Открытое письмо президенту Республики Казахстан г-ну Назарбаеву
Такежан Шалдуарова
Уважаемый Нурсултан Абишевич!
Можно (с небольшой натяжкой ) сказать, что я - среднестатистическая казашка, на пять лет моложе Вас, коренная алматинка, имею дипломы, в том числе - кандидата наук и доцента, замужем, муж - доктор наук, профессор (оклад - 130 долларов), у нас есть дети (20 и 13 лет), 85-летняя мать (пенсия - 2700 тенге), вырастившая для страны 5 специалистов высокого класса различных специальностей (средняя зарплата - 500 долларов). Я - специалист по языкам - профессионально владею русским и несколькими западными языками, как большинство моих соотечественников, выросших в городе, я - русскоязычная казашка, владеющая русским языком лучше русских, но хуже всех языков я, как это ни печально, знаю мой родной казахский. Но обо мне никто не может сказать, что я - ни русская, ни - казашка, я - так же, как и Вы, - евразийка, как зеницу ока хранящая и передающая своим и чужим детям (моим студентам) бесценные знания по европейской (в том числе русской) и тюркской культурам.
В советские времена из-за моей "просвещенности" ... а в особенности из-за того, что я владела иностранными языками, я была "невыездная"
Мое мировоззрение было взращено советской школой (которая давала лучшее среднее образование в мире) и отцом-коммунистом, человеком, которого в 60 - 70-е годы знала вся республика. Сама я никогда не была коммунисткой, хотя мне неоднократно предлагали вступить в партию, так мой пост заведующего кафедрой подразумевал членство в КПСС. В советские времена из-за моей "просвещенности" в области реалии жизни Запада и врожденной непосредственности, а в особенности из-за того, что я владела иностранными языками, я была "невыездная" - официально это не объявлялось, но каждый раз, когда я собиралась на учебу или на стажировку, мне отказывали по иезуитским причинам - "потерялись документы", "перепутали сроки" и т.д. В нашей семье, как и во многих других, было всякое - и радость, и беда, но никогда, несмотря на важный номенклатурный пост моего отца, в семье не было двуличия и лицемерия, будучи детьми, мы даже и не подозревали, что наш отец - важная персона, так как жили скромно, никаких излишеств в нашей жизни не было, никогда в семье, во всяком случае в присутствии детей, не велось разговоров, относившихся к работе отца. Единственное, что нами было усвоено с детства, - человек должен учиться, работать и жить честно - в первую очередь - для себя, а в итоге - для государства. Не все получилось так, как того хотел отец, - один из наших братьев живет с семьей за океаном, один - пьющий безработный, постепенно превращающийся в бомжа. У нас есть близкие родственники, проживающие в казахских аулах всех регионов. Среди нашей близкой родни есть русская келин, проживающая с двумя детьми в Москве и, хотя она в разводе с нашим племянником, мы поддерживаем с ними связь - дети-то наши, носящие казахскую фамилию, к тому же наша русская келин - очень добра и воспитана так, что даст фору любой городской казашке в части соблюдения наших национальных традиций. Среди моих самых близких подруг, ставших уже как мои cecтры, - кореянка, казашка и русская. Сообщаю все это для того, чтобы было ясно, что мне понятны и близки проблемы различных слоев граждан нашей страны.
В начале 90-х самые просвещенные граждане Европы, никогда прежде не слышавшие о Казахстане, сегодня при словах: "Я из Казахстана" говорят: "О-о-о! Назарбаев! Алматы! Каспий!"
Я - не политизированный человек, но как гражданин суверенною Казахстана интересуюсь всем, что происходит в стране и мире, - иногда езжу за границу, но, в основном, информацию получаю из казахстанских, российских и зарубежных СМИ. Анализ политико-экономической и социально-культурной ситуации в Казахстане не является целью настоящего письма, я буду касаться этих вопросов, исходя из необходимости. Очень важен тот факт, что у меня, несмотря на мое образование и мою более или менее политическую просвещенность, как и у многих бывших советских людей, - патерналистский менталитет (в чем я не вижу ничего плохого). Это объясняется этническими особенностями организации жизни наших предков, которые были выработаны в течение веков. Также важно то, что я, как и все казахстанцы, не на словах, а на деле бережно охраняю и в повседневной жизни как могу приумножаю наше главное богатство - мир и согласие, также в течение нескольких веков созданные на основе толерантности и комплиментарности народами, живущими в Казахстане. Мы ценим Ваши усилия дальновидного политика, когда Вы стараетесь распространить идеи и опыт евразийства Казахстана на постсоветском пространстве.
Уже очень давно я хотела встретиться с Вами, вначале - чтобы поговорить с Вами, обменяться мнениями, позднее - чтобы рассказать о том, о чем Вам, по моему мнению (не знаю по каким причинам), не докладывают. Я уверена в том, что Вы не пренебрегаете такими встречами, так как знаю - мнение любого гражданина страны, за которую Вы несете ответственность, очень важно для Вас. Очень жаль, что Вы настолько перегружены работой и Baм приходится довольствоваться встречами, организованными заранее или же с какой-нибудь, необходимой для государства целью. Через газету, которую считаю самой профессиональной и объективной, обращаюсь к Вам, мой уважаемый и все еще любимый Президент и прошу Вас лично прочитать его до конца.
