О чем "молчит" старейший казахский диссидент...

Беседу вел Джанибек СУЛЕЕВ

Встретиться с Хасеном Кожа-Ахметом, некогда популярным политическим деятелем республики оппозиционного толка, бывшим руководителем движения участников декабрьских событий 1986 г. "ЖЕЛТОКСАН" и нынешним председателем движения "АЗАТ", на самых первых президентских выборах в Казахстане составившему конкуренцию Нурсултану Назарбаеву, нас подвигли ряд обстоятельств. Главным из которых следует считать некую непроявленность г-на Кожа-Ахмета на современном политическом фоне.

- Хасен, многих сейчас удивляет Ваша весьма скромная политическая активность. Куда делся прежний Хасен Кожа-Ахмет? Неужели правы те, кто связывает данный вопрос с вашей нынешней работой на посту директора Республиканского музея народных музыкальных инструментов?

- Слышу такие "упреки" почти каждый день. Люди звонят по телефону и спрашивают. "Почему ты не баллотируешься? Почему молчишь?". И я всем подробно объясняю: поскольку законы государства не позволяют, я не выдвигаю свою кандидатуру, т.к. имею административное наказание за участие в митинге в поддержку жанатасцев. Это "КАРАВАН" меня подставил, написав, что я поддерживаю досрочные президентские выборы и будто желаю участвовать в них. Хотя я в глаза не видел в тот момент и в последнее время ни одного журналиста из этой газеты.

Теперь о моем директорстве. Я работал в Музее в середине восьмидесятых, хорошо знаком с целями и задачами этого учреждения. Многие делают вид, что они забыли о том, что, помимо всего прочего, я еще музыкант, композитор. Поэтому я не считаю, что это место мною куплено у власти, тем более ценой измены своим политическим принципам. Не вижу никакого противоречия в том, что я, активный участник национальных движений, сидевший за приверженность национальный ценностям в тюрьме, являюсь сегодня хранителем домбры Абая, Курмангазы, кобыза Ыхласа! Разве власти, будь то Кунаев или Назарбаев, принадлежат эти сокровища народного искусства? Это богатство народа. И в пропаганде этого богатства я также вижу свой неизбывный долг. Если кому-то это очень интересно, то добавлю нелегкий это хлеб. И должность эта далеко не номенклатурная.

Что касается выборов, я уже все откомментировал. Могу лишь повторить, теперь уже для вас. Начнем с того, что предстоящие президентские выборы незаконны по своей сути. Следовательно, я отказываюсь отвечать на вопросы типа. "А за кого вы будете голосовать?". А Марат Оспанов, в свою очередь, не должен пудрить мозги казахстанцам со своим Конституционным Советом К чему затягивать время? У него что, знаний законов или духа не хватает признать, что никакой парламент не имеет никакого права отменять решения Всенародного Референдума? Так что, тема выборов интересует меня постольку поскольку. Как человек, самостоятельно, на свой страх и риск, занимающийся политической деятельностью в течение тридцати лет, я приобрел в этой области определенный опыт. И он мне подсказывает, что главные и по-настоящему судьбоносные события для Казахстана, для казахского народа произойдут не 10 января, а гораздо позже. Вот на эту перспективу я и собираюсь поработать. Будем на основе движения "АЗАТ" создавать политическую партию Патриотов Казахстана. К этому ведет сама историческая логика развития Казахстана Цель этой партии - сохранение территориальной целостности и укрепление независимости Казахстана, вывод государства и народа из экономического тупика, хаоса и духовного разложения.

- Пожалуйста, подробнее о "логике развития", побудившей Вас заняться партийным строительством.

- Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: если завтра в России, вступившей в очередной острый политический кризис, что-то случится, то у нас может аукнуться очень быстро И там и здесь ностальгия по коммунизму достигла своего пика. Допустим, российские коммунисты возьмут власть, тогда у нас могут взять инициативу в свои руки силы, финансируемые тем же Зюгановым. "Новые казахи", как и "новые русские", которыми, между прочим, набиты сегодня эшелоны власти, попросту сбегут из страны. А нация вновь окажется под властью тех же коммунистов и колонизаторов. Но нам нельзя входить в одну и ту же реку дважды В такой или аналогичном ситуации лишь политическая организация с жесткой дисциплиной и обязательствами ее членов перед Уставом в силах организованно сплотить народ перед лицом любых опасностей 'Кстати, сейчас я занят проблемой государственной границы Казахстана, проблемами экологии, которые могут возникнуть, если китайцы осуществят поворот реки Иртыш в Восточный Туркестан. Чтобы поднять ее на должный политический уровень, опять же необходима все-таки партия. Пришла пора серьезной борьбы за национальные интересы, о которых наши власти, похоже, в пылу борьбы за раздел бывшего социалистического хозяйства благополучно забыли.

- Хасен, ответьте откровенно - Вы националист?

- Я правозащитник, патриот своего Народа. Судите сами - я всю жизнь боролся против власти, сначала против коммунистической, затем против нынешней. Но, замечу при этом, всегда в рамках Закона. В годы, когда правила КПСС, я требовал соблюдения того национального равноправия, которое декларировали своей ленинской национальной политикой сами коммунисты При назарбаевском правлении я также требовал и требую соблюдения законов суверенного Казахстана. Иначе зачем народу законы, которые принимаются, но не выполняются? Отсюда и исходит весь хаос, когда отсутствует диктатура закона: либо они для одних писаны, а для других почему-то - нет. Но никто меня не упрекнет в том, что я за счет ущемления других народов хотел поправить положение собственного народа. Сегодня все народы Казахстана оказались в нелегком положении. Но казахи опять на самом дне. И я знаю, почему! Народом правят люди, которые никогда и не думали о казахской независимости, не были готовы ответить на вызов судьбы в лице этой независимости, буквально свалившейся им на голову. Все их действия так и не принесли самого главного - морального удовлетворения для национального самосознания. Да и откуда ему родиться, если они так и не начали работу по пробуждению национального духа (которая особенно необходима бывшим в колонии народам). А без такой работы невозможно строить полнокровное, независимое государство, ограничившись самыми плохими советскими штампами в своей внутренней политике. Западные страны нам хотят навязать "открытое общество" и поэтому поддерживают, рекламируют политиков социал-демократического толка. Я не против социал-демократии. Но необходимо решить вначале вопрос национального возрождения, государственного становления. Перепрыгнув этот этап, как это уже у нас было - от феодализма сразу в социализм, - мы придем в общество, где будет тысяча пробоин.

- Если я правильно Вас понял, то получается, что действующий президент, равно как и вставший к нему в оппозицию экс-премьер, не могут претендовать на звание национального лидера?

- Разумеется. В случае с нашим президентом особо грустить не надо - в конце концов народ сам ему поверил, восхвалял - что было, то было. Он, народ, получил то, что хотел. Для того же, чтобы хотя бы в будущем во главе государства стоял человек, не забывающий о казахской нации, нам и нужна партия. Поэтому, как я и говорил выше, эти выборы для нас не представляют интереса. И так ясно, кто будет президентом. Или вот все сейчас носятся с Кажегельдиным. Но народ его не знает. Когда он три года стоял во главе правительства, он ни разу не пытался встречаться с оппозицией, демократами. В данное время он с головой окунулся в политику, но сказать, что в свои приезды в Казахстан он держит связь с народными массами, с казахскими массами, я не могу. Вы посмотрите на его команду. Иностранные имиджмейкеры, московские. С ним рядом ходит Дуванов, Масанов. Какое им дело до казахов?

- Позвольте не согласиться с Вами. Все-таки связь с казахскоязычным электоратом у Кажегельдина есть. Об этом можно судить по популярности газеты "ДАТ", не устающей ругать власть за отстранение от выборов Акежана Магжановича на сочном государственном языке.

