Американцы точно знают, сколько стоит предвыборное шоу для любого кандидата

Римма БЕКТУРГАНОВА

В другое время, сведи меня случай с американским журналистом, я бы знала, о чем его расспросить. О том, например, как работают и чем живут коллеги в самой демократичной стране мира. Но знакомство с независимым журналистом Александром Джупменом, представляющим авторитетнейшую газету "Вашингтон пост", состоялось в момент, когда мы оба были больше расположены говорить о том, что происходит сегодня в моей стране. Накануне 10 января 1999 года.

- Александр, с чем связан ваш приезд в Казахстан?

- Моя профессия - репортажи из конфликтных мест, особенно в постсоветских странах. Моя тема - взаимоотношения политиков.

- Вы бывали у нас раньше?

- В Казахстане и вообще в СНГ впервые. Я приехал посмотреть, как будут проходить выборы казахстанского президента, разобраться в перипетиях предвыборной борьбы. Скажем так: меня интересуют Нурсултан Назарбаев и его оппозиция.

- И вы уже успели составить определенное мнение о происходящем?

- Я могу изложить сугубо личные впечатления, возможно, пока поверхностные. Мне кажется, в этой стране предприняты громадные шаги по развитию общества. Трудно сказать, вызывают ли они восхищение. Для американцев, например, просто немыслима такая ситуация. Ты вырастаешь в системе коммунизма, впитав все его идеалы, и в один прекрасный день тебе объявляют: все, коммунизм закончился, наступила демократия. Затем ты теряешь работу, становишься бедным человеком, твои жизненные ориентиры ломаются. Ты видишь, как растут преступность, общественная нестабильность вообще. Такое количество реформ за столь короткий срок способно расшатать до основания любую систему.

- Но пути назад у нас уже нет. Одна надежда - на умного, честного, волевого президента.

- Возможно, действующий президент потенциально способен вывести страну из хаоса. Но я считаю, что Нурсултан Назарбаев действует до сих пор как типичный представитель советского стиля руководства. Похоже на то, что он очень боится какой-либо оппозиции. Этим самым он ослабляет собственную позицию, особенно в глазах международной общественности и деловых кругов. Его победа на выборах уже несомненна. Но вызывает большие сомнения с точки зрения демократии. Глубокий экономический кризис в вашей стране неизбежен. Без помощи международных организаций из него не выбраться. А нынешняя политика в Казахстане сильно подрывает доверие к ней.

- С кем из интересующих вас лиц удалось встретиться?

- Я был бы счастлив иметь возможность бесед со всеми, кто имеет влияние на ситуацию в стране. Две-три встречи состоялись. Но я получил крайне ограниченную информацию.

. - У иностранных гостей принято спрашивать о самом приятном впечатлении.

- О, да. Удивительно - ваши

люди улыбаются чаще и, главное, искреннее, чем даже американцы. У нас больше в ходу имиджевые улыбки, у вас - сердечные.

- Вы думаете, мы настолько беспечны?

- Разумеется, нет. Потому что бросается в глаза и другое - люди, особенно на улицах, очень нервные. Жители Алматы не чувствуют себя защищенными, уверенными. Пассажиры переполненного общественного транспорта в этом смысле выглядят почти символически. Это грустно.

- О чем вы собираетесь рассказать американским читателям после командировки в Казахстан?

- Я не готов пока делать выводы даже лично для себя. Одно несомненно: главная проблема в этой стране - деньги. Одни имеют слишком много, другие - слишком мало. Последних - большинство. И этому большинству невероятно трудно найти свое место в реальной жизни, принять перемены. Возможно, многие просто неспособны осознать, что идет небезупречная политическая игра.

- Люди просто хотят покоя.

- И закрывают глаза на то, что между словом "демократия" и реальностью мало общего. Похоже на то, что средства массовой информации недопустимо жестко контролируются или просто покупаются. И все - на этом кончается свобода слова. Снова подчеркиваю - это лишь мое личное мнение.

- А в Америке независимая журналистика - реальность?

- Абсолютная. Американская пресса, будь то консервативное или либеральное издание, отражает исключительно интересы читателя. К примеру, "Вашингтон пост", которую я представляю, -либеральная газета и очень поддерживала в свое время Билла Клинтона. Но если существуют факты, говорящие не в пользу президента, "Вашингтон пост" обязательно их исследует и публикует.

Или возьмем предвыборную кампанию. Наш читатель, являющийся свободным избирателем, имеет право знать и знает, каким образом кандидат в президенты оплачивает не только предвыборное шоу, но и каждое положительное слово о нем в прессе или на телевидении. Ситуация, когда вся система СМИ поставлена на службу одной кандидатуре, а об остальных проходит лишь порочащая информация, - немыслима.

- Было бы неплохо побеседовать о вещах, не имеющих отношения к политике.

- Я тоже весьма сожалею, что всегда не хватает времени на простые темы. То, что вы называете "разговор по душам".

“Ярмарка” 24 декабря 1998 года

TNVP