Кем ты идешь в XXI век, человек?
Ахмет ТАСБАЕВ
Во все нестабильные времена значительность человека определялась величиной его денежного мешка. Остальные достоинства даже умные и талантливые люди часто старались спрятать за номиналом шелестящих купюр.
Вот и сейчас не говорят о человеке: "О, это личность!" Значимых людей сейчас просто называют "крутыми", как будто они крутой кипяток или яйца, сваренные вкрутую. Подобная человеческая сущность отдает каким-то самодурством с примесью фальшивого уважения.
Самое страшное, что многие политические гангстеры сейчас имеют не только "мешочную", но и юридическую власть. Какая трескотня стоит сейчас в печатных и звучащих публикациях о достоинствах этих сильных мира сего! И слог, и мысль, и энергия - все блещет наукообразной декоративной отделкой их судьбоносной роли в истории народа. Пока крутые политики упражняются в красноречии, богатство народа и государства однозначно перетекает в официальные и никому не известные особняки, в злачные места, иномарки. В таких местах личность, собственно, и не нужна...
Какими добрыми делами могут похвалиться нынешние правители? Суверенитетом? Так его не скушаешь. Экономической оккупацией иностранных инвесторов? Но это - удел третьесортных слабых государств. Культурой, с болезненными остатками древних цивилизаций? Наукой? Образованием? Здравоохранением? Все это скатилось в пропасть безвременья. А алчные властители пируют и празднуют победы на политическом Олимпе под проклятия голодных детей, стариков и безработных молодых талантов, среди сплошного криминала и беззакония.
Кто может сегодня назвать что-то приемлемое в организации жизни общества, не покривив душой, не пользуясь политической косметикой? Общество уже задыхается "от лжи и беспредельной крутизны" нынешних властителей, разыгрывающих политические шоу. Народ не верит никаким призывам этих талантливых цирковых трюкачей.
Казахстан - богатая и довольно развитая страна среди "Содружества недоделанных государств" (СНГ) - после обретения суверенитета мог бы за короткий срок стать процветающей страной. Для этого было все: и сырьевая база, и кадры специалистов, и благоприятное географическое положение, и высокое техническое оснащение, и огромный научный потенциал. Не было одного - желания власти осчастливить свой народ. Голодный, холодный, обворованный современными нуворишами, он смиренно ждет хоть каких-то проблесков заботы о себе, но часто, вместо декларируемого "пряника", получает "кнут" (Жанатас, малые города и веси).
Неужели отцы нашего государства никогда не задумываются, что и они когда-нибудь уйдут в мир иной? Что они оставят после себя? Богатство потомкам? Но богатство на фоне всеобщей нищеты, может быть, и не пойдет им впрок. Добрую память людей? Зло, которое они причинили народу, во сто крат большее, вернется их детям... Сплошные вопросы и никаких ответов.
Полным ходом идут политические предвыборные игры. Многое зависит от того, каким будет президент, таким будет в государстве и человек XXI века.
Интересно, за что будет сейчас агитировать здравомыслящая властная вертикаль? О какой борьбе с коррупцией политики ведут речь? О каких социально-экономических преобразованиях? В независимую печать режим бросает бомбы. Коррупционеры не могут бороться сами с собой. Реформы так далеки от народа, что ни их начала, ни конца не видно.
Разглагольствуя о преобразованиях на стыке тысячелетий, властные нувориши довели мирную процветающую страну до разрухи, до дикости и жестокости. И что самое страшное - базарные отношения внедряются не только в экономику, образование, но и в мораль. В общественных отношениях полностью главенствует принцип: "Все покупается и продается, в том числе и честь, и совесть, и душа".
Все, кто участвует в выборной схватке, должны понять, что количественное накопление отрицательной энергии в обществе близится к концу, обязательно должен произойти ее выброс, если не принять своевременных мер. Необходимо срочно переходить во взаимоотношениях на качественно новый уровень.
Если политики будут считать себя умнее народа, то любые призывы бесполезны. Почему большие чиновники боятся откровенного и искреннего разговора о переустройстве государства? В начале реформ какие-то намеки на добрые взаимоотношения были... Помните, одно время шел разговор о равных стартовых возможностях? Все оказалось экономической пустышкой
.Неслучайно вошло в моду выражение "непопулярные меры". Но как может стать популярным наглое опустошение карманов человека?
Взять, к примеру, энергетику - основу экономики любого государства. Ее в Казахстане продали за бесценок "дяде" из-за "бугра", а людей облапошили непродыхаемыми ценами за любую, подчеркиваю, иностранную промышленную продукцию. А ее-то - электроэнергии - море. Дешевой и доступной всем.
В последнее время вроде бы наметился крен в сторону использования альтернативных источников электроэнергии, но техническое решение проблемы опять видится из-за "бугра". А отечественные научно-технические разработки пылятся в экспериментальных экземплярах, научных лабораториях и головах ученых. И вообще, за годы "реформ" столько у нас уничтожено научно-технического потенциала, что его хватило бы на несколько таких государств, как Казахстан. Нет спроса на отечественную инженерную мысль.
Посмотрите на немощных стариков, облизывающихся у витрин роскошных супермаркетов и торговых киосков "купи-продай". За что их наказали? За многолетний ударный труд, результатами которого живут нынешние нувориши? Из каких средств они могут погасить долги за коммунальные услуги сказочной стоимости? Их просто отключают не только от отопления, газа, света - от жизни отключают.
Все политики до выборов клянутся, что после их избрания вокруг закипит райская жизнь, что они в обнимку с народом будут бороться с его бедами. А результат один - равнодушие, корысть, беззаконие.
Это когда-то при решении проблем прибегали к политическим спорам. Сейчас оппозиционные выступления низводятся на грань преступления. Экономику душит личный интерес и чистоган. Отсюда все беды.
Предвыборная борьба - это как раз то время, когда оппоненты могут доказательно и публично опровергнуть высказанные мнения. Но вряд ли это произойдет. Мощнейший аппарат известных структур направлен на подавление инакомыслия. А разговоры о демократии - это политическая бутафория.
“XXI век” 23 декабря 1998 года
TNVP