Досрочные выборы - досрочная победа
Бахытжамал БЕКТУРГАНОВА, президент АсиП
Что дальше
Досрочные выборы, назначенные на 10 января 1999 г., - факт, номинально свершившийся. Подождем его календарного подкрепления. В массе горожан постепенно утрачивается интерес к этому событию. Потянулась вереница дней, заполненная разного рода текущими заботами, предновогодними хлопотами. Редко где вспоминают о скоропалительных решениях Парламента, незадачливой попытке экс-премьера потягаться силами с казахстанским "Левиафаном". Всем все понятно. Похоже, надо быть лидером КПК, чтобы еще питать иллюзии завышенных ожиданий 70-процентной поддержки избирателей в государстве, чья жизнедеятельность напрямую зависит от личности президента.
Вряд ли кто-то всерьез станет поддерживать руководителя-дилетанта в условиях, когда в любой момент могут обостриться наши "домашние" проблемы под давлением мирового и российского кризиса.
Люди, вполне понимающие, что для казахстанской экономики грядут тяжелые времена, поддерживают кандидатуру Н. Назарбаева.
Многие ожидают, что политическая ситуация в стране после президентских выборов будет куда более "подогретой", чем накануне их проведения. По сравнению с нынешней осенью осень 1999 г. обещает стать беспокойным временем. Частично это связано с предстоящими выборам и в Парламент, новым перераспределением портфелей в правительственном кабинете, выборами в маслихаты. Скорее всего, "зоны политической нестабильности" будут возникать вокруг этих вопросов.
Однако аналитиков уже сейчас должен беспокоить масштаб политической нестабильности и во что он обойдется обществу, будет ли нестабильность временной, как в ситуации с президентскими выборами, или перейдет в хроническую форму?
Очевидно, что с приходом оппозиционных партии в Парламент альянс между Президентом и Парламентом становится маловероятным.
Социальные (включая экономические, политические) проблемы придется решать в системе, зарезервировавшей за действующим Президентом совершенно особое место и не обещающей ему стабильной поддержки.
Количество и сложность нерешенных проблем, стоявших перед Н. Назарбаевым в начале его президентства, перекочуют с ним на новый срок. В обозримом будущем наша политика будет состоять из старых и вновь возникших вопросов, злободневность которых опять же востребует пожарные методы борьбы с ними. Политика станет еще менее предсказуемой и сложнее, а конфликты жарче.
Это потому, что наша политика не разрешает проблемы, а лишь их устраняет, порождая взамен ликвидированных множество новых.
Президенту придется действовать в "зонах напряженности". Эффективность проводимого им курса реформ будет требовать от него непопулярных и болезненных решений. На этом пути он подвергает себя долгосрочному риску: легкая победа на выборах обратит лично на него разочарование и недовольство избирателей ухудшением положения дел в стране.
Немногие из потенциальных избирателей Н. Назарбаева, кто придет на выборы 10 января 1999 г., имеют основание быть довольными результатами реформ. Из числа, опрошенных в 1-й декаде декабря алматинцев таковых лишь 5,8%. Остальные придут с надеждой, что легитимно избранный Президент поможет им "отыграть назад" ситуацию пата, в которой оказалось неимущее большинство.
Конец 90-х гг. передаст в наследство 2000 г. бурные политические дебаты.
Главным вопросом для страждущих останется: действительно ли "замораживание" социальной сферы и неплатежи - единственные средства подавления инфляции?
Напряжение, нагнетаемое отсутствием ответа на этот вопрос, будет возрастать, а облегчения не предвидится.
В 1-й декаде декабря опрошенные алматинцы отмечали:
(% от числа опрошенных)
Все не так плохо и жить можно 10,5
Жить трудно, но можно терпеть 19,5
Терпеть можно, но не долго 28,9
Терпеть наше бедственное положение уже невозможно 16,3
Затрудняюсь ответить 23,2
В декабре 1998 г. каждый 4-й опрошенный алматинец близко подошел к последней черте, за которой лежит исчерпание запасов терпения. Каждый 6-й его уже потерял. По сравнению с летним опросом АСиП в первой трети декабря в 1,5 раза вырос удельный вес респондентов, оказавшихся не в состоянии самостоятельно справиться со своим бедственным положением.
