Обретая власть, теряешь свободу
Беседу вел Юрий МИЗИНОВ
(Интервью с директором Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Ермухаметом Ертысбаевым)
- Есть ли у Назарбаева "команда", в смысле - слаженный коллектив, работающий по современным политическим технологиям? Такой вопрос возникает по следующим причинам. Во-первых, все манипуляции с назначением досрочных выборов были сделаны "нечисто", что вызвало вполне справедливые и логичные претензии оппозиции. Во-вторых, то, что происходит сейчас с "насильственными" сборами подписей, грубым подавлением оппозиции, говорит об отсутствии профессионализма у "команды".
- Команда у Назарбаева, в смысле слаженного коллектива, безусловно, присутствует, и она перманентно обновляется. Работает ли она по современным политическим технологиям? Не всегда. Понимаете, все 90-е годы с момента провозглашения независимости и первых президентских выборов у Назарбаева не было реальных конкурентов и он достаточно жестко контролировал весь политический процесс. Не было надобности в сильных имиджмейкерах, политических аналитиках, и это чревато потому, что жизнь меняется.
Я понимаю, на что вы намекаете. Легко впасть в разного рода иллюзии, и одной из них является ощущение стабильности мира. Многие люди из команды президента не отрицают развития в принципе. Но его представляют себе как совокупность количественных перемен, как продолжение существующего, а не как возникновение качественно новых факторов, условий и ситуаций. Мне представляется, что в связи с досрочными президентскими выборами в Казахстане возникла качественно иная ситуация, нежели была прежде: групповые интересы общества не совпадают и разрешить накопившиеся противоречия можно только в форме политического соперничества.
Если бы от меня зависело принятие окончательных решений, я бы предложил другой вариант досрочных выборов. Например, согласно статье 53 Конституции РК, президент вносит предложение о проведении досрочных выборов с обязательной регистрацией всех его основных противников, в первую очередь Кажегельдина. Я убежден, что Назарбаев в конечном итоге одержал бы победу. Только дилетанты не знают всей мощи государственной власти, харизмы и энергии самого Назарбаева, который сейчас усиленно работает, объезжая все регионы.
Тема насильственного сбора подписей в поддержку действующего президента сильно преувеличена. К сожалению, дураков в исполнительной власти, особенно на районных уровнях, хватает, и некоторые чиновники слишком ретиво или крайне халатно отнеслись к начавшейся избирательной кампании. Сам Президент уже выразил свое крайнее неодобрение подобных фактов, которые имели место. Но эти факты - не тенденция, а отдельные фрагменты. Неужели вы серьезно полагаете, что президент или ответственные работники его администрации дали указание собирать подписи исключительно административным путем? Единый управленческий стандарт был в КПСС и отсутствует в президентской исполнительной вертикали, многие чиновники либо сами проявляют "инициативу", либо легкомысленно относятся к своим обязанностям. Не исключаю и таких, которые намеренно хотели бы дискредитировать Назарбаева (недовольные есть и во власти). Представлять дело таким образом, что подобные приказы исходят из высших эшелонов власти, неверно.
- Как Вы оцениваете факт выдвижения Г.Касымова? Многие считают его президентской "подставкой", призванной лишь подтвердить альтернативность президентских выборов.
- Я не исключаю, что в президентском штабе решили раскручивать Касымова. Это распространенная практика в политических технологиях избирательных кампаний. Но в данном случае президентская команда вступила в рисковую деятельность, ибо Касымов эмоционально, шумно и горячо начал оспаривать у Назарбаева возможность определения характера и поведения власти. Его скандальные интервью "Каравану" еще до его выдвижения создали вокруг этой фигуры ореол жесткого политика, готового пойти на решительные меры по исправлению сложившейся предкризисной ситуации. Еще более сильное воздействие на электорат произвело его интервью с ведущим программы КТК "Портрет недели" А.Новиковым. Хотя оно было воспринято неоднозначно, но в общественном мнении прочно укрепился стереотип, что Гани Касымов -"настоящий мужик", который умеет постоять за себя, а, следовательно, наверняка сумеет отстаивать интересы государства и простого народа. Не меньший эффект оказал и повторный визит на КТК генерала Касымова, который продемонстрировал, что он действительно "настоящий мужик", умеющий быстро признать и исправить допущенную им ошибку. Оппозиция окрестила Касымова "президентской подставкой", и такая точка зрения рентабельна; Касымов всегда входил в число явных фаворитов президента. Но мне хотелось бы обратить внимание на следующее обстоятельство: присущая Касымову и отмечаемая всеми наблюдателями харизма, в хорошем смысле этого слова: авантюризм в глазах, умение держаться на публике, относительное понимание имеющих место проблем, решительность в действиях - делают эту фигуру достаточно значимой. Уже одно то обстоятельство, что за столь короткий срок и с весьма ограниченными финансовыми и людскими ресурсами ему удалось собрать 160 тысяч подписей, говорит само за себя. Причем, как показывают мои наблюдения, в электоральную базу Касымова вошло большое количество людей, ранее никогда не участвовавших в каких-либо выборах. Генерал явно не страдает комплексами и своим экстравагантным поведением разбудил многих из долгой политической спячки. - Вы являетесь секретарем соцпартии. Что Вы сделали, чтобы защитить председателя партии П.Своика, который подвергался и подвергается насилию со стороны власти?