- Безусловно, "ДАТ" - это боевая газета. Я сам прилежный читатель её. Но я удивляюсь нашему народу! Точнее будет сказать, я уже не удивляюсь такой реакции нашего народа, который вовсю читает "ДАТ" и качает головами над теми его страницами, где, допустим, говорится о зарубежных виллах президента. Но эту, с позволения сказать, сенсацию тиражом в десять тысяч - фотографию, я опубликовал в газете "ЖЕЛТОКСАН" еще в ноябре 1993 года! Полистайте страницы всех шестнадцати номеров "ЖЕЛТОКСАНА" - голову даю на отсечение, они не потеряли ни своей актуальности, ни своей остроты... Но народ наш промолчал. В июне 1992 года я проводил голодовку перед зданием парламента. И знаете, под каким лозунгом? "Против диктатуры и надвигающегося культа". Люди после этого шарахались от меня, как от прокаженного. А сейчас? На каждом углу - ой, авторитаризм, ой, диктатура. Сейчас появились новые герои. У них есть деньги, есть широкие возможности оппонировать правящей власти. Прав Сейдахмет Куттыкадам, когда говорит о том, что сегодня за власть схватились богатые люди. Основной костяк нашей оппозиции и самый богатый среди них г-н Кажегельдин - все они прошли через номенклатурные должности. Массовая память коротка, она подчас просто забывает, где находился тот или иной краснобай в свое время. Я им, например, не верю. Ну, вернутся они во власть. И что?! Кто даст гарантии, что они выполнят свои "оппозиционные" обещания?

Ладно, допустим, оказавшись вне власти, такой человек обрел искренность и чистоту помыслов. Тогда давайте смотреть, на кого же он опирается, с какой командой он будет выполнять свои обещания. Увы, рабская психология въелась в наши мозги и сердце. У народа почему-то больше на устах те, кто не просто богат, но еще в недалеком прошлом занимал высокие должности. И это беда не только казахов - неверие в собственные силы, отсутствие четкой гражданской позиции. В 1995 году, накануне референдума, меня прямо на улице остановил как-то один достаточно известный деятель культуры. Он долго-долго призывал меня выступить против референдума, одним словом, вел себя как гражданин, возмущенный до глубины души действиями властей. Спустя всего несколько •суток после нашего разговора, я лицезрел по телевизору этого же человека, который самозабвенно пел дифирамбы... Нурсултану Назарбаеву! Поэтому мне крайне смешно сегодня слышать упреки в свой адрес, что я, Хасен Кожа-Ахмет, оказывается, "молчу"! Но я же не попугай повторять одно и то же. Поэтому я стараюсь предостеречь народ: не кидайтесь вы на обещания, от кого бы они ни исходили, а задумайтесь над биографией их. Но, похоже, старые уроки нам не впрок.

- Что же прикажете тогда делать, чтобы не наступать постоянно на одни и те же грабли?

- Здесь мы возвращаемся к вопросу о партии. Что толку ругать беспрерывно Назарбаева? Надо начинать с себя, это касается и нас, политиков. Надо менять свою гражданскую ментальность. Как это затерто ни звучит, но ничего не поделаешь - надо поднимать с колен народ. Необходимо увести его с пути подобострастия и подхалимажа. Задача политического просветительства собственного народа должна стать первоочередной для патриотически настроенных политиков. Ради достижения такой цели нам и нужна партия, которая объединила бы всех, кому дороги идеи национальной демократии, укрепление государственной независимости. Есть в этом вопросе свои трудности, поскольку силы, потенциально могущие создать такую партию, на сегодняшний день разрозненны, кому-то мешают амбиции, у кого-то опустились руки. Но другого времени уже не будет. И если мы не выполним эту миссию, то история нам не простит наше преступное безучастие в судьбе Родины.

"451 по Фаренгейту" декабрь 1998 года

TNVP