Стражи демократии властям не указ?
Кенес ДАУТОВ
Продолжая разыгрывать фарс с "честными" перевыборами президента РК, его окружение пытается внушить общественности, якобы они будут свободными и демократическими. Удивительно, как используется с этой целью даже приезд группы наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе - Департамента демократических институтов и прав человека (ОБСЕ-ДДИПЧ). Пропрезидентские СМИ, ничтоже сумняшеся, раструбили на всю республику, что поскольку известная международная организация прислала в Казахстан своих представителей, стало быть не нашли "стражи демократических принципов ничего страшного в наших досрочных выборах". Иначе, мол, какой был смысл идти на командировочные расходы для этих самых наблюдателей. Трактовка, согласитесь, хотя и примитивная, но ловко придумана. И такой словесной мишурой, видимо, можно околпачить неискушенных людей, не ведающих о том, с какими намерениями на самом деле прибыла миссия ОБСЕ в Казахстан. Но те, кто "стряпает" такие инсинуации в угоду заказчикам, лишь вольно или невольно подтверждают, честных и справедливых выборов у нас не предвидится.
Как известно, ДДИПЧ ещё 3 декабря в Осло выразил серьёзные сомнения, что в Казахстане будут соблюдены принципы демократических выборов в том виде" в каком они сформулированы ОБСЕ. В связи с этим международная организация не сочла возможным направить в нашу республику миссию наблюдателей в полном объёме их прибыло всего 15 человек, включая четырёх административных сотрудников. А для полноформатного наблюдения за выборными процессами в Казахстане, по словам руководителя миссии Джуди Томпсон, необходимо более 200 специалистов. Выходит, ОБСЕ не очень потратилась на командировочные расходы для наблюдателей, но это как раз и понижает престижность наших поспешных выборов. Более того, небольшая группа Джуди Томпсон главным образом намерена отслеживать предвыборный процесс, который и вызвал озабоченность в ОБСЕ. Почему? Прежде всего потому, что под предлогом незначительных административных правонарушений Центризбирком отказал в регистрации двум кандидатам, в том числе реальному претенденту на пост главы государства Акежану Кажегельдину. И уже в связи с этим ДДИПЧ усомнилось в возможности проведения свободных выборов вообще.
CМИ. По версии пропрезидентских СМИ после поездки министра иностранных дел РК Касымжомарта Токаева в Осло и подписания меморандума о взаимопонимании о ДДИПЧ, всё, что называется, "устаканилось". Но тут опять же за действительное выдаётся лишь желаемое. Никоим образом не может "устаканится" то, что расходится с обязательствами, взятыми на себя Казахстаном, как членом ОБСЕ. Об этом, кстати, высказался глава центра этой международной организации в Казахстане Ульрих Шенинг во время встречи с Касымжомартом Токаевым. Последний, между прочим, вновь подтвердил приверженность Казахстана к полному выполнению взятых обязательств в области демократических реформ, верховенства закона и прав человека.
Но едва официальная пресса растиражировала эту "приверженность", как на пресс-конференции в Алматы Джуди Томпсон от миссии по оценке предвыборного процесса выразила озабоченность тем, что её замечания не принимаются к сведению соответствующими организациями в Астаны.
И это опять же не прикрыть никакой риторикой.Поскольку миссия Джуди Томпсон заинтересовалась процессом регистрации негосударственных организаций и политических партий в Казахстане, до её сведения доведены факты волокиты с регистрацией движения "За честные выборы" и репрессий в отношении его инициаторов. Поднят также вопрос о том, почему организаторам Республиканской народной партии пришлось начать работу учредительного съезда в экстремальных обстоятельствах и под жёстким прессингом со стороны силовых структур.
Деятельность миссии ОБСЕ-ДДИПЧ в Казахстане, по словам заместителя Джуди Томпсон Владимира Школьника, "никоим образом" не направлена на легитимизацию досрочных президентских выборов. Конечно же, вопрос о лигитимности или нелигитимности "честных" перевыборов главы РК, скорее всего официально встанет после 10 января.
Но миссия ОБСЕ-ДДИПЧ убедилась, что ранее данные этой организацией оценки предвыборной кампании в Казахстане остаются не чуть не лучше, если не хуже.
Обеспокоенность "отдельными нарушениями законодательства о выборах" даже выразил действующий президент. Однако, по мнению Нурсултана Назарбаева, они незначительны, не оказывают серьёзного влияния на избирательную кампанию". Но это как посмотреть.
Разве не сделал бессмысленной президентскую гонку "отстрел" Акежана Кажегельдина? А можно ли отнести к незначительным нарушениям факты запугивания избирателей" с целью добиться их поддержки для действующего президента"? Да и вряд ли можно отнести к "мелочам" неравный доступ к СМИ, широким залам и высоким трибунам, разные дорогостоящие шоу, устраиваемые в интересах единственного незаменимого лица.
Миссия ОБСЕ-ДДИПЧ считала и считает, что поспешные выборы в нашей республике проводить не следует, то есть они должны быть отложены. Но окружение Нурсултана Назарбаева, видимо, доведёт разыгранный спектакль до конца. Что ж, ему никто не указ. Между прочим, и парламент, инициировавший досрочные перевыборы хозяина страны, тоже держит "позу" перед ОБСЕ и другими международными организациями. Так, председатель сената
Омирбек Байгельди ни в какую не согласился с рекомендацией ДДИПЧ отложить президентские выборы в Казахстане. А в мажилисе парламента вообще произошёл курьёз. Когда депутат Валерий Землянов вознамерился довести до коллег суть заявления ОБСЕ о нарушениях международных стандартов в ходе предвыборной кампании, на него зашишикали: дескать, читай эту "крамолу" где-нибудь в другом месте.Таким образом заявления ОБСЕ-ДДИПЧ о том, что президентские выборы в нашей республике противоречат принципам ОБСЕ, явно игнорируются или преподносятся как "точка зрения" нескольких экспертов, не могущая иметь последствий. Что же дальше? Продолжит ли международная организация убеждать наши власти, что выборы в Казахстане все-таки нужно отложить. Скорее всего теперь будут иметь значение не заявления ОБСЕ и других международных организаций, а отношение избирателей к предстоящим выборам. Впрочем, не только это. Иной раз решающим оказывается не то, как голосуют, а то, как считают.
"Нет наименования издания" 29 декабря 1998 года
TNVP