Мое отношение к Вам претерпело и продолжает претерпевать если не особо сложную, то во всяком случае, показательную (так как многие граждане одного со мной социального происхождения и статуса чувствуют то же самое, что и я) эволюцию.
В 1993 году я повесила в своем рабочем кабинете большой Ваш портрет, который, несмотря на переезды моего офиса, вновь занимал свое почетное место на торе.
Когда Вы стали Президентом, я была просто влюблена в Вас - представляемая Вами моя молодая страна, шаг за шагом преодолевая трудности, вместе со всеми нами взрослела, умнела и крепла, возбудив сначала интерес, а затем завоевав и уважение удивленного скептического мирового сообщества. И было от чего - признание Казахстана в качестве полноправного международного субъекта, вхождение РК в ООН, ОБСЕ, ЕС, ОЭС и другие важные международные институты, да что говорить - все признают, что Вы - гений внешней политики! В начале 90-х самые просвещенные граждане Европы, никогда прежде не слышавшие о Казахстане, сегодня при словах: "Я из Казахстана" говорят: "О-о-о! Назарбаев! Алматы! Каспий!" В 1993 году я повесила в своем рабочем кабинете большой Ваш портрет, который, несмотря на переезды моего офиса, вновь занимал свое почетное место на торе. На этом портрете удивительно точно передано состояние Вашей души эпохи перестройки - спокойный и пытливый ум, уверенность и отсутствие страха перед будущим, маленькая хитринка в умных глазах - все в Вас вызывало доверие.
Слова "еще" в моем письме - не случайны
Ваша эрудиция, способность и готовность учиться - спускаться ли с гор на лыжах, носить ли с шиком костюмы, быть ли реформатором - достойна восхищения. Как я гордилась Вами, тем, как Вы блестяще парировали вопросы (многие из них с подвохом), которые Вам задавали российские журналисты - носители (в той или иной степени) имперского отношения к народам бывших братских республик. Ваша убийственная фраза: "Казахстан больше никогда и никому не будет "младшим братом"", произнесенная с достоинством и решимостью, - вызвала восторг не только у казахов, но и у русских, и представителей других народов Казахстана. Еще в то время я была счастлива, что во главе моей страны стоит человек, не только вооруженный современными знаниями об обществе, он и настолько блестяще владеющий казахским и русским языками, что мы с мужем всегда звали и пока еще зовем друг друга к телевизору, чтобы вместе насладиться вашей блестящей речью, будьте на русском или казахском, - Вы одинаково отлично владеете не только самими этими языками налексическом, грамматическом или стилистическом уровнях, Вы - гениальный рассказчик и даже актер - никто не умеет так, как Вы - выдержать паузу, глянуть особым взглядом или придать голосу нужную модуляцию - природа и Ваши родители, вне всякого сомнения, создали исключительно одаренное, отмеченное благосклонной предопределенностью судьбы дитя. После передачи "Омир озен", посвященной Вам, мы укрепились во мнении, что Вы достойны огромного уважения и даже - восхищения.
Слова "еще" в моем письме - не случайны.
Спектакль в Парламенте... нам еще можно было переварить, нам... кто всегда верил Вам и оправдывал, или, вернее, отыскивал для Вас оправдание
Совсем недавно, после длительной внутренней борьбы, я сняла Ваш портрет, который, символизируя мое доверие к Вам как к Главе моего Государства, везде сопровождал меня. Иностранцы при виде Вашего портрета в моем кабинете очень удивлялись и восхищались отношением простой гражданки - не госслужащей - к своему президенту. Я гордилась тем, что не только американцы кладут правую руку на сердце при исполнении гимна Америки. Я сняла портрет. Этот жест не является свидетельством моего окончательного разочарования в Вас - были радость и разочарование, торжество и досада, гордость и обида за Вас.
Спектакль в Парламенте на тему: "Внесение поправок и дополнений в Конституцию", просьба о том, чтобы Вы баллотировались в кандидаты на пост Президента - нам еще можно было переварить, нам - многим гражданам с патерналистским менталитетом, кто всегда верил Вам и оправдывал, или, вернее, отыскивал для Вас оправдание, - ситуация аховая - кризис неумолимо напирает, безумно трудно поддерживать на приличном уровне курс тенге, уровень производства продолжает падать, народ скатывается к обнищанию, в связи с чем оппозиция - пенсионеры и коммунисты - все более активизируются - надо спешить, не то придет к власти кто-нибудь и начнутся непредсказуемые вещи - гражданская война и т. д. Мы не хотим голодать, но, прежде всего, мы хотим жить без войны. Иностранцы, сделавшие инвестиции (размер которых обычно преувеличивается, что, впрочем, тоже можно понять), гарантом которых являетесь Вы, - также хотят работать в условиях стабильности и, желательно, с наименьшим риском. Таким образом, все видят в Вашем курсе и программе прежде всего гаранта стабильности. И мы все понимаем, что Вы - не идеал, особенно - ваша экономическая политика - одна приватизация, которую народ метко окрестил "прихватизацией", чего стоит! Или инфернальная пенсионная реформа! Но таковы уж издержки прогресса стран, стоящих на пути развития". Коммунизмом на советский манер я сыта по горло, в отличие от моей ностальгирующей мамы. Одно ясно - при существующем положении дел и данном раскладе политических сил в государстве альтернативы Вам нет.
