Арал потеряли. На очереди Каспий?
Валентина МАЛАХОВА, г.Баку
КАСПИЙСКОМУ морю грозит беда. Масштабная разработка обнаруженных на его дне запасов нефти может привести к непоправимым последствиям.
Первым приступил к освоению месторождений "своего" сектора дна Азербайджан, переживающий сейчас, как и в конце прошлого столетия, нефтяной бум. В 1994 г. республика заключила "контракт века" с иностранными партнерами сроком на 30 лет. Россия, Казахстан и Туркменистан тоже готовятся стать нефтяными державами.
Общественность бьет тревогу. В конце ноября в Баку, столице Азербайджана и нефтяном центре Каспийского региона, состоялась конференция "Экологические проблемы Каспийского моря и экологическое образование в прикаспийских странах". Ученые Азербайджанской академии наук, университета, члены местного НПО пошли на откровенный разговор с представителями нефтяных компаний и другими деятелями, влияющими на формирование политики в Азербайджане. В конференции участвовали делегаты Казахстана, России, Киргизии и Молдовы.
Разработку морских месторождений с 50-х гг. проводят на Каспии азербайджанские нефтяные компании. Тогда технологии нефтедобычи были механически перенесены с суши - с Апшеронского полуострова - на море. Несколько десятилетий буровой шлам, пластовые воды и другие отходы просто сбрасывались в Каспий. Спасало то, что морская нефтедобыча не была столь масштабной, как это должно стать в наши дни. Теперь, когда стиль работы нефтяников стал экологически гораздо более щадящим, опасность загрязнения Каспия все же многократно возрастает. Нефтедобыча планируется не только на глубинах, где в случае аварий
море быстрее справляется с загрязнением, но и в мелководной части Каспия, на шельфе, "хозяевами" которого являются Россия и Казахстан.В условиях неустойчивой экономики ни одно государство этого региона не желает отказываться от нефтяных ресурсов Каспийского моря, видя в их освоении наиболее легкий путь выхода из кризиса. Не имея собственных средств, правительства привлекают капиталовложения иностранных фирм и ... соглашаются на более мягкие стандарты и нормативы, разработанные, скажем, для Северного моря или Мексиканского залива. Эти водоемы имеют выход на акваторию океанов, они проточны, а вопрос о статусе Каспия до сих пор дебатируется: относить ли его по сложившейся традиции к морям или в силу замкнутости и бессточности к озерам. И если правительство Азербайджанской Республики, где работа над "контрактом века" велась в течение нескольких лет, все же считает его не лучшим из лучших, а лучшим из худших, чего можно ждать от других договоров и контрактов по разработке нефтяных запасов Каспия, которые "серийно" заключаются в прикаспийских странах?
Впрочем, главным врагом Каспия все же является не Запад: иностранные нефтяные компании имеют современное оборудование, используют экологичные технологии и при сотрудничестве склонны к разумным компромиссам. Именно в Европе ставится вопрос о введении эмбарго на ввоз черной икры с Каспия, и недавно на конференции в Швейцарии обсуждалась судьба каспийского осетра. А вот собственные правительства прикаспийских государств пока не способны подняться выше интересов сегодняшнего дня и думать о будущем. Голландская экологическая организация Doen ставит вопрос так: Кувейт или Арал - что ожидает каспийского человека? Есть основания думать, что после полутора десятилетий нефтяной эйфории регион унаследует судьбу Арала.
Сегодня немногочисленная молодь осетровых выгуливается на шельфе Каспия, прежде чем уйти на глубину. Здесь гнездятся тысячи птиц, зарождаются миллионы живых организмов. Скоро на шельфе начнутся работы, и поверхность моря покроется нефтяными пятнами. Прошлой весной нефтяной разлив накрыл большую стаю перелетных птиц на акватории Азербайджана. Вода вынесла множество трупов на один из островов. Не безвредна для птиц и рыб даже разведочная эхолокация. Стресс, загрязнение воды побуждают животных к неадекватному поведению: вблизи Баку тюлени стали кусать людей. Подобные случаи были и на казахстанской акватории. Нефтедобыча опасна для обитателей Астраханского и других заповедников.
Что вскоре останется от Каспия? Безжизненное, сильно эвтрофированное озеро, жадно поглощающее из атмосферы кислород, необходимый людям? Каспий, с его уникальной экосистемой, является достоянием всей планеты, и именно на внимание и помощь международной общественности рассчитывали участники конференции в Баку, принимая решение о создании межрегионального движения "За чистый Каспий".
"Деловая неделя" 11 декабря 1998 года
TNKN