Пик миллиона обещаний

Андрей СВИРИДОВ

Пику - быть! И не только пику

Да не возникнет превратного мнения, будто автор выступает против воистину всенародного почина ТОРНУЮ ВЕРШИНУ - В ПОДАРОК ПРЕЗИДЕНТУ" (цитирую заголовок исходной публикации, интервью начальника Центрального спортивного клуба Вооруженных сил РК генерал-майора Павла Новикова спортивному корреспонденту "КАЗПРАВДЫ" Юрию Лифинцеву, публикация в номере за 18.VI.97). Отнюдь нет - ибо, как сказано в окончании того же заголовка: "ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ!". По правилам русской грамматики, в конце фразы должен стоять вопросительный знак, стоит же восклицательный: этакое милое кокетство журналистского официоза при исполнении приказа довести до всеобщего сведения идеологический вопрос, наверняка уже решенный.

Ну, в самом деле, неужели благодарный народ Казахстана пожадничает подарить какую-то бесхозную вершину лучшему другу казахстанских альпинистов, теннисистов, ономастов и отдельной строкой благонамеренных журналистов, высочайше удостоенных учрежденного 28 июня 1997 года Дня казахстанской печати? Не принадлежу ни с какого бока к числу счастливцев-коллег, премированных "к праздничку" президентскими премиями и стипендиями (а значит, вполне бескорыстно) аз, грешный, прошу лишь милостивого соизволения повергнуть к высочайшим стопам пика Назарбаева свои скромные соображения. Видит Бог, они написаны с единственной целью: еще более развить и углубить верноподданейшую идею боевого генерала Новикова и его бравых подчиненных, водрузивших недавно голубой казахстанский флаг на высочайшей вершине планеты Джомолунгма-Эверест (8848 м). Итак:

Соображение № 1. Именно вышеназванный географическим объект должен, наряду с пиком имени бывшего Комсомола, именоваться пиком Назарбаева! Окружающие же его горы Гималаи следует переименовать в Назарбай. Данная акция сразу подымет на максимально возможную высоту авторитет суверенного Казахстана и будет с восторгом воспринята народом дружественного Непальского королевства. Уверен, это подтвердит любой его подданный, зачатый непалкой и непальцем (хотелось бы, чтобы последних двух характеристик стали достойны и мы с вами, молчаливо позволяющие раздаривать от нашего имени не только горные и приватизационные пики, но и заводы, энергосистемы и прочий всеказахстанский бесхоз).

Соображение № 2. При выборе на роль объекта намеченного переименования именно Малоалма-атинского пика, уже переназванного в далеком, но не забытом 1930-м году в пик Комсомола, удивляет и настораживает вопиющая мизерность замысла.

Высота пика 4376 метров над уровнем моря, категория сложности всего-навсего 2а - так неужели одна лишь скромность погонно-лампасных инициаторов тому причиной? Здесь соответствующим органам, а также пытливым идеологам-добровольцам стоило бы перепроверить политическую благонадежность генерал-майора Новикова: не противник ли он реформ?.. не замаскированный ли сторонник оппозиционного блока "Республика", Русской общины Казахстана, а то и, не к ночному восхождению будет сказано, Гражданского движения "Азамат"?

В самом деле, разве не украшены хребты Заилийского Алатау немалым числом вершин, чьи высоты и категории сложности гораздо значительнее?.. Впрочем, одно другому не помеха - поэтому предлагаю переименовать одновременно и другую, посолиднее, вершину Заилийского Алатау - пик Талгар (4973 м) в пик Назар, повысив заодно его высоту до круглых 5000 метров. Аналогично предлагаю округлить высоту пика Хан-Тенгри (6995 м) до круглых 7 км, в связи с чем изменить транскрибирование названия этой горы на Хан-Тенге. Сие ознаменует героическую стабилизацию курса национальной валюты относительно доллара США посредством систематической невыплаты населению Казахстана зарплат и пенсий.

Памирскому же пику Коммунизма (7495 м) не обязательно округлять высотную отметку до 7,5 км (все-таки другое государство), зато саму вершину надо переименовать в пик Казахстанского Патриотизма. Может быть, таким образом этот пропагандистский зомби обретет, наконец плоть и кровь?, (хотя про кровь как раз лучше не надо!..) И, наконец, нашему родному тянь-шаньскому хребту Заилийский Алатау в соответствии с новыми реалиями лучше всего подошло бы имя Нурсултан.

Соображение № 3. Ареал распространения нового культа ни в коем случае не должен ограничиваться одними лишь безлюдными горным пространствами. В предгорьях, к западу от Алма-Аты располагается Каскеленский район, а в этом районе - поселок Чемолган, "малая родина" всенародно избранного до конца тысячелетия главы государства. Народный писатель Казахстана Шерхан Муртаза справедливо указывал (см. газеты "ЕГЕМЕН КАЗАКСТАН" за 27.V.97 и "КАЗПРАВДУ" за 5.V1.97) на идейную порочность существующих наименований Чемолган и Каскелен, в коих до сих пор звучат имена наших злейших врагов, джунгарских завоевателей XVII-XVIII веков (кстати, почему забыт протянувшийся по бывшей Талды-Курганской, а ныне восточной части Алма-Атинской области горный хребет Джунгарский Алатау?..)

Горячо поддерживаю гражданскую озабоченность заслуженного инженера человеческих душ, и предлагаю переименовать Чемолган, прославленный на весь мир как месторождение будущих президентов, в Назарет. По аналогии с городом в арабской части Палестины, где некогда также появилась на свет одна историческая личность, внесшая пусть и не столь эпохальный, но все ж таки вклад в создание новой" идеологии общественного согласия". Пригородному же райцентру Каскелен в таком случае самим Богом предназначено созвучное имя Вифлеем.

[Позднейший комментарий: Год спустя почти что так и сделали - переименовали Каскеленский район в Карасайский, в рамках историко-стратегической операции по внедрению в отечественную историографию баснословного предка нашего главного шапраштынца. - А. С.]

И последнее соображение: А почему до сего момента наши рационализаторские предложения замыкались чертой одной лишь бывшей столичной области? Надо смотреть выше и шире - в общенациональном масштабе. Такая инициатива была бы, пожалуй, уже не генеральской, а воистину генеральной. Настала долгожданная пора заменить морально устаревшее название "Республика Казахстан" на гордое, окрыляющее и зовущее к новым стратегическим горизонтам вплоть до 2030 года имя - "Султанат Нуристан". Не размениваться же в этом деле на банальную постсоветскую Туркмению, правда?..

“Дат” 4 декабря 1998 года