Когда начался спектакль с выдвижением в кандидаты в президенты страны - вы сделали то, чего я от Вас не ожидала никогда, - Вы испугались.
Очень много людей - гораздо больше, чем Вы думаете, - каждодневно размышляют о том, что происходит в Республике. Очень многие люди знают не только о том, что Вы являетесь "восьмым по богатству человеком на планете", но и то, что Ваш несостоявшийся ''соперник" А. М. Кажегельдин, будучи у руля, провернул несколько не дел, а "делишек" с выгодой для себя, но в ущерб нам, налогоплательщикам. Если об этом не трубили на всех перекрестках, это не значит, что никто не знает об этом. Но - считать деньги в чужом кармане - задача не из легких и не из благодарных. Мой Президент, Вы - не поверили нам, тем, кто верил в Вас со всеми вышеизложенными оговорками, тем, кто ни за что не стал бы голосовать ни за кого, кроме Вас.
Когда начался спектакль с выдвижением в кандидаты в президенты страны - вы сделали то, чего я от Вас не ожидала никогда, - Вы испугались
Коллективные письма советского образца и содержания с просьбой стать нашим Президентом, принуждение в школах родителей расписываться в списках в Вашу пользу - недостойно такого человека, как Вы. Портрет я сняла, когда на сцену вышел Гани Касымов - личность довольно-таки ординарная, другой на его месте, если бы ему за "актерское партнерство" светило впереди прощение за "шалости" на таможне, проявил бы гениальные актерские способности, а он даже вазу нормально метнуть и то не смог. Мне стыдно за Вас, мне стыдно за Ваших советников, придумавших этот фарс, и особенно, подобравших неудачную кандидатуру для его исполнения. Я читаю газеты и немного вижу, что делается вокруг меня, а контингент Г. Касымова - задушенные поборами челноки, несчастные больные дети и старики оперируют другими категориями (еда, одежда, деньги на лечение), а КТК их публично унижает в угоду уже не Вам, а Гани Касымову. Говорю так, потому что могу предполагать, что в эйфории "народной популярности" он можете вправду подумать, что достоин быть Президентом. Если у нас будет Президентом кто-нибудь вроде него - я тотчас же уеду из страны, хотя дороже Родины (мои родители, дети, работа, природа - это и есть моя родина) до сего дня у меня ничего нет.
Один из моих знакомых, человек приветствующий ваши реформы, никогда ничего общего с коммунистами не имевший, заявил мне, что будет голосовать за ... С. Абдильдина!
Нужно осмыслить все, что произошло, - своим участием в подобных недостойных действиях Вы значительно понизили свой рейтинг, а последние события, связанные с Вашим именем, - обращение Главы государства в Верховный суд суверенного государства с просьбой "помиловать" А. Кажегельдина - беспрецедентно и позорно - Вы показали, что государственный институт может пойти на компромисс, если с просьбой обращается некое значительное лицо, - уже не имеет никакого значения, что ответ, как и ожидалось, был отрицательным, так как это - тоже спектакль, который должен был свидетельствовать о демократии в нашей стране, а на самом деле показал, что закон зависит от первого лица, имеющего власть, - уверена, что если бы Вы предложили допустить к предвыборной кампании А. Кажегельдина, названная инстанция не раздумывала бы ни одной секунды. Эти события просто ужасны, экономический развал в стране менее ужасен по своим дальнейшим последствиям для нашего государства, они способны привести к неординарным решениям тех, кто, по большому счету, - на Вашей стороне. Один из моих знакомых, человек приветствующий ваши реформы, никогда ничего общего с коммунистами не имевший, заявил мне, что будет голосовать за ...С. Абдильдина!
Я пришла к выводу, что Вы не имеете адекватной информации о жизни в стране (надо дать просто свободу независимым СМИ), Ваши советники - не только имиджмейкеры, но и стратеги и тактики - зря получают зарплату (надо найти других, более образованных и без комплексов маленького человека, которые не побоятся сказать Вам пусть горькую, но правду), а у Вас лично возникло чувство страха, неизменно порождаемое безраздельной властью (несмотря на пути и способы ее получения).
Мой Президент, Вы - не царь, не бог, хотя в СМИ уже пишут, что Вы - чуть ли не его посланник, Вы - человек и Ваша сила в том, что мы, казахстанцы, понимаем, что "ничто человеческое Вам не чуждо". Вы тоже можете делать ошибки, заблуждаться, в том числе и по причинам, не зависящим от Вас. Еще не поздно повернуть лицом к себе - не близкий "электорат", а сотни тысяч граждан государства, в котором Вы работаете Президентом.
"Время по Гринвичу" 18 декабря 1998 года