- Мы с Петром Своиком уже 7 лет в одной политической партии, и за это время нам часто приходилось спорить по многим вопросам. Я всегда пытался уберечь его от неприятностей, и все руководство СПК было заинтересовано в том, чтобы Своик как можно дольше оставался в правительстве. Разумеется, что я отрицательно отношусь ко всякого рода административному давлению на Своика, если это имеет место, но и Петру Владимировичу не мешало бы умерить свой гонор. Что я сделал, чтобы защитить председателя партии? Я неоднократно обращался к президенту и советовал возвратить Своика во власть, назначить, например, его акимом одной из областей. Но Президент, видимо, разочаровался в нем. Глава государства четырежды назначал Своика министром и сделал много для него хорошего, но политика - жестокая и неприятная вещь, разъединяющая часто людей на непримиримые позиции. А было время, когда мы дружили семьями и часто общались: я, Марат Оспанов, Петр Своик...
- Как Вы считаете, возможно ли оживление деятельности соцпартии в связи с соответствующими изменениями Конституции? Если - да, то как конкретно?
- Я считаю, что реанимация социалистической партии жизненно необходима. И как ни странно, это нужно прежде всего и главным образом президенту. Сказанное вовсе не означает, что власть должна оказать всемерную поддержку социалистам: мы не желаем быть партией-сателлитом исполнительной власти. Но нам нужна серьезная трибуна для пропаганды социал-демократических программных установок, нам необходима реальная политическая инфраструктура, в которой мы могли бы действовать, а не заниматься имитацией политической деятельности.
Помните Чаадаева, который однажды сказал, что любит Родину, но не с завязанными глазами. Так и социалисты, которые поддерживают курс реформ, но подвергают жесткой критике стратегические и тактические промахи.
Как оживить СПК и вновь привлечь к ней внимание? Способов много, но игру делает интересной не только относительное равенство шансов, но и характер ставок. Если ставки никого не интересуют, игра не привлечет по-настоящему интересных участников. Вспомните Верховный Совет, избранный в 1990 году. Тогда политика впервые в истории Казахстана рассматривалась как процесс, в ходе которого в самом деле решались жизненно важные вопросы, и такая политическая атмосфера спровоцировала общественные страсти и привлекла яркие характеры. Я искренне надеюсь, что политическая ситуация будет благоприятствовать возрождению СПК.
- Намерены ли Вы заняться политической деятельностью как самостоятельный политик? То есть заявить о собственных политических амбициях (в хорошем смысле этого слова)?
- Я уже заявлял о собственных политических амбициях в качестве депутата и лидера социалистов в первой половине 90-х годов. Меня называли одним из лидеров оппозиции. Серьезная политика треплет сознание, изматывает нервы, опустошает душу. В итоге - разочарование. Когда в марте 1995-го президент позвал меня в свою команду в качестве советника по политическим вопросам, то я охотно согласился, а поработав рядом с Назарбаевым три года, всеми фибрами души понял сакраментальное изречение Фрэнсиса Бэкона: "Какое странное желание: обрести власть и потерять свободу".
А вообще, какой смысл вы вкладываете в "собственные политические амбиции"?
- Ну, например, выдвинуться кандидатом в президенты. Выдвигаются же Энгельс Габбасов и никому не известный Жаксыбай Базильбаев.
- Во мне умер дух авантюризма, а если серьезно, то до тех пор, пока Назарбаев находится в отличной интеллектуальной и физической форме, рационально мыслящий человек вряд ли решится на подобный шаг. Мне нравится Назарбаев, и я хочу, чтобы он оставался президентом.
- Ранее Вы заявляли о неконструктивности оппозиции. В связи с появлением новых действующих лиц и современной насыщенностью политической жизни как Вы теперь оцениваете действия оппозиции?
- Я говорил о неконструктивности оппозиции? Если честно, то я жалею о некоторых словах, которые произносил вслух и печатно. Оппозиция не может быть неконструктивной, иначе это уже радикальный экстремизм или еще похуже. Оппозиция во все времена была конструктивной, и в цивилизованных странах существует четкий политический механизм, позволяющий оппозиции зорко следить за действующей властью. И не просто критиковать власть, а в случае необходимости сменять власть, если последняя не оправдала надежд народа. Я думаю, что настало время законодательно закрепить права оппозиции в Казахстане. Надо начать с выборов парламента.
- Как, по Вашему мнению, отразится мировой финансовый кризис на нашей республике?
- Он уже отражается. Население активно скупает доллары, Нацбанк ежедневно продает по 10-12 миллионов долларов, курс тенге медленно, но неуклонно растет. Существует резкое противоречие между жестко заданной экономикой и политическими ограничениями возможностей ее реализации. Из политических соображений усилилась экспансия социальных обязательств, но это может усугубить финансовый кризис. Думаю, что 1999 год будет трудным.
"451 по Фаренгейту" декабрь 1998 года
TNVP