Семей как старая кляча: содержать накладно, на живодерню - жалко

Сая ИССА

Ей-Богу, не хотел садиться за материал, но когда услышал, что президент Назарбаев посетил землю великих казахских мыслителей Абая, Шакарима и Мухтара, чтобы по шариату получить благословение старейшин этой священной земли в предстоящих предвыборных гонках, признаюсь, не выдержал.

Не знаю, как аруахи отнесутся к этой затее, кощунствовать, право, и в мыслях нет. Но не могу молчать.

У Абая есть великие строки, где он говорит о стыде Примерно такое чувство стыда испытывал, когда увидел президента Назарбаева на абайской земле. Почему?

Абай еще задолго предупреждал: "Стыдишься, потому что сострадаешь человеку и думаешь: "Япырай, что стало с этим человеком? Почему он вдруг поступил так недостойно?", краснеешь за него".

Неужели у Президента не было угрызений совести, когда решил лететь к мазарам Абая и Шакарима? Какими глазами он смотрел на потомков этих великих людей, какие речи произносил перед ними? А ведь такие же речи говорил он в дни юбилея великого мыслителя, когда обещал передать в Международный фонд Абая 100 тысяч долларов из собственного гонорара. Выполнил ли он свои обещания? Из достоверных источников известно, что по сей день на счет этого фонда от Назарбаева не поступили эти деньги.

Мне было неловко за своих земляков, которые вмиг забыли учение великого предка, духовного наставника, которому приехал поклониться сам президент Казахстана. Стыдно и за аксакалов, благословивших непостоянного в словах главу государства. Никто из них не спросил, что же произошло с казахским народом? Почему люди свыклись с нищетой и разрухой?

Вместо того чтобы сказать обо всем этом открыто Президенту, предъявить претензии ему как главе государства, а ныне, кандидату в президенты страны наперегонки кинулись воспевать хвалебные оды Нурсултану Назарбаеву.

Даже мне самому стало стыдно. О казахи мои, до чего вы низко опустились! Если бы видел бы в эту минуту вас Абай, то вновь попросил бы закопать в землю.

Почему вы не сказали Назарбаеву о том, что его визирь, мырза Жакиянов, бросил на произвол судьбы Семипалатинскую область, не без его участия над полигоном нависла угроза ядерных выборов? Ведь он со своим нукером Лукиным в бытность свою акимом Семипалатинской области подписал постановление о демонтаже ядерных объектов, замурованных шахт и штолен на территории бывшего ядерного полигона. Из них изрыгается смертельный яд, который косит каждого, не щадя младенцев

А ведь моим землякам выпала такая возможность - предъявлять эти претензии кандидату в президенты страны Нурсултану Назарбаеву. Надо было повести его к этим взорванным ядерным шахтам, показать "плоды" его деятельности за время президентского правления. Увы, не хватило ни смелости, ни мужества. Если так поступают люди, призванные оберегать великий дух казахской нации, то, что же говорить об остальных казахах?!

Теперь о строящемся мосте. Да будет известно, что 250 миллионов долларов, которые предоставили японцы, надо будет полностью выплачивать. Известное дело кому - нам, нашим детям и внукам. Не думаю, что наши внуки будут ездить по этому мосту, скорее, провожать голодными глазами колонны автопоездов. В худшем случае будут бомбить эти караваны. Одним словом, надеяться на хорошую жизнь не приходится. А 340 рабочих, занятых на строительстве моста, не составляют и одного процента безработных Семея. Пусть аким города г-н Чайжунусов поинтересуется у каждой семьи: есть ли работа и как они существуют? После этого докладывает кандидату в президенты страны г-ну Назарбаеву сколько голосов отдадут за последнего. Экономика Семея сегодня лежит на боку, большинство предприятий не работают, совхозы и колхозы разогнаны г-м Жакияновым. Чтобы убедиться в этом, Нурсултану Назарбаеву нужно пройти несколько шагов, посмотреть на производственные здания "камволки", мясокомбината, которые напоминают Грозный после артобстрела. Вот типичная картина сегодняшнего Семея, символа XXI века.

Пусть не обижаются на меня мои земляки, что я сравнил Семей со старой клячей. Ведь по вине некоторых горе-политиков мой некогда прекрасный город стал таковым. На этой кляче теперь не только проехаться, но и выбраться на прогулку стыдно, а вдруг отбросит копыта? Ведь эта кляча вся заражена, больна, и нет никакой надежды, что поправится, пока сама в себе не найдет силы, чтобы сбросить с себя этот хомут гнета.

“Дат” 30 ноября 1998 года

TNVP