абдильдин вообще желает сохранить такую партию). А там, глядишь, со временем у Серикболсына Абдильдаевича и появится реальная возможность выступать от имени и по поручению... Ибо на сегодняшний день (и недавнее заявление лидеров "Азамата" лишнее тому подтверждение), по большому счету, господин Абдильдин представляет самого себя. Что, согласитесь, маловато будет...
“Караван” 17 декабря 1998 года
TNVP