Что дальше?
А дальше - больше.
Международный контекст событий самым тесным образом привязывается к внутренней ситуации в Казахстане. Необходимость оплачивать внешние долги ляжет на плечи рядовых налогоплательщиков. Это сделает внешнюю политику РК одним из самых острых аспектов государственной жизни.
Повышенную эмоциональную окраску примет характер обсуждения вопроса о социальной защите населения. Это подольет масла в огонь политических cтрастей.
Остро обозначится такая конфликтная область, как трудовые отношения, безработица, неплатежи.
Начало нового десятилетия сулит нам "войну" на этом направлении (организованные формы эпотажа: митинги, забастовки, пикеты голодающих и т.д.). Поскольку лагерь труда активно сокращается, трудно предсказать, чем все может закончиться.
Пока власть успокаивает себя натянутыми аналогиями с "болезнями роста" всех реформирующихся ННГ. Пока эти аналогии "работают". Надолго ли?
Состояние казахстанского общества в оценках опрошенных алматинцев
(% от числа опрошенных)
Стабильное 5,3
Кризисное 49,5
Катастрофическое 14,7
Затрудняюсь ответить 29,5
Нет необходимости задаваться вопросом о том, чем запомнилась казахстанцам проводимая действующим Президентом страны социальная политика? 8,9% опрошенных жителей южной столицы ею довольны. Ограничимся этим, поскольку реальной альтернативы Н. Назарбаеву нет. Наша система существует в сильнейшей зависимости от президентской воли и его указов, имеющих силу закона. Для чиновников это служит защитным "зонтиком", т.к. практически никто из них ни за что не отвечает.
Думается, забота о себе, а не об общественном престиже президентской власти заставляет чиновников обеспечивать досрочные выборы Президента РК. Обеспечивая формальную поддержку лидерства Н. Назарбаева, они тем самым расшатывают гарантии ею фактического лидерства.
Рейтинг престижа действующего главы государства пошел вниз, Пресса потихоньку начала "покусывать" его. Пока ему просто за счет личных качеств (воли, авторитета, опыта) удается отсрочить неприятности, но не исключить просчеты.
Досрочные выборы - это неудача. Попытка использовать властную ставку в качестве ориентира эффективной политики может быть случайной ошибкой для дилетанта, но для политика с опытом - это просчет. По-видимому свою роль в этом просчете сыграл следующий аргумент: сегодня еще можно удержать власть, завтра - когда станет еще хуже, это сделать труднее.
Главная составляющая риска при допущенном просчете - необратимость. Ошибочное решение, когда запущен "маховик", нельзя отозвать назад, переиграть, подкорректировать.
"Доброкачественность" экспертизы, с точки зрения власти, обеспечивается предварительной оценкой общественного эффекта решения, т.е. "оценкой желаемого результата со стартовой позиции". То, что происходит сейчас, не похоже на планирование "от намеченной цели".
В долгосрочной перспективе над общественным престижем президентской власти нависла вполне осязаемая угроза - рост разочарования обманутого в своих ожиданиях населения.
Пока эта угроза из-за отсутствия "обратной связи" с населением воспринимается окружением Президента, да и им самим как "отложенная". Хочется надеяться, что те 7 лет, которые записаны в актив президентских полномочий, станут для Н. Назарбаева периодом максимально возможных эффективных действий.
Как говорил Маккартур: "У победы нет суррогатов". И эту фразу с полным правом можно отнести к нашему Президенту.
Пока он один в поле воин. Оппозиция же не отвечает своему понятию.
"Время по Гринвичу" 18 декабря 1998 года
